В мире русских народных игр. (Развлечение для старших дошкольников 2016-2017 уч.год)
Цель: приобщение дошкольников к традициям русской культуры посредством народных игр
Задачи:
- закрепление представлений о фольклоре и русских народных играх;
- совершенствование двигательных навыков: быстроты, ловкости, координационных способностей, смекалки;
- развитие творческих способностей;
- воспитание патриотических чувств, чувства сопереживания и взаимовыручки.
Предварительная работа:
- знакомство воспитанников с бытом, традициями, народнымипромыслами жителей мордовского края;
- разучивание народных игр, песен, пословиц, считалок;
- чтение литературных произведений о мордовском крае.
Атрибуты: сундук с атрибутами для игр, большой мяч, карусель с лентами, мешки для прыжков, 2 стойки, платок, шапка, маска волка, корзина с угощением.
I часть
Дети под народную мелодию входят в зал, строятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, добры молодцы!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Мир, вам гости дорогие!
Вы явились в добрый час
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас.
Хлебосольством и радушьем
Знаменит мордовский край.
Здесь для вас и игры русские
И медовый каравай.
Дети: 1-й: Мордовский край –
здесь много песен,
много танца и огня.
Карагод широк и тесен,
Место есть и для меня.
2-й: Наш Тимоня – славный парень.
Песню с удалью поет.
Он по всей России славен,
Его знает наш народ.
3-й: А Маруся! Что за диво?
Весела да хороша.
Бескорыстна и красива
Её русская душа!
4-й: Русский дух – ты в наших песнях.
В наших думах и делах.
Родной край – ты всех чудесней
Будь же славен ты в летах!
II часть
Воспитатель: Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться, старину вспомнить в русские народные игры поиграть. У каждого народа есть свои традиции, песни, игры.
Праздник мы начнем,
Хоровод мы заведем!
Хоровод «Змейка».
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он идет, увлекая за собой всех участников игры, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.
Воспитатель: У меня есть волшебный сундук, в котором хранятся народные игры. Хотите узнать какие там игры? Чтобы сундук открылся, надо сказать, волшебные слова.
Раз, два, три - сундук отворись!
Игра покажись.
Воспитатель достает из сундука венок, спрашивает как называется эта игра.
Дети: «Заря – заряница».
Воспитатель: Давайте поиграем в эту игру. Сначала выберем водящего.
Дети считают:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду.
Громче дудочка дуди:
Мы играем ты води!
Игра «Заря – заряница».
В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты. Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста: проговаривая слова:
Заря-заряница – красная девица
по полю ходила, ключи обронила,
ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
беги, как огонь!
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел, тот бросает конец своей ленты и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.
Игра повторяется 3 раза.
Воспитатель стучит в бубен.
Раз, два и закончилась игра.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: та-ра, та-ра, та-ра-ра
Ждет нас новая игра!
Скажем волшебные слова
Дети:
Раз, два, три - сундук отворись!
Игра покажись.
Воспитатель достает маску волка и спрашивает, из какой она игры?
Игра «Большой мяч».
Дети считают:
Катится горох по блюду.
Ты води, а я не буду.
Дети образуют круг, берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Дети проговаривают слова:
Волк – волчище,
Серый хвостище,
Малых деток не пугай,
Лучше с нами поиграй.
Раз, два не зевай - мячик отбивай!
Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.
Воспитатель:
Воспитатель стучит в бубен.
Раз, два и закончилась игра.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Хорошо вы играли, пора и отдохнуть. Мы живем в замечательном краю. Давайте вспомним мордовские пословицы о нашем родном крае.
Дети: Красивее Родины места не найти.
На Родине и птицы родные.
Человек без Родины, что птица без гнезда.
Родная страна — родная мать.
Родное место за семью землями к себе тянет.
В родном краю как в раю.
Где бы человек ни ходил, ни ездил, а домой все же возвратится.
Где ни бываешь, а домой вернешься.
В родное село дорога шире.
В своем доме и стены помогают.
Воспитатель:
Делу время – потехе час.
Поиграем мы сейчас.
Дети:
Раз, два, три - сундук отворись!
Игра покажись.
Воспитатель достает мешок и спрашивает, из какой он игры?
Дети: «Бег в мешках».
Воспитатель:
Бег в мешках не просто гонки.
Мало тут одной силенке.
Тут и сильный упадет.
Ну скачите, прыгуны!
Победителю блины.
Игра – эстафета «Бег в мешках».
Для проведения игры участники делятся на две команды. Первым участникам игры выдаются мешки.
По сигналу ведущего первые участники команд должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места. Обежав его, игрок возвращается к своей команде, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия.
Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.
Эстафета продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание.
Воспитатель стучит в бубен.
Раз, два и закончилась игра.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, а давайте плетень заплетем.
А ну-ка, покажите как он плетется?
Игра «Плетень».
Дети, берутся за руки и становятся в две шеренги (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
Воспитатель стучит в бубен.
Раз, два и закончилась игра.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в наш волшебный сундук, скажем волшебные слова
Дети: Раз, два, три - сундук отворись!
Игра покажись.
Воспитатель достает шапку и спрашивает, из какой она игры?
Дети: «Как у деда Трифона».
Дети встают в круг выбирают водящего.
Дети считают:
Катится яблочко с крутой горы,
Кто поднимет тот - уйди.
Воспитатель: Солнце разгорается, игра начинается.
Игра: «Как у деда Трифона».
Водящий изображает деда Трифона. Остальные становятся вокруг него в хоровод, идут по кругу и говорят слова:
Как у деда Трифон
Было семь детей,
Было семеро сыновей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такими зубами,
Вот с такими головами,
Вот с такими бородами
Они не пили, не ели
Друг на друга всё глядели
Разом делали вот так!
После этого хоровод останавливается, а «дед Трифон» показывает движения, играющие должны их точно повторить, лучший игрок становится «дедом Трифоном». Игра повторяется.
Воспитатель стучит в бубен.
Раз, два и закончилась игра.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: У кого там скучный вид?
Снова музыка звучит
Поднимайся детвора,
Ждет вас русская игра!
Дети: Раз, два, три - сундук отворись!
Игра покажись.
Воспитатель достает платок спрашивает, из какой он игры?
Дети: «Жмурки»
Дети встают в круг выбирают водящего.
Дети считают: Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Игра «Жмурки на местах».
Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.
Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!»
После слов играющие расходятся по площадке.
Жмурка говорит: Раз, два, три – замри!
Жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.
Найденный игрок становится жмуркой.
Воспитатель стучит в бубен.
Раз, два и закончилась игра.
Дети садятся на стульчики.
III часть
Воспитатель:
Ребята, посмотрите сундук пустой, значит, во все игры мы поиграем.
Давайте вспомним, какие игры были в сундуке?
Ребята, о каких играх вы расскажите своим друзьям?
Воспитатель:
Ребята, вы хорошо играли, танцевали и от меня вам гостинец!
Воспитатель передает детям корзину с угощением!
Воспитатель:
Вот и пришла пора расставаться.
Дети по народную мелодию выходят из зала!