«Развивающая предметно – пространственная среда в образовательном учреждении»
Документы для скачивания
«Развивающая предметно – пространственная среда в образовательном учреждении» Жизненная компетентность детей, как достаточный уровень развития воспитанности и умений является основой для возникновения детской самостоятельности и её содержательного развития, поскольку помогает детям адекватно, эффективно действовать, удовлетворяя свои потребности, интересы, достижения и используя собственные возможности. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуальною. Это связано с ведением нового Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей. Одна из задач воспитателя – создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства; - создавать для ребенка три предметных пространства, отвечающих ма с штабам действий его рук, роста и предметного мира; - исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей ребенка. Центр двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды. Для этого отведено пространство в группе, имеется различное оборудование. Подвижные игры дают большую возможность для благоприятного воздействия на здоровье детей. Подвижные игры дают возможность для развития у детей ловкости, быстроты движения, свободная деятельность является для детей доступной, дает возможность каждому поступать сообразно своим возможностям. В спортивном центре есть мячи большие и малые, канат, обручи, кольцеброс, мячи и мешочки для метания, гимнастические палки, кегли, султанчики, флажки, тоннели, ленточки, картотека и атрибуты для проведения подвижных игр. Музыкально – театральный центр. Театрализованная деятельность помогает воспитывать творческую личность. Играя в игры – драматизации ребенок перевоплощается в героя. Живет его жизнью. Дети в восторге от нашего музыкально – театрализованного центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много хорошего настроения, различные музыкальные и дидактические игры. Центр нацеливает на сочинение сказок, историй с опорой на знакомые сюжеты и на сюжеты, придуманные самими детьми. У детей развивается монологическая речь, мышление, фантазия, режиссерские способности. В центре есть: маленькая ширма для настольного театра, ящик для костюмов, костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок, куклы и игрушки для различных видов театра, магнитофон и флэ шка, дудочка, свистульки, барабан, бубен, маракасы, трещотка, металлофон, пианино и музыкальные игрушки. Центр ряже нья с зеркалом и парикмахерская. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты. В центре имеются: бусы, шапочки, ленты, флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками, фен, бритвенный станок, расчёски. Центр искусства. В центре дети знакомятся с основами живописи, скульптуры, графики, народно – прикладным искусством. Учатся осознано использовать основы изобразительной грамоты, выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение. У детей развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному творчеству. Центр оснащён необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Уголок гармонично дополняют репродукции картин, которые меняются, в зависимости от времени года и календарно – тематическим планированием. В центре имеются: восковые мелки, цветной мел, гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, глина, цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, бисер, бусинки. Книжный центр. Дети овладевают речью, как средством общения и культуры. Развивается связная, грамматически правильная речь, знакомятся с книжной культурой, детской литературой. Так как развитие активной речи основной задачей развития детей, то в центре любимой книги подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию, портреты писателей и поэтов, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания – мыльные пузыри, надувные игрушки. Центр природы. Уголок природы органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность, забота. В уголке природы постоянные обитатели – это комнатные растения, оборудование для экспериментальной деятельности, кашпо для посадки растений, лопатка, лейка, фартуки, семена. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Для развертывания этой деятельности предложено оборудование – мерные кружки, песочные часы, секундомеры, пробирки, формочки; различный природный материал. Центр строительных игр. В центре строительных игр собраны технические игрушки: крупные, средние и маленькие машины, спецтехника – самосвалы, грузовики, железная дорога. Здесь же находится мелкий, средний, крупный строительный материал, конструктор « Лего » и игрушки для обыгрывания, которыми дети с удовольствием пользуются. Центр патриотического воспитания. Центр позволяет формировать у ребенка такие основы личностной культуры, которые соизмеримы с общечеловеческими, духовными ценностями и помогает детям войти в мир национальной культуры. Также поддерживается работа с семьёй. Центр оснащен предметами народного быта, народными игрушками, картинками, символами государства, книгами, иллюстрациями, дидактическими играми. Центр ПДД. В центре рассказывается о правилах поведения на дороге. Содержание центра направлено на систематизацию знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Расширение представлений о работе ГИБДД. Представлены различные машины, дорожные знаки, макеты улиц с перекрестками, макеты домов, игры по данной тематике, жезл, фуражка.