a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

творческая тема

Автор: Такин Юрий Васильевич Опубликовано: 2016-12-05 09:41:20

 

МОУ «Бешпельтирская СОШ им. Н.Н Суразаковой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование патриотической компетенции

учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

                                                                     Такин Юрий Васильевич,

                                                                  учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

с.Бешпельтир

2014 г

Содержание

 

  1. Введение.

       1.1  Актуальность творческой темы.

       1.2  Актуальные проблемы в педагогической деятельности.

       1.3  Гипотеза методического проекта.

 

  1. Формирование патриотической компетентности учащихся

через создание учебных проектов на уроках истории.

      2.1  Цели  и задачи проекта,  объект и предмет  

             исследования,  сроки реализации.

      2.2   Условия реализации проекта.

      2.3   Основные приемы и методы работы.

      2.4   Промежуточные результаты и критерии оценки.

  1. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

                                                     

      1.1  Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в общественно-политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны и народа.

Сегодня, на фоне глубоких кризисных явлений в стране, стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания в школе заговорили на государственном уровне.

       Моя работа над методической темой «Формирование патриотической компетенции   учащихся  через создание учебных проектов на уроках истории и обществознания»  обусловлена  изменением требований к подготовке выпускников школы    и  переориентацией  технологий обучения на  личностно – деятельностный  (компетентностный)  подход к учащимся.   

       Методика преподавания в  современной  школе  требует  развития ребенка  на  основе учебной  деятельности,  т.е. главное -  «научить ребенка учиться».  

Я считаю, что, именно работа над учебным проектом  способствует развитию навыков самообразования,  обеспечивает индивидуальный и творческий подход с учетом интересов учащихся.

        Актуальность своей творческой темы я вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся – ценностно-смысловых  установок, патриотической компетенции, на воспитание активной жизненной и гражданской позиции  обучающихся .

 

      1.2  Для меня, как  учителя гуманитарного цикла, главной проблемой является  состоявшееся деидеологизация  всех сфер  общественной  жизни.  Следствием разрушения идеологии  явилась ситуация духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями.

     Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Этому в немалой степени способствовали учебники истории конца 20 века. И в 21 веке  учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач.   

           Решение этой проблемы требует от учителя пересмотра рабочей программы в части увеличения числа практико-ориентированных  уроков, точнее уроков, направленных на патриотическое воспитание;  введения элективных курсов, которые позволят ученикам формировать императив гражданственности и патриотизма на основе усвоения значимости России в мировой истории, гордости за деяния соотечественников.

         Мне кажется, что есть проблемы в содержании учебников по истории.     Например, в учебниках истории не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра 1, М. Сперанского, Александра 2, Л.Н. Толстого,  Г. Жукова, Р. Зорге, С. Королева, Ж. Алферова и других достойных сынов Отечества, то они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.

         Например: историк С.М.Соловьев, писатель Ф. М. Достоевский, общественный деятель В.И. Ульянов (Ленин) – всегда желали поражения России в войнах: Соловьев и Достоевский – в Крымскую 1853 – 1856гг., Ленин – в Первую мировую войну 1914 – 1918гг. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?

Если отойти от идеологических и других пристрастий, то не трудно понять, что все они – истинные патриоты России. И Ф.Достоевский, и С. Соловьев, и В. Ульянов (Ленин) любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, по разному. Считаю, что патриотическая компетенция включает в себя развитие толерантности, ответственности за свои поступки.

       Актуальной я считаю и такую проблему, что за 2 часа учебного времени, определенного учебным планом на изучение предмета «История», мне необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

     По-моему, обозначенные проблемы можно решить,  лишь подкрепляя теоретический материал  практической деятельностью.

 

    1.3. Гипотеза: формирование патриотической  культуры современного школьника  предполагает  создание  основ  для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, толерантности, общенационального достоинства и достатка. 

 

 

 

 

  1. Формирование патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и обществознания.

          

 

2.1 Стратегической целью проекта является формирование ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны и республики.

 

Задачи:

  - разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности;

  - выбрать  личностно значимые  для учащихся объекты, позволяющие раскрыть многогранность нравственного наследия на доступном для учащихся уровне;

  - развивать познавательно-исследовательские умения и  навыки: работы с различными источниками исторической информации;

  - создавать условия для  осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, республики, села.

 

      Объект исследования: совершенствование методики преподавания уроков истории в сельской малокомплектной школе.

     Предмет исследования: формирование гражданственно – патриотической компетенции  учащихся.

   Срок реализации: 3года

Этапы раб

сроки

                  Направления работы

 

1 этап

2014-2015

учебный год

Изучение теоретической основы творческой темы. Разработка и внедрение механизма развития у обучающихся навыков проектной деятельности

 

2 этап

2015-2016 учебный год

Накопление дидактического, методического материала; участие в конкурсах учебных проектов разного уровня

 3 этап

2016-2017 учебн год

Самоанализ и обобщение результатов по творческой теме

 

 

2.2 Условия реализации проекта.

      В сельской местности крепки устои семьи, соблюдается связь поколений и есть богатый материал для краеведения.

     Наша школа - сельская, малокомплектная, где обучаются дети  из семей среднего и ниже среднего достатка. У многих  нет возможности иметь свой компьютер, свою домашнюю библиотеку, оснащенную современными энциклопедиями  и, конечно, нет свободного доступа к сети Интернет.    В связи с этим возникает потребность создания условий для получения качественного образования, соответствующего современным требованиям открытого образовательного пространства, т.е.использование ИКТ.

    В школе есть компьютерный класс, в кабинете  ноутбук с проектором,  музейный уголок, т.е. условия для индивидуальной творческой работы учащихся  можно считать нормальными.

        

2.3. Основные приемы и методы работы:

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • личностно – деятельный подход;
  • проблемно – поисковый метод;
  • метод сотрудничества;
  • метод проектов;
  • метод наглядности.

 

Виды и формы проведения занятий:

  • внеклассная работа;
  • урочные (лекции с моделированием учебных ситуаций, круглые столы, семинары, мини конференции);
  • практикум по разработке проектов и мини проектов.

 

Основными путями решения профессиональных проблем считаю:

  1. Создание условий для формирования у учащихся патриотической компетенции на уроках истории и обществознания.

       Это находит свое выражение в наполнении задач каждого урока патриотическим содержанием. Для этого, я стараюсь связать учебный материал каждого урока с местным материалом

      Например, при изучении  героических страниц истории России, я даю  им  информацию о разных точках зрения современных историков этому историческому факту, и обязательно, подвожу детей к тому, чтобы  они высказали свою точку зрения, обосновав ее конкретными примерами. Примерами, взятыми  из рассказов очевидцев, из художественной литературы или кино. При таком общении с детьми, восприятие  истории России происходит  через историю своего села и семьи, и конечно, формируются патриотические и гражданские чувства учащихся.

 

  1. Применение на уроках и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном музее.

 Музейный уголок в нашей школе имеет краеведческий материал и   создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и  исследования.

Использование краеведческого материала помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности,  выработать собственную гражданскую позицию.

На 23 февраля, организовал встречу 8классников с тружениками тыла Тодогошевой З.И и Чунижековой Л.А. Дети с удовольствием слушали рассказы свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят.

Оценив это, я хочу продолжить такую работу  ко Дню  Памяти, т.е. на    9 мая.  Встречи с людьми, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешними, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, должны быть обязательными.  Так как, их с каждым годом становится все меньше и меньше, а знания и опыт, получаемые ребятами от таких встреч поистине велики. 

 

 

  1. Индивидуализации работы с одаренными детьми – организация исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.

     В современной школе эффективным является проектный метод обучения, т.к он

  • формирует понимания Родины на различных этапах развития России и Республики Алтай;
  • развивает умения и навыки работы с различными источниками исторической информации;
  • способствует воспитанию культуры устной и письменной речи;
  • формирует поисково- исследовательские умения и навыки;
  • воспитывает чувство ответственности за результаты своего труда;
  • развивает умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект.

         

При изучении материала по истории родного края создаются такие условия, при которых можно активизировать познавательную творческую деятельность учащихся.

            Например, при изучении государственных символов России, обучающиеся 6 класса составили учебные проекты:

- Символы России. Флаг.

- Символы России. Герб.

- Символы России. Гимн.

 В 8 классе учащиеся  составляли  небольшое сочинение «Детство, опаленное войной», «Сталинградское сражение», «У войны не женское лицо».

 

 

2.4 Промежуточные результаты и критерии оценки

В ноябре месяце в школе проходила «Неделя педагогического творчества» в рамках которой проводился и конкурс ученических проектов. По истории участие приняли 5 работ, из них 3 были номинированы.

         В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль по пятибальной системе. Промежуточный контроль – наблюдение активности на занятиях, и дискуссиях круглых столов, мини конференций, семинаров, обсуждение и анализ творческих работ – проектов.

         Итоговый контроль заключается в  защите проекта.  

 

 

 

3.Заключение.

           Считаю, что историческое наследие, культура народов страны – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботиться об их сохранении.

Поэтому, организованная проектная деятельность школьников, призвана способствовать формированию патриотической компетенции на уроках истории. Результатом освоения школьниками навыков проектной деятельности становится развитие у выпускников школы активной нравственной и жизненной позиции. Они могут оценивать события отечественной и  истории Горного Алтая на основе личной ценностной ориентации.

        

 

 

Оставить комментарий: