Доклад из опыта работы «Создание мини-музея в группе «Удивительная роспись», воспитатель Скулганова Е.Н., старший воспитатель Медведева О.Н.
Документы для скачивания
Доклад из опыта работы «Создание мини- музея в группе «Удивительная роспись» Подготовила: Скулганова Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ" Детский сад комбинированного вида №10 г. Ш ебекино Белгородской области" 2016г. В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему не обходимо с дошкольного возраста – благоприятн ого период а воспитания патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопережива ть. Для нас это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни- является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Одной из современных форм работы с детьми в ДОУ является мини- музей, который позволяет применять развивающие технологии и разнообразные методы, приемы работы с дошкольниками по различным тем ам. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому они имеют приставку – «мини»- это и возраст детей, для которых они предназначены, и очень небольшое пространство, которое они занимают в детском саду, и размеры экспозиций, и определенная ограниченность тематики. Мини- музей- это еще и одна из форм проектной деятельности в работе с детьми по теме. Мини- музей должны отличать не только научная достоверность, но и удачно найденная образная форма, чтобы информация была для ребенка запоминающейся. Мини- музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини- музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Создание мини – музея «Удивительная роспись» проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. Мини- музей в группе родился с малого – уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. И в результате музей стал «изюминкой» нашей группы. Целью создания данного мини– музея стала: ф ормирование духовно- нравственных чувств дошкольников через музейную педагогику. Задачи нашего мини – музея: 1. Познакомить воспитанников, родителей, педагогов с историей страны на примере народных промыслов. Возникновения и создания матрешки. 2. Обогащение предметно – развивающей среды группы с помощью создания мини- музея, закладывание культурных ценностей. 3. Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами. 4. Формирование у дошкольников представления о музее. 5. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность( при создании творческих работ с использованием аппликации, рисования, лепки) . 6. Привлечение родителей к сотрудничеству. 7. Воспитание осознанного интереса к русской народной культуре. В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини- музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции. На п рактическ ом этап е происходил сбор экспонатов, их группировк а, оформлен ие, изготовление игр, макетов. В процессе создания мини- музея нами учитыва лись следующие принципы: интеграции- мини- музе й долж ен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных обла стей; деятельности и интерактивности- мини- музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности( использовать экспонаты в сюжетно- ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д. ) ; научности- представленные экспо наты должны достоверно отражать тематику мини- музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком; гуманизации и партнерства- мини- музей долж ен предполагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект- субъектных отношений в системе" взрослый- ребенок" , " ребенок- ребенок" ; культуросообразности- мини- музей должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве; динамичности и вариативности- экспозиции мини- музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы; разнообразия- наполнение мини- музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира; регионального компонента- мини- музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматрива л подведение ито гов работы, открытие мини- музея « Удивительная роспись» в группе, организацию выставки для родителей и гостей. Музейные экспонаты менялись в соответствии с возрастом детей. Для детей 2 младшей группы была организована выставка «Народные промыслы», в средней группе действовала экспозиция « Голубое чудо – гжель», «Золотая хохлома», в старшей группе – «Дымковская игрушка», « Филимоновские свистульки». В 2016- 2017 учебном году, у читывая возрастные особенности детей группы, экспонатом нашего мини- музея стала русская народная игрушка, символ России- матрешка. Общими усилиями педагогов и родителей мини- музей был пополнен новыми матрешками: деревянными, вязанными, выполненными аппликацией на ткани, изготовлен макет Матрешки, дидактическ ие игр ы, выбран новый дизайн оформления. Разделы экспозиции мини- музея «Матрешка» включают: Раздел «Путешествие в историю»( конспекты ОД, бесед, экскурсий) . Задачи раздела: пробуждать интерес к жизни наших предков; знакомить с историей возникновения Матрешки; воспитывать уважение к своему народу. Раздел « Такие разные Матрешки. Задачи раздела: познакомить детей с разнообразием Матрешек, использованием разной росписи. Раздел « Рукотворные Матрешки ». Задачи раздела: познакомить с Матрешками, выполненными своими руками. Экспонаты музея пополня ются и созда ются совместно с родителями и детьми. В результате совместной творческой деятельности в мини- му зее появились самодельные расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поде лки из разнообразных материалов, дидактические игры. Отличительной чертой и преимуществом этого мини- музея, является возможность увидеть старинные, в том числе и редкие экспонаты. Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определя ется продолжительность работы. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини- музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами, помогут по- другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно. Залог успешного и востребова нного хорошего мини- музея – его интерактивность. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини- музе е не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок- лишь пассивный созерцатель, а здесь он- соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Детям разрешаем расс мотреть вблизи игрушку, посуду, они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Важное место в работе мини- музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Были организованы такие выставки как «Мастера – умельцы»( 2 младшая группа) , «Удивительная хохлома»( старшая группа) , «Гжельская посуда»( средняя группа) , «Дымковская слобода»( старшая группа) и др. Большое внимание мы уделяе м подготовке юных экскурсоводов в старшей группе, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи: - выявление творческих способностей детей; - расширение представлений о содержании музейной культуры; - развитие начальных навыков восприятия музейного языка; - создание условий для творческого общения и сотрудничества. Мы, педагоги МАДОУ" Детский сад комбинированного вида №10 г. Ш ебекино Белгородской области" , стремимся наполнить детские сердца чувством любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству посредством мини- музея «Удивительная роспись». В результате познавательно- исследовательской деятельности дошкольники получили от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о декоративно–прикладном искусстве. У детей стали формироваться представления об истории происхождения декоративно- прикладного искусства, о его многообразии и видах.