a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

7 кл история нового времени

Автор: Такин Юрий Васильевич Опубликовано: 2016-12-05 09:57:28

Документы для скачивания

Пояснительная записка

к рабочей программе по Всеобщей истории.

История Нового времени (7 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2008.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. учащимися 7 класса.

Цели курса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустри­ального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;

  • о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
  • должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, мето­дам исторического анализа;
  • приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
  • анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
  • научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою ав­торскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
  • уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.

Учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
  • рассматривать общественные явления в развитии;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизи­ровать полученную информацию;
  • уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

Изучение курса рассчитано на 34 часа.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнитель­ной литературы:

  1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2013.
  2. А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
  3. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
  4. Атласы по Новой истории.
  5. Настенные карты по Новой истории.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
  2. Презентации по курсу Новой истории.
  3. Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»

В 7 классе  4 учащихся.  Уровень успеваемости в классе средний, дети активные, коммуникабельные. Дети в классе отзывчивы, работоспособны, артистичны, внимательны, иногда рассеяны, учатся на «4» и «5». Принимают активное участие во всех школьных и классных мероприятиях.

 

 

Минимум содержания образования

История Нового времени

 Новое время как историческая эпоха. Запад и Восток в Новое время – единство и особенности исторических судеб. Экономическое и социальное развитие стран Европы в период ранней модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Духовная культура Возрождения. Пафос и противоречия гуманизма. Н.Макиавелли и М.Монтень о человеке и человеческом. Духовные и социальные истоки Реформации и Контрреформации. М.Лютер, Ж.Кальвин и И.Лойола о вере и свободе. Религиозные войны и международные отношения XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. «Король-солнце» Людовик XIV – символ эпохи. Нидерландская и английская буржуазные революции – социальные конфликты, идеология, политическая борьба.

 Динамика модернизации европейского общества в XVIII-XIX в. Этапы промышленного переворота и его социальные последствия. Европейское и американское Просвещение – идеи и личности. Война за независимость и образование Соединенных Штатов. Французская революция конца XVIII в. и наполеоновская империя. Развитие системы международных отношений в XVIII – начале XIX вв. Европейская колониальная экспансия – экономика и идеология. Становление индустриального общества в странах Европы и США в XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной жизни – идеи и лидеры. Марксизм. Европейские революции XIX в. Образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк – «железо и кровь» в борьбе за единство нации. Народы Центрально-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Гражданская война в США. Особенности социально-экономического развития стран Европы и США в последней трети XIX в. Империализм. Традиционные общества в странах Азии в эпоху империализма. Начало модернизации в Японии. Международные отношения в ХIX в. Начало борьбы за передел мира.

 Мир человека Нового времени. Формирование научной картины мира. Развитие техники.  Выдающиеся ученые и изобретатели. Распространение образования. Литература и искусство Нового времени: основные течения и представители. Нарастание противоречий в духовном развитии европейского общества в конце Нового времени.

 

Содержание предмета

Тема1. Европа и мир в начале нового времени(17ч)

Возникновение представлений о Новом времени как особом периоде истории. Основное содержание этого периода — подъем светской культуры, перемены в общественных отношениях, возникновение единых централизованных суверенных государств. Проблема отношений между и государством и гражданином. Переход от натурального - хозяйства, феодального поместья, цехового строя ремесла и торговли к рынку. Раскрепощение трудовой энергии людей. Ускорение экономического развития. Становление современной цивилизации и развитие капиталистических отношений. Новое время — предыстория современности. Географические представления европейцев в конце средневековья. Успехи в развитии морской астрономии, картографии и судостроении. Совершенствование навыков мореплавания. Причины Великих географических открытий. Заинтересованность европейцев в торговле со странами Востока.

 

ТЕМА 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований (12)

 Происхождение понятия «Возрождение». Возрождение как «золотой век» в истории европейского искусства и как эпоха в духовном развитии европейских народов. Предпосылки Возрождения: интерес людей к античному наследию, тяга к знаниям, духовные запросы общества начала Нового времени, расцвет городской культуры, поддержка со стороны буржуазии, государства и католической церкви. Италия — родина Возрождения. Северное Возрождение.

 Гуманизм как течение общественной мысли эпохи Возрождения. Стремление гуманистов примирить религиозный и научный подходы к действительности. Преклонение перед античностью. Индивидуализм мышления гуманистов. Крупнейшие представители ренессансного гуманизма: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Сервантес, Уильям Шекспир — и их произведения. Развитие естественно-научных знаний. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Переплетение в воззрениях ученых Возрождения научных и псевдонаучных представлений. Популярность астрологии и алхимии.

 

 Искусство Высокого Возрождения. Ренессансный культ красоты. Леонардо да Винчи как ученый, инженер и художник. Флорентийская школа живописи и ее крупнейшие представители. Жизнь и произведения Рафаэля, Микелан-джело Буонарроти. Венецианская школа живописи. Тициан. Искусство Северного Возрождения. Произведения Питера Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего. Искусство Возрождения во Франции.

Основные понятия и термины: алхимия, астрология, Возрождение, гуманизм, индивидуализм, Ренессанс, светская культура, утопия.

 Цели и задачи Реформации. Необходимость обновления норм морали и этики в соответствии с запросами общества. Причины недовольства католицизмом широкими кругами верующих: церковные поборы, занятие доходными видами деятельности, нарушение церковниками обетов и уставов церкви, торговля индульгенциями. Попытки реформы церкви сверху. Выступление Мартина Лютера против индульгенций. Учение Лютера о спасении верой. Его программа Реформации: упразднение духовенства, закрытие монастырей, отмена целибата, право верующих самостоятельно изучать Священное Писание, осуждение праздности, признание труда одной из высших моральных ценностей, оправдание богатства, полученного законным путем.

Тема 3. Традиционные общества в раннее новое время(5ч)

 Основные различия в путях развития стран Европы и Америки в начале Нового времени. Территориальное расширение Османской империи. Султан Сулейман I Великолепный. Военная организация. Деспотическая власть султана. Условное землевладение. Янычары. Положение народов, подвластных Османской империи. Войны Османской Империи с европейскими государствами. Упадок могущества Османской империи. Восточный вопрос. Развитие государств Центральной Азии. Государство Сефевидов. Войны Сефевидов с Османской империей. Шииты и сунниты. Шах Аббас I. Общественные отношения. Сефевиды и Европа. Искусство мусульманских государств.

 Индия в начале XVI в. Политическая раздробленность. Общественные отношения. Государственная собственность на землю. Противоречия между приверженцами ислама, индуизма и буддизма. Система каст. Великие Моголы. Сикхи. Европейская колонизация. Противоречия европейских государств из-за господства в Индии. Начало колонизации Китая. Маньчжурское завоевание. «Закрытие» Китая. Общественные отношения в цинском Китае, его государственное устройство. Конфуцианство. Китай и Россия. Самоизоляция Японии. Общественный и государственный строй Японии. Сёгунат Токугава. Самураи. Особенности культуры стран Южной и Восточной Азии.

Основные понятия и термины: бей, буддизм, везир, Восточный вопрос, гайдуки, деспотизм, диван, индуизм, ислам, каллиграфия, капитуляции, касты, конфуцианство, метрополия, миниатюра, муфтий, орнамент, самурай, сё-гун, секта, сипахи, сунниты, шииты, эмиры, янычары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается оценкой «5»;
  • твердое знание материала в пределах программных требований – «4»;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – «3»;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «1» (используется очень редко)*.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 

 В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории нового времени; выдающихся деятелей всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям   мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по Новой истории (7 класс)

№ урока

в году

№ урока

в теме

Тема урока

Примечания

Дата

                                     Европа и мир в начале нового времени (18 ч)

1

1

1.Эпоха Великих географических открытий.

Новые изобретения и усовершенствования. Географические представления..

 

2

2

2 Абсолютизм в Европе.

Значение абсолютизма для развития общества.

 

3

3

3.Хозяйственная жизнь Европы в 16 -17 вв.

Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании.

 

4

4

4.Социальная структура европейского общества.

Буржуазия раннего нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

 

5

5

5.Повседневная жизнь в 16-17 вв.

 

Главные беды – эпидемии, голод, войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Мода

 

6

6

6. Философия гуманизма.

Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор. Ф.Рабле и его герои. У.Шекспир, М.Сервантес. Музыка.

 

 

7

7

7Живопись Высокого Возрождения.

Новые тенденции в изобразительном искусстве.

 

8

8

8.Зарождение  европейской науки.

Разрушение средневекового представления о Вселенной. Учение Н.Коперника. Д.Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Открытия Г.Галилея. И.Ньютон. Ф.Бэкон..

 

9

9

9.Начало Реформации в Европе.

Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм.

 

10

10

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

 

11

11

Королевская власть в Англии и Реформация.

 

 

12

12

 Франция в 16-1 пол. 17 в.

 

 

13

13

 Обобщение по теме «Европа и мир в 15-17 вв.»

 

 

14

14

Нидерландская революция.

Нидерланды – жемчужина в короне Габсбургов. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Экономические и религиозные противоречия с Испанией.

 

15

15

Великая Английская революция..

Англия в первой половине XVII века. Пуритане. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент.

 

16

16

 Путь к парламентской монархии в Англии.

 

 

17

17

Международные отношения в XVI-XVIII веках.

 

 

 

Причины международных конфликтов. Тридцатилетняя война. Последствия войны для Европы.

 

18

18

 Обобщение по теме «Ранние буржуазные революции»

 

 

                                  Эпоха Просвещения. Время преобразований(12ч)

19

1

Век Просвещения.

Просветители XVIII века – наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер..

 

20

2

Культура эпохи Просвещения.

Образ человека индустриального общества в произведениях Д.Дефо.

 

21-22

3-4

Промышленный переворот в Англии.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки, особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих.

 

23-24

5-6

Английские колонии в Северной Америке.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин – великий наставник «юного» капитализма.

 

25-26

7-8

Война за независимость. Образование США.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Д.Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах.

 

27-28

9-10

Великая французская революция. Якобинская диктатура.

Франция в середине XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791г. Свержение монархии. Провозглашение республики..

 

29-30

11-12

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории.

 

                                      Традиционные общества в раннее новое время(4ч)

31-32

1-2

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Основные черты традиционного общества. Государство – верховный собственник земли, общинные порядки в деревне. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

 

33

3

Государства Востока: начало европейской колонизации.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпохе правления династии Токугавы.

 

34

4

Итоговое повторение.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-методическое обеспечение:

  1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2002.
  2. А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
  3. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
  4. Атласы по Новой истории.
  5. Настенные карты по Новой истории.

 

Электронные образовательные ресурсы:

 

  1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
  2. Презентации по курсу Новой истории.
    1. Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»

 

 

Оставить комментарий: