a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рп 6 кл общ

Автор: Такин Юрий Васильевич Опубликовано: 2016-12-05 09:53:33

Документы для скачивания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ

  1. Пояснительная записка

Вклад учебного предмета в общее образование

Место и роль предмета  «Обществознание» в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное становление личности человека. Современное развитие,  социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические. Экономические, политические, правовые, этические. Социально-психологические знания в целостную ,педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя,  других людей,  процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.

Особенности рабочей программы по предмету

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа. ( 1 час в неделю)

Формы и методы работы с учащимися

Устные ответы, тестирование,  творческие работы.                                                                                                                                                                                                                                        

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская.

Рабочая программа рассчитана на применение в шестом   классе средней общеобразовательной школы в 2016-2017 учебном году.

Структура рабочей программы:

Рабочая программа состоит из Пояснительной записки, описания предметного курса, тематического планирования, поурочного планирования, методических рекомендаций..

Срок реализации рабочей программы 2016-2017 учебный год

2.Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания и методического аппарата УМК

  1. Учебник «Обществознание» для 6 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ. 2.Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс: рабочая тетрадь.                                                                                                                                          3.Поурочные разработки к учебнику Л.Н.Боголюбова.

Структура и специфика курса: Курс «Обществознание» в 6 классе состоит из трёх разделов, материал которых раскрывает тему   «Человек». В первой главе учащиеся знакомятся с понятием «личность», знакомятся с потребностями человека,  осознают труд как главную потребность человека, основу формирования личности, основу жизненного успеха человека. Во второй главе учащиеся знакомятся с понятием «межличностные отношения», местом человека в группе,  нормами и видами  общения, учатся вести себя в конфликтной ситуации. В третьей главе учащиеся знакомятся с нравственными качествами личности.

Целевые установки для класса

1.Способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдению законов и правопорядка, развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

2.Способствовать формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина.

  1. Способствовать развитию:

- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников,

- умения анализировать и систематизировать получаемые данные,

- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

«Обществознание» изучается в основной школе  с 5 по 9 класс. На изучение предмета в данных классах отводится по 1 часу. 34 часа в год на 34 рабочих недели.

Распределение учебного материала в 6 классе

 

Наименование главы

Количество часов

 

Введение

1 ч

1.

Человек в социальном измерении

12

2.

Человек среди людей

10

3.

Нравственные основы жизни

8

4.

Повторение

3

 

Итого

34

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1 Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

2.Развитие личности,  ее социализация,  повышение уровня ее духовно­ нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка.

3.Ценность образования, труда.

4.Ценность семьи, здорового образа жизни

5.Толерантное отношение к людям другой национальности.

 

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

 -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

 -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

 -в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

 -в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

 -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

 относительно целостное представление о человеке;

 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

 знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Основной инструментарий для оценивания результатов:

Предметные результаты: в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:  анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, мини-проекты

Система оценки достижений учащихся:                                                                                                                                                                          Оценка «5»  - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.                                                                                    Оценка «4»  - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.                                                                                                                                                                                                                                      Оценка «3»  - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.                                                                                                                                   Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.                                                                                                                         

Критерии оценки тестового задания:

90-100 %

5 «отлично»

70-89 %

4 «хорошо»

50-69 %

3 «удовлетворительно»

Менее 50 %

2 «неудовлетворительно»

6.Содержание учебного курса

Тема

Кол-во часов, краткое содержание учебной  темы

 

1.

Введение

Что изучали в 5 классе. Знакомство с курсом обществознания в 6 классе

1 ч 

2

Глава I. Человек в социальном измерении

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.

12ч

3.

Глава II. Человек среди людей

Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.

10 ч

4

Глава III. Нравственные основы жизни

Добро, смелость и страх. Человечность.

8 ч

5.

Итоговое повторение

Повторение и обобщение материала курса обществознания.

3 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ

 

№ и тема урока

Кол-во час

Элементы содержания урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

Домашнее

задание

Дата

Введение (1 час)

 1. Введение

 

 

1

Урок повторения и актуализации знаний, полученных в 5 классе. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома

Вспоминают основные итоги прошлого года обучения. Знакомятся с основным содержанием курса 6 класса, с  перспективой совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

введение

 

Глава 1.Человек в социальном измерении (12 час)

Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, составлять синквейн, создавать устные и письменные тексты при описании, планировать деятельность,использовать ИКТ , находить самостоятельно в учебниках информацию, обрабатывать ее, исследовать практические ситуации.

Личностные: смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства.

 2

Человек – личность.

 

.

1

Личность. Личность. Индивидуальность человека Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Работают над понятием «индивидуальность», приводят  конкретные примеры. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике  социальных параметров личности.

Презентация «Человек, индивид, личность». Режим  доступа:www.proshkolu.ru|user/rizingelena/file586150/

&1

 

 

 

 

 3-4.

Человек познаёт мир.

 

 

2

Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека.

Характеризуют особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивают собственные практические  умения, поступки, моральные качества, выявлять  их динамику. Сравнивают себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводят примеры проявления различных способностей людей

&2

Задание рубрики «В классе и дома» с 23-24

 

 5-6.

Человек и его деятельность.

2

Деятельность человека, её основные формы(труд, игра, учение).

Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности

Характеризуют деятельность человека, её отдельные виды. Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. Выявляют условия и оценивают качества собственной успешной деятельности.

&3

Задание рубрики «В классе и дома», с 31-32

 

 7-8.

Потребности человека.

 

2

Потребности человека- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства

Характеризуют  и иллюстрируют примерами основные потребности человека; показывать  их индивидуальный характер. Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.

&4

 

 

 9-10.

На пути к жизненному успеху.

 

2

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Характеризуют и конкретизируют  примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулируют свою точку зрения  на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

&5

Задание рубрики «В классе и дома», с 47-48.

 

11-12.

 Практикум по теме «Человек в социальном измерении».

 

 

Человек –личность.

Учимся узнавать и оценивать себя.

Учимся правильно организовывать свою деятельность.

Учимся размышлять

Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.  Совершенствуют умения характеризовать  понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы.

Стр.48,

сообщения

 

Глава 2.Человек среди людей (10 час)

Предметные: Смогут описывать межличностные отношения, их виды, уровни и стили, раскрывать значение чувств, описывать формальные и неформальные группы, выдвигать версии, характеризовать общение, нравственные принципы общения, варианты поведения в конфликтных ситуациях.

Метапредметные: Смогут определять цель и проблему урока,, излагать свое мнение, аргументировать, планировать работу, составлять таблицы, предоставлять найденную информацию,, работать со СМИ, исследовать практические ситуации, сравнивать, сопоставлять различные стили общения.

Личностные:смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность.

13-15.

Межличностные отношения

3

Человек и ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Описывают межличностные отношения и их отдельные виды. Описывают  с опорой на примеры  взаимодействие  и сотрудничество людей в обществе.Показывают проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовают практические ситуации, в которых проявились  солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

&6

 

16-17.

Человек в группе

2

.Социальные группы: большие и малые. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп. Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились  солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследуют практические ситуации, связанные  с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства.

&7

 

Уроки 18-19.

Общение.

 

2

Общение – форма отношения человека к окружающему  миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Характеризуют  общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения.Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться.

&8

 

Уроки 20-21

Конфликты в межличностных отношениях.

 

2

Межличностные конфликты и причины их возникновения. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Описывают сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

&9

 

Уроки 22-23

Практикум по теме «Человек среди людей»

 

2

Ролевая игра «Человек среди людей»

 

Я и мои знакомые, приятели, друзья.

Я и группы, в которые я вхожу.

Как получить удовольствие  от общения.

Как победить обиду

Обобщают свои знания по умению общаться. Осмысливают личный опыт участия в различных видах межличностного общения со сверстниками, и людьми других возрастов. Примеряют на себя роль лидера, роль члена группы. Различают стадии конфликта и продумывать программу действий по конструктивному разрешению его. Совершенствуют личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Убеждаются в необходимости толерантного поведения.

Стр. 84

задания

 

Глава 3.Нравственные основы жизни (8 час)

Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.

Личностные: Смогут оценивать себя в моделях  и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек».

Уроки 24-25.

Человек славен добрыми делами.

 

2

Человек славен добрыми делами

Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Характеризуют и иллюстрируют примерами проявления добра. Приводят примеры, иллюстрирующие «золотое правило нравственности».Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности».

&10

 

Уроки 26-27.

Будь смелым.

 

2

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Учатся побеждать страх. На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

&11

 

Урок 28-29

Человек и человечность.

 

2

Человечность. Гуманизм– уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Раскрывают на примерах смысл понятия человечность.  Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём.

&12

 

Урок 30-31

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

2

Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

Отстаивают свои знания об объективной необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей.

Стр.104

задания

 

Уроки повторения (3 часа)

Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.

Личностные: Смогут оценивать себя в моделях  и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек

Уроки 32-34

Итоговый урок

 

Нравственные основы жизни.

 

Получают навыки рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям. Проводят диагностику результатов обучения в 6 классе.Подводят итоги учебной работы за год.

Защита Проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.                                                          Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1.Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов) и др. Издательство М: «Просвещение», 2013 г.2.Иванова Л.Ф.Обществознание.6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.3.Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, поурочные разработки к учебнику (пособие для учителей)

Дополнительная литература для учащихся:

- «Я взрослею», сборник материалов для практикумов по обществознанию 5-6 класс, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Медиаресурсы:

- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Ресурсы Интернета:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы

-  http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;

 

 

 

Оставить комментарий: