7 кл история нового времени
Документы для скачивания
Пояснительная записка
к рабочей программе по Всеобщей истории.
История Нового времени (7 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2008.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. учащимися 7 класса.
Цели курса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
- о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.
Учащиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
- рассматривать общественные явления в развитии;
- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Изучение курса рассчитано на 34 часа.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2013.
- А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
- Атласы по Новой истории.
- Настенные карты по Новой истории.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
- Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
- Презентации по курсу Новой истории.
- Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»
В 7 классе 4 учащихся. Уровень успеваемости в классе средний, дети активные, коммуникабельные. Дети в классе отзывчивы, работоспособны, артистичны, внимательны, иногда рассеяны, учатся на «4» и «5». Принимают активное участие во всех школьных и классных мероприятиях.
Минимум содержания образования
История Нового времени
Новое время как историческая эпоха. Запад и Восток в Новое время – единство и особенности исторических судеб. Экономическое и социальное развитие стран Европы в период ранней модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Духовная культура Возрождения. Пафос и противоречия гуманизма. Н.Макиавелли и М.Монтень о человеке и человеческом. Духовные и социальные истоки Реформации и Контрреформации. М.Лютер, Ж.Кальвин и И.Лойола о вере и свободе. Религиозные войны и международные отношения XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. «Король-солнце» Людовик XIV – символ эпохи. Нидерландская и английская буржуазные революции – социальные конфликты, идеология, политическая борьба.
Динамика модернизации европейского общества в XVIII-XIX в. Этапы промышленного переворота и его социальные последствия. Европейское и американское Просвещение – идеи и личности. Война за независимость и образование Соединенных Штатов. Французская революция конца XVIII в. и наполеоновская империя. Развитие системы международных отношений в XVIII – начале XIX вв. Европейская колониальная экспансия – экономика и идеология. Становление индустриального общества в странах Европы и США в XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной жизни – идеи и лидеры. Марксизм. Европейские революции XIX в. Образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк – «железо и кровь» в борьбе за единство нации. Народы Центрально-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Гражданская война в США. Особенности социально-экономического развития стран Европы и США в последней трети XIX в. Империализм. Традиционные общества в странах Азии в эпоху империализма. Начало модернизации в Японии. Международные отношения в ХIX в. Начало борьбы за передел мира.
Мир человека Нового времени. Формирование научной картины мира. Развитие техники. Выдающиеся ученые и изобретатели. Распространение образования. Литература и искусство Нового времени: основные течения и представители. Нарастание противоречий в духовном развитии европейского общества в конце Нового времени.
Содержание предмета
Тема1. Европа и мир в начале нового времени(17ч)
Возникновение представлений о Новом времени как особом периоде истории. Основное содержание этого периода — подъем светской культуры, перемены в общественных отношениях, возникновение единых централизованных суверенных государств. Проблема отношений между и государством и гражданином. Переход от натурального - хозяйства, феодального поместья, цехового строя ремесла и торговли к рынку. Раскрепощение трудовой энергии людей. Ускорение экономического развития. Становление современной цивилизации и развитие капиталистических отношений. Новое время — предыстория современности. Географические представления европейцев в конце средневековья. Успехи в развитии морской астрономии, картографии и судостроении. Совершенствование навыков мореплавания. Причины Великих географических открытий. Заинтересованность европейцев в торговле со странами Востока.
ТЕМА 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований (12)
Происхождение понятия «Возрождение». Возрождение как «золотой век» в истории европейского искусства и как эпоха в духовном развитии европейских народов. Предпосылки Возрождения: интерес людей к античному наследию, тяга к знаниям, духовные запросы общества начала Нового времени, расцвет городской культуры, поддержка со стороны буржуазии, государства и католической церкви. Италия — родина Возрождения. Северное Возрождение.
Гуманизм как течение общественной мысли эпохи Возрождения. Стремление гуманистов примирить религиозный и научный подходы к действительности. Преклонение перед античностью. Индивидуализм мышления гуманистов. Крупнейшие представители ренессансного гуманизма: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Сервантес, Уильям Шекспир — и их произведения. Развитие естественно-научных знаний. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Переплетение в воззрениях ученых Возрождения научных и псевдонаучных представлений. Популярность астрологии и алхимии.
Искусство Высокого Возрождения. Ренессансный культ красоты. Леонардо да Винчи как ученый, инженер и художник. Флорентийская школа живописи и ее крупнейшие представители. Жизнь и произведения Рафаэля, Микелан-джело Буонарроти. Венецианская школа живописи. Тициан. Искусство Северного Возрождения. Произведения Питера Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего. Искусство Возрождения во Франции.
Основные понятия и термины: алхимия, астрология, Возрождение, гуманизм, индивидуализм, Ренессанс, светская культура, утопия.
Цели и задачи Реформации. Необходимость обновления норм морали и этики в соответствии с запросами общества. Причины недовольства католицизмом широкими кругами верующих: церковные поборы, занятие доходными видами деятельности, нарушение церковниками обетов и уставов церкви, торговля индульгенциями. Попытки реформы церкви сверху. Выступление Мартина Лютера против индульгенций. Учение Лютера о спасении верой. Его программа Реформации: упразднение духовенства, закрытие монастырей, отмена целибата, право верующих самостоятельно изучать Священное Писание, осуждение праздности, признание труда одной из высших моральных ценностей, оправдание богатства, полученного законным путем.
Тема 3. Традиционные общества в раннее новое время(5ч)
Основные различия в путях развития стран Европы и Америки в начале Нового времени. Территориальное расширение Османской империи. Султан Сулейман I Великолепный. Военная организация. Деспотическая власть султана. Условное землевладение. Янычары. Положение народов, подвластных Османской империи. Войны Османской Империи с европейскими государствами. Упадок могущества Османской империи. Восточный вопрос. Развитие государств Центральной Азии. Государство Сефевидов. Войны Сефевидов с Османской империей. Шииты и сунниты. Шах Аббас I. Общественные отношения. Сефевиды и Европа. Искусство мусульманских государств.
Индия в начале XVI в. Политическая раздробленность. Общественные отношения. Государственная собственность на землю. Противоречия между приверженцами ислама, индуизма и буддизма. Система каст. Великие Моголы. Сикхи. Европейская колонизация. Противоречия европейских государств из-за господства в Индии. Начало колонизации Китая. Маньчжурское завоевание. «Закрытие» Китая. Общественные отношения в цинском Китае, его государственное устройство. Конфуцианство. Китай и Россия. Самоизоляция Японии. Общественный и государственный строй Японии. Сёгунат Токугава. Самураи. Особенности культуры стран Южной и Восточной Азии.
Основные понятия и термины: бей, буддизм, везир, Восточный вопрос, гайдуки, деспотизм, диван, индуизм, ислам, каллиграфия, капитуляции, касты, конфуцианство, метрополия, миниатюра, муфтий, орнамент, самурай, сё-гун, секта, сипахи, сунниты, шииты, эмиры, янычары.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается оценкой «5»;
- твердое знание материала в пределах программных требований – «4»;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – «3»;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «1» (используется очень редко)*.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории средних веков ученик должен:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории нового времени; выдающихся деятелей всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематическое планирование по Новой истории (7 класс)
№ урока в году |
№ урока в теме |
Тема урока |
Примечания |
Дата |
||
Европа и мир в начале нового времени (18 ч) |
||||||
1 |
1 |
1.Эпоха Великих географических открытий. |
Новые изобретения и усовершенствования. Географические представления.. |
|
||
2 |
2 |
2 Абсолютизм в Европе. |
Значение абсолютизма для развития общества. |
|
||
3 |
3 |
3.Хозяйственная жизнь Европы в 16 -17 вв. |
Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. |
|
||
4 |
4 |
4.Социальная структура европейского общества. |
Буржуазия раннего нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. |
|
||
5 |
5 |
5.Повседневная жизнь в 16-17 вв.
|
Главные беды – эпидемии, голод, войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Мода |
|
||
6 |
6 |
6. Философия гуманизма. |
Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор. Ф.Рабле и его герои. У.Шекспир, М.Сервантес. Музыка.
|
|
||
7 |
7 |
7Живопись Высокого Возрождения. |
Новые тенденции в изобразительном искусстве. |
|
||
8 |
8 |
8.Зарождение европейской науки. |
Разрушение средневекового представления о Вселенной. Учение Н.Коперника. Д.Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Открытия Г.Галилея. И.Ньютон. Ф.Бэкон.. |
|
||
9 |
9 |
9.Начало Реформации в Европе. |
Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. |
|
||
10 |
10 |
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. |
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. |
|
||
11 |
11 |
Королевская власть в Англии и Реформация. |
|
|
||
12 |
12 |
Франция в 16-1 пол. 17 в. |
|
|
||
13 |
13 |
Обобщение по теме «Европа и мир в 15-17 вв.» |
|
|
||
14 |
14 |
Нидерландская революция. |
Нидерланды – жемчужина в короне Габсбургов. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. |
|
||
15 |
15 |
Великая Английская революция.. |
Англия в первой половине XVII века. Пуритане. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. |
|
||
16 |
16 |
Путь к парламентской монархии в Англии. |
|
|
||
17 |
17 |
Международные отношения в XVI-XVIII веках.
|
Причины международных конфликтов. Тридцатилетняя война. Последствия войны для Европы. |
|
||
18 |
18 |
Обобщение по теме «Ранние буржуазные революции» |
|
|
||
Эпоха Просвещения. Время преобразований(12ч) |
||||||
19 |
1 |
Век Просвещения. |
Просветители XVIII века – наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер.. |
|
||
20 |
2 |
Культура эпохи Просвещения. |
Образ человека индустриального общества в произведениях Д.Дефо. |
|
||
21-22 |
3-4 |
Промышленный переворот в Англии. |
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки, особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. |
|
||
23-24 |
5-6 |
Английские колонии в Северной Америке. |
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин – великий наставник «юного» капитализма. |
|
||
25-26 |
7-8 |
Война за независимость. Образование США. |
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Д.Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. |
|
||
27-28 |
9-10 |
Великая французская революция. Якобинская диктатура. |
Франция в середине XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791г. Свержение монархии. Провозглашение республики.. |
|
||
29-30 |
11-12 |
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. |
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. |
|
||
Традиционные общества в раннее новое время(4ч) |
||||||
31-32 |
1-2 |
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. |
Основные черты традиционного общества. Государство – верховный собственник земли, общинные порядки в деревне. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. |
|
||
33 |
3 |
Государства Востока: начало европейской колонизации. |
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпохе правления династии Токугавы. |
|
||
34 |
4 |
Итоговое повторение. |
|
|
||
Информационно-методическое обеспечение:
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2002.
- А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
- Атласы по Новой истории.
- Настенные карты по Новой истории.
Электронные образовательные ресурсы:
- Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
- Презентации по курсу Новой истории.
- Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»