a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рп 7 кл история россии

Автор: Такин Юрий Васильевич Опубликовано: 2016-12-05 11:56:03

Документы для скачивания

Пояснительная записка

к рабочей программе   по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. (7 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2008.

УМК:

- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2011.

- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2011.

Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа.

В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальни­ков, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни ос­новных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономическо­го, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепо­стничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас­кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Содер­жательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, цело­стности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания раз­личной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналити­ческого мышления, устной и письменной речи.

            В 7 классе  4 учащихся.  Уровень успеваемости в классе средний, дети активные,             коммуникабельные. Дети в классе отзывчивы, работоспособны, артистичны, внимательны, учатся на «4» и «5». Принимают активное участие во всех школьных и классных мероприятиях.

 

 

Минимум содержания образования.

Россия в XVII в.

 Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в истории государства и судьбах людей. Борьба против польской и шведской экспансии. ^ Путь к власти – проблема права и долга (Борис Годунов, русские самозванцы, начало династии Романовых).

 Россия на пороге Нового времени. Причины ускорения социально-экономического развития. ^ Строгановы – старатели новой России. Изменения в политическом устройстве и общественном сознании в XVII в. Алексей Михайлович и становление абсолютистской монархии в России. Идея «всенародной пользы». Соборное уложение 1649 г.: окончательное закрепощение крестьян. Никон и Аввакум – церковный раскол в человеческих судьбах. Социальные движения XVII в. Степан Разин – легенды и реальность. Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Освоение Сибири. Русские землепроходцы. Народы России в XVII в.

 Культура и быт России в XVII в. (традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры, развитие литературы, зодчества).

Российская империя в XVIII в.

 Петр I и эпоха реформ. Предпосылки, содержание и последствия петровских преобразований. Изменения в культуре, образе жизни, «европеизация». Утверждение абсолютизма. «Птенцы гнезда петрова» – формирование новой государственной элиты. Внешняя политика петровской России. Северная война. Образование Российской империи.

 Дворцовые перевороты.  Женщины и российский престол. Фаворитизм. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Развитие промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Изменения в сословном строе российского общества. «Золотой век» дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Пугачевское восстание. Павел I – мечтатель и тиран.

 Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны. А.В. Суворов и русское военное искусство. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии.

 Культура и быт народов России в XVIII в. (развитие образования, становление отечественной науки, литература и искусство).

 

 

Содержание предмета

 

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ(4ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутри­политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреж­дение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избра­ние на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Бо­ярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Поль­ши и Швеции. Начало патриотического подъема.

Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотическийподъемнаро­да. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

 

РОССИЯ В XVII в. (8ч)

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появлениемелкотоварногопроизвод­ства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссий­ского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории город­ского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодер­жавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церков­ный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волне­ний. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отноше­ния. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в.Тради­циииновыевеяния, усилениесветского характеракультуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопро­ходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

 

РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I (8ч)

Предпосылки петровских преобразо­ваний. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.

Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губерн­ская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократичес­каяоппозицияреформамПетраI. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и мерканти­лизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века.Причины народных восстаний в петров­скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных вы­ступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.Образование и наука. Расшире­ниесетишколиспециальныхучебных заведений. ОткрытиеАкадемиинаук. Раз­витиетехники (А. Нартов).Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музе­ев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерца­ло». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

 

РОССИЯ В 1725—1762 гг.(3ч)

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фа­воритизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

Внутренняя политика. Изменения в системе центрального уп­равления. Расширение привилегий дворян­ства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфак­турного производства.

Внешняя политика. Основные направления внешней поли­тики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

 

РОССИЯ В 1762—1801 гг.(11ч)

Внутренняя политика Екатерины II.Особен­ности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютиз­ма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золо­той век российского дворянства. Расширениепомещичьегоземлевла­дения. Усилениекрепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: при­чины и последствия. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче­ва.Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней полити­ки. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суво­ров, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причер­номорья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, час­ти Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Полити­ка в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни­ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. РусскиеизобретателиИ.И. Ползу­нов, И.П. Кулибин. Развитие образо­вания. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов­ского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанрыиписатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин.Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.

Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, пи­тание, досуг, обычаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается оценкой «5»;
  • твердое знание материала в пределах программных требований – «4»;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – «3»;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «1» (используется очень редко)*.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 

 В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России данного периода; выдающихся деятелей России;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям , достижениям Российской культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планировании курса Истории России  7 класс.

Урока в году

№ урока в теме

 

Наименование

Темы

Тема Урока

Примечания

  Дата

1

1

Россия на рубеже XVI-XVIIвв

Развитие Российской истории на рубеже XVI-XVII веков.

   

2

2

 

Внутренняя и внешняя  политика Бориса Годунова

 

 

3

3

 

Смута.

   

4

4

 

Окончание смутного времени

   

5

1

Россия

в XVII в

Новые явления в экономике

 

 

6

2

 

Основные сословия Российского

общества

   

7

3

 

Политическое развитие страны

 

 

8

4

 

Власть и церковь.Церковный раскол

   

9

5

 

Народные движения.

   

10

6

 

Внешняя политика

   

11

7

 

Образование и культура.Сословный быт, обычаи и нравы

 

 

12

8

 

Россия на рубеже XVI-XVII. Россия в XVII веке

   

13

1

Россия при Петре I

Предпосылки петровских преобразований

   

14

2

 

Петр I.Россия на рубеже веков.

 

 

15

3

 

Северная война

   

16

4

 

Реформы Петра I.

   

17

5

 

Экономика России в первой четверти XVIII века

 

 

18

6

 

Народные движения первой четверти

XVIIIвека

   

19

7

 

Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII века

   

20

8

 

Россия при Петре I

   

21

1

Россия в 1725-

1762 годах.

Дворцовые перевороты

   

22

2

 

Внутренняя политика в 1725-1762г

   

23

3

 

Внешняя политика в 1725-1762 годах

   

24

1

Россия

в 1762-1801гг

Внутренняя  политика ЕкатериныII.

   

25

2

 

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва

   

26

3

 

Экономическое развитие России во второй половине   XVIII века

 

   

27

4

 

Внешняя политика Екатерины II.

   

28

5

 

Россия при Павле I

   

29

6

 

Наука и образование

   

30

7

 

Художественная культура

   

31

8

 

Художественная культура

   

32

9

 

Быт и обычаи .

   

33

10

 

Россия XVIIIвека

 

 

34

11

 

Россия в 1762-1801 годах.

 

   
                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно- методическое обеспечение:

- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2011.

- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2011.

-Х.АнисимовЕ.В. Елизавета Петровна. М, 1999.

-Емельян Пугачев на следствии. Сборник документов и материалов. М., 1997.

-Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России. М., 1999.

-Житие протопопа Аввакума. М, 1997.

-Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVIII столетиях. Т. 1-2. М., 1895-1901.

              -Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.

-История внешней политики России. XVIII век. М..1995.

-История государства российского. Хрестоматия. ХVIII века М.,2000.

 

Оставить комментарий: