рп 7 кл история россии
Документы для скачивания
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. (7 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2008.
УМК:
- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2011.
- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа.
В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Содержательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.
В 7 классе 4 учащихся. Уровень успеваемости в классе средний, дети активные, коммуникабельные. Дети в классе отзывчивы, работоспособны, артистичны, внимательны, учатся на «4» и «5». Принимают активное участие во всех школьных и классных мероприятиях.
Минимум содержания образования.
Россия в XVII в.
Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в истории государства и судьбах людей. Борьба против польской и шведской экспансии. ^ Путь к власти – проблема права и долга (Борис Годунов, русские самозванцы, начало династии Романовых).
Россия на пороге Нового времени. Причины ускорения социально-экономического развития. ^ Строгановы – старатели новой России. Изменения в политическом устройстве и общественном сознании в XVII в. Алексей Михайлович и становление абсолютистской монархии в России. Идея «всенародной пользы». Соборное уложение 1649 г.: окончательное закрепощение крестьян. Никон и Аввакум – церковный раскол в человеческих судьбах. Социальные движения XVII в. Степан Разин – легенды и реальность. Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Освоение Сибири. Русские землепроходцы. Народы России в XVII в.
Культура и быт России в XVII в. (традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры, развитие литературы, зодчества).
Российская империя в XVIII в.
Петр I и эпоха реформ. Предпосылки, содержание и последствия петровских преобразований. Изменения в культуре, образе жизни, «европеизация». Утверждение абсолютизма. «Птенцы гнезда петрова» – формирование новой государственной элиты. Внешняя политика петровской России. Северная война. Образование Российской империи.
Дворцовые перевороты. Женщины и российский престол. Фаворитизм. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Развитие промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Изменения в сословном строе российского общества. «Золотой век» дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Пугачевское восстание. Павел I – мечтатель и тиран.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны. А.В. Суворов и русское военное искусство. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии.
Культура и быт народов России в XVIII в. (развитие образования, становление отечественной науки, литература и искусство).
Содержание предмета
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ(4ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Начало патриотического подъема.
Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотическийподъемнарода. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.
РОССИЯ В XVII в. (8ч)
Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появлениемелкотоварногопроизводства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.
Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.
Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.
Образование и культура в XVII в.Традициииновыевеяния, усилениесветского характеракультуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I (8ч)
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.
Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. АристократическаяоппозицияреформамПетраI. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.
Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.
Народные движения первой четверти XVIII века.Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.Образование и наука. Расширениесетишколиспециальныхучебных заведений. ОткрытиеАкадемиинаук. Развитиетехники (А. Нартов).Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
РОССИЯ В 1725—1762 гг.(3ч)
Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.
Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.
Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
РОССИЯ В 1762—1801 гг.(11ч)
Внутренняя политика Екатерины II.Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширениепомещичьегоземлевладения. Усилениекрепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская реформа.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.
Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.
Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. РусскиеизобретателиИ.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета.
Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанрыиписатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин.Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.
Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается оценкой «5»;
- твердое знание материала в пределах программных требований – «4»;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – «3»;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «1» (используется очень редко)*.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории средних веков ученик должен:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России данного периода; выдающихся деятелей России;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям , достижениям Российской культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематическое планировании курса Истории России 7 класс.
№ Урока в году |
№ урока в теме
|
Наименование Темы |
Тема Урока |
Примечания |
Дата |
||||
1 |
1 |
Россия на рубеже XVI-XVIIвв |
Развитие Российской истории на рубеже XVI-XVII веков. |
||||||
2 |
2 |
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова |
|
||||||
3 |
3 |
|
Смута. |
||||||
4 |
4 |
|
Окончание смутного времени |
||||||
5 |
1 |
Россия в XVII в |
Новые явления в экономике |
|
|||||
6 |
2 |
|
Основные сословия Российского общества |
||||||
7 |
3 |
|
Политическое развитие страны |
|
|||||
8 |
4 |
|
Власть и церковь.Церковный раскол |
||||||
9 |
5 |
|
Народные движения. |
||||||
10 |
6 |
|
Внешняя политика |
||||||
11 |
7 |
|
Образование и культура.Сословный быт, обычаи и нравы |
|
|||||
12 |
8 |
|
Россия на рубеже XVI-XVII. Россия в XVII веке |
||||||
13 |
1 |
Россия при Петре I |
Предпосылки петровских преобразований |
||||||
14 |
2 |
|
Петр I.Россия на рубеже веков. |
|
|||||
15 |
3 |
|
Северная война |
||||||
16 |
4 |
Реформы Петра I. |
|||||||
17 |
5 |
|
Экономика России в первой четверти XVIII века |
|
|||||
18 |
6 |
|
Народные движения первой четверти XVIIIвека |
||||||
19 |
7 |
|
Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII века |
||||||
20 |
8 |
|
Россия при Петре I |
||||||
21 |
1 |
Россия в 1725- 1762 годах. |
Дворцовые перевороты |
||||||
22 |
2 |
|
Внутренняя политика в 1725-1762г |
||||||
23 |
3 |
|
Внешняя политика в 1725-1762 годах |
||||||
24 |
1 |
Россия в 1762-1801гг |
Внутренняя политика ЕкатериныII. |
||||||
25 |
2 |
|
Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва |
||||||
26 |
3 |
|
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века
|
||||||
27 |
4 |
|
Внешняя политика Екатерины II. |
||||||
28 |
5 |
|
Россия при Павле I |
||||||
29 |
6 |
|
Наука и образование |
||||||
30 |
7 |
Художественная культура |
|||||||
31 |
8 |
|
Художественная культура |
||||||
32 |
9 |
|
Быт и обычаи . |
||||||
33 |
10 |
|
Россия XVIIIвека |
|
|||||
34 |
11 |
|
Россия в 1762-1801 годах.
|
||||||
Информационно- методическое обеспечение:
- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2011.
- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2011.
-Х.АнисимовЕ.В. Елизавета Петровна. М, 1999.
-Емельян Пугачев на следствии. Сборник документов и материалов. М., 1997.
-Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России. М., 1999.
-Житие протопопа Аввакума. М, 1997.
-Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVIII столетиях. Т. 1-2. М., 1895-1901.
-Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.
-История внешней политики России. XVIII век. М..1995.
-История государства российского. Хрестоматия. ХVIII века М.,2000.