a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа родительского всеобуча основам детской психологии и педагогики

Автор: Закревская Анжела Александровна Опубликовано: 2016-12-06 15:22:30

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ВИШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ улица Школьная, 39, с. Вишенное, Белогорский район, Республика Крым, 297613 тел. ( 06559) 9- 45- 40, e- mail: vishenskayaosh@ mail. ru, ОГРН 1149102170348 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Вишенская СШ»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. Н. Архипова ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА 2016/ 2017 учебный го д Пояснительная записка Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т. е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей. Родители являются субъектами образовательного процесса и, следовательно, ответственность за качество образования своих детей лежит и на них. Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и др. проблем школьной жизни.    Кроме того, в современных условиях многие задачи школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, профилактики девиантного и аддиктивного поведения подростков и старших школьников. Необходимо учитывать еще один аспект современной жизни – расслоение общества. Не секрет, что семьи учащихся занимают разные ступени на социальной лестнице. Экономический статус семьи может предопределять жизненные цели, ценностные ориентации, поведение детей, их отношения с учителями, одноклассниками и др.   Задачи школы по отношению к каждому ученику – воспитать Человека. Поэтому объединение усилий школы и семьи, двух основных институтов воспитания – насущная необходимость. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию ат мосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей формированию у родительской общественности основ психолого- педагогических знаний способствует данная программа, которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, социального педагога, психолога, родительской общественности. Участники реализации программы В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педаго гического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности. Цели и задачи программы Цель: с оздание условий для психолого- медико- педагогического сопровождения семейного воспитания детей, формирования ценностного отношения к семье у детей и родителей. Задачи: – дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса; – вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни; – помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста; – научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, свое собственное поведение, родительские взаимоотношения; – выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем; – сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей. Ожидаемый результат реализации программы Родители( законные представители) по окончании обучения по программе должны знать: - теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту; - методы и приемы восстановления семейных традиций; - права и обязанности детей и родителей; уметь: - обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье; - нормализовать психологический климат в семье; - грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей; владеть: - позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей; - технологиями грамотного питания, закаливания, воспитания, обучения и развития детей; - ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению. Принципы реализации программы При реализации программы обучения родителей необходимо опираться на следующие принципы: добровольность и ненавязчивость обучения( родители могут добровольно посещать любые мероприятия и в любой момент отказаться от помощи) ; целесообразность; обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности; открытость, доброжелательность, уважение и безоценочное отношение к родителям и их детям; мотивирование родителей к активному взаимодействию с представителями школы; системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей; согласованная совместная деятельность специалистов, участвующих в работе с семьей; дифференцированный подход к работе с семьей; опора на жизненный опыт родителей. Методы и формы реализации программы Целесообразно использовать следующие методы и формы работы: проблемные лекции; практические занятия, разрешение педагогических ситуаций; тренинги и элементы тренинга в других формах работы; просвещение через печатную продукцию; совместные творческие дела и мероприятия; родительские собрания; индивидуальные тематические консультации; социологические опросы, диагностика родительских интересов; идивидуальные собеседования с родителями выпускников; классные родительские комитеты; общешкольный родительский комитет; совет отцов; управляющий совет. Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний( памятка для классного руководителя) Как пригласить родителей на собрание? Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей. Звонок по телефону. Использование дружеских связей родителей. Индивидуальное приглашение с указанием темы собрания. Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте. Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению. Стихотворная открытка. Приглашение с помощью родительского комитета. Как начать собрание и расположить родителей к разговору? Использование цитат, эпиграфов; оформление доски. Приветствие родителей. Лирическое начало( стихи, инструментальная музыка) . Знакомство родителей с проблемой и регламентом. По- особому( необычно) рассадить родителей. Выставка творческих работ учащихся. Реклама педагогической литературы. Видеоролик о жизни класса или выступление детей. Результаты анкетирования учащихся, родителей. Радость от общения с родителями и их детьми. Выступление классного руководителя. С хорошего начать и хорошим закончить. Выдать оценки, советы и рекомендации для родителей( на листах) . О плохом сказать в общем, не называя фамилий. Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др. Наградить родителей грамотами. Представить всех детей по номинациям( т. е. показать родителям, что каждый ребенок имеет способности и важен для учителя и класса) . Проанализировать дела с положительной отметкой каждого учащегося Основные приемы работы с родителями. Говорить на понятном языке( без специальной терминологии) . Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос. Быть активным. Учитывать эмоциональное состояние родителей. Отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Предварительно планировать содержание беседы. Быть доброжелательным. Защищать интересы ребенка. Сохранять конфиденциальность информации. Типичные ошибки педагогов при работе с родителями. Незнание техник общения, равнодушие. Жесткие ожидания по отношению к родителям. Оценивание родителей. Директивная позиция по отношению к родителям. Излишняя эмоциональность, суетливость. Использование стереотипов и установок. Приписывание родителям своих представлений и ожиданий( проекция) . Агрессивность и напористость; зацикленность на материально- бытовых вопросах. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть 1 2 3 4 5 1 класс Знакомство с родителями учеников- первоклассников. « Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в   I   класс? », или   « В новь за школьной партой». Как помочь ребенку стать успешным. Позитивные утверждения. Визуализация. Признание успехов. Устранение негатива. Создание памятки «Как воспитать успешную личность? ». Книга в семье: что и как читают наши дети. Итоги прошедшего учебного года Телевизор в жизни семьи и первоклассника. Ответственный Классный руководитель. Классный руководитель, педагог- психолог. Классный руководитель, библиотекарь, учитель литературы. Классный руководитель, педагог- психолог. 2 класс Стили воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Поощрение и наказание детей в семье. Как сохранить здоровье ребенка в школе и дома. Развитие способностей детей на уроках и во внеурочной деятельности. Досуг в семье. Итоги прошедшего учебного года Детско- родительские отношения: ответственность, долг, свобода. Ответственный Классный руководитель, педагог- психолог. Педагог- психолог, классный руководитель, медсестра. Классный руководитель, зам. директора по учебно- воспитательной работе. Классный руководитель, педагог- психолог, социальный педагог. 3 класс Учимся разговаривать с ребенком. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Развитие личностных свойств и качеств ребенка. Воображение и его роль в жизни ребенка. Итоги прошедшего учебного года – музыкальный праздник « Мы и наши таланты ». Ответственный Классный руководитель, педагог- психолог. Классный руководитель. Классный руководитель. Учителя ИЗО, музыки. Дети, классный руководитель, педагог- организатор. 4 класс Семейные    традиции в организации жизнедеятельности    ребенка. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. Преемственность при переходе к среднему звену. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников. Итоги четырех лет обучения. Летняя занятость. ответственный Классный руководитель, социальный педагог. Классный руководитель, социальный педагог Классный руководитель, педагог- психолог. Классный руководитель. 5 класс Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. Как использовать ресурсы школьной и электронной библиотеки в формировании интеллекта и нравственных качеств личности ребенка. Обзор новой детской литературы и литературы по воспитанию. Итоги прошедшего учебного года – « Вот и стали мы на год взрослей ». ответственный Классный руководитель, педагог- психолог. Классный руководитель, учителя предметники. Библиотекарь, классный руководитель. Дети, классный руководитель. 6 класс Компьютер в жизни школьника. Особенности возрастного развития подростков. Что делает подростка «трудным»? Результативность школьного обучения. От чего она зависит? Итоги прошедшего учебного года. ответственный Педагог- психолог, классный руководитель. Педагог- психолог, медсестра, классный руководитель. Классный руководитель, учителя предметники, педагог- психолог. Классный руководитель. 7 класс Проблема полового воспитания подростков. Влияние семьи на социальную зрелость подростка. Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Секретный мир наших детей. Ребенок и улица. Итоги прошедшего учебного года. Ответственный Педагог- психолог, медсестра, классный руководителей Классный руководитель, педагог- психолог. Социальный педагог. Классный руководитель Классный руководитель. 8 класс Роль семьи в развитии моральных качеств подростка О родительском авторитете. Роль общения в жизни школьника. Конфликты с подростком и пути их разрешения. Итоги прошедшего учебного года Ответственный Классный руководитель, завуч по воспитательной работе. Классный руководитель Педагог- психолог, классный руководитель. Классный руководитель. 9 класс Как помочь или не мешать ребенку учиться? Роль семьи и школы в профориентации школьников. Об этом с тревогой говорят родители: профилактика зависимостей подростков. Подготовка к экзаменам. Как преодолеть повышенную тревожность. Анализ подготовки учащихся 9 класса к экзаменам Ответственный Классный руководитель, педагог- психолог. Классный руководитель, мед. сестра, педагог- психолог, участковый, нарколог. Классный руководитель, учителя предметники. Классный руководитель, учителя предметники. 10 класс Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе Особенности старшего школьного возраста. Жизненные цели старшеклассника. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как развивать эти качества в ребенке. Итоги прошедшего учебного года Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, классный руководитель. Классный руководитель, педагог- психолог. Классный руководитель, социальный педагог Классный руководитель. 11 класс Подготовка к выпускным экзаменам. Стратегии работы на год. Профессиональные намерения и возможности учащихся. Психологический стресс: симптомы, пути преодоления. Итоги прошедшего учебного года. Классный руководитель, заместитель директора по учебной работе. Классный руководитель, педагог- психолог. Классный руководитель. Классный руководитель, заместитель директора по учебной работе.

Оставить комментарий: