a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт на тему: "Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников" (воспитатель Четаева М.А.)

Опубликовано: 2016-12-08 15:17:29

Документы для скачивания

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса. «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                                                                                                    В. А. Сухомлинский                                               В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.        Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.   Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.  Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.       В своей работе с детьми применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И. А. Помораева, В. А. Позина «ФЭМП» можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения и задачи. Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи. Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель которой: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра. Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». Вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.   Ребенок, которому интересно узнавать что- то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания   окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе: посторонних и определенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр   взаимоотношения   между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. В своей практике стараюсь не навязывать детей в игру, а вовлечь в нее добровольно, по желанию детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре руководствуюсь принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностей. Все это и привело меня к работе над темой: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Теоретическая база опыта. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В XVII- XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметики и формирования представлений нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно- обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы- цель, содержание и методы, средства и формы организации работы- теснейшим образом связаны межд у собой и взаимообуславливают друг друга. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует   развитию образного мышления, воображения. Руководство   дидактическими   играми в зависимости от   возраста детей   осуществляется по- разному. Методика проведения   дидактических   игр в младшей группе. 1. У   детей младшего возраста   возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. 2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у   детей. 3. Учить   детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. 4. С детьми младшего   возраста   воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать   детей играть дидактическим материалом  ( башенки, яйца) . Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к   дидактическому материалу, учить их играть с ним. 5. Для   детей этого возраста   характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал( игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним. 6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что- то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. 7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. 8. Чтобы игра проходила успешнее,   педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. 9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного   возраста, воспитатель отмечает только положительные   стороны: играли дружно, научились делать( указывает конкретно что, убрали на место игрушки. 10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры  ( если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др. )  . В течение шести месяцев была проведена работа над среднесрочным проектом" Мир геометрических фигур" . Цель проекта: Формировать у детей  младшего  дошкольного возраста знания о геометрических фигурах. Данная работа принесла хороший результат. Невозможно спланировать работу без помощи родителей. С родителями были проведены: б еседа" Математика для малышей" , консультация" Математика – вокруг нас" , а нкетирование" Веселая математика" . Родители были привлечены к созд анию дидактического материала для группы. Анализ результативности. Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут,   развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, мы стараемся организовать жизнь   детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе создана   развивающая среда, которая способствует   развитию мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью наша   «среда обитания»   побуждает   детей исследовать её, действовать в ней,   развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно- развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у   детей чувственного опыта. Особое внимание для   развития   зрительного восприятия обращается на эстетическую сторону   дидактического материала. При проведении игр и в подборе предметной среды формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждали   детей   проводить ряд целенаправленных действий по его   обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали   сенсорно- моторные движения.   Развивалась   рука и при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Именно пальчиковые игры и игры по   развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками планировались нами каждую неделю. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление   цвета:   «Помоги рыбкам»,   «Собери капельки»,   «Собери бусы»,   «Разноцветные колечки»,   «Цветное лото». В   дидактической игре   «Помоги рыбкам»   прошу помочь мамам- рыбкам найти своих   детишек:   «Чьи это детишки запутались в водорослях? »   – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показываю, как нужно брать детишек- рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета.   «Детишки- рыбки такого же цвета, как мама- рыбка». Наши дети также полюбили подвижную игру   «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов( красные и желтые, дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто- то из   детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать. Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам- коробкам, сортировать строительный материал по цвету. Очень активно наши дети играли в игры   «Большая и маленькая игрушка»,   «Одень кукол»( куклы разного размера и соответственная одежда для них,   «Соберем грибы»  ( большие, средние и маленькие,   «Накорми мишек»  ( медведи и посуда разного размера,   «Собери пирамидку»,   «Построй башенку». Трудности и проблемы при использовании данного   опыта. Решение данной   педагогической   проблемы требует определённого навыка,   опыта проведения. • И спользовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми. • Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов   педагогического искусства. • Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с   сенсорными эталонами. Работа, проводимая мной по использованию дидактических игр при ФЭМП у детей 2 младшей группы: • Оказание помощи детям и родителям в знакомстве с новыми дидактическими играми, с основными геометрическими фигурами. • Научила   детей различать цвета; • Научила   детей   сравнивать предметы по величине; • Способствовала   развитию   тактильного и зрительного восприятия. Адресные рекомендации по использованию опыта. Исходя из опыта работы, мною были разработаны методические рекомендации для во спитателей по использованию дидактического материала по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Опыт может быть востребован воспитателями, педагогами дополнительных образований. В целях обмена опыта с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на педсоветах. Свой опыт работы и рекомендации размещаю на страницах сайта учреждения http: / / ds- zolushka. a2 b2. ru- , на международном образовательном портале – МААМ. Р У – http: / / www. m aam. ru/ users/ 663806 Наглядное приложение. Видеозапись открытого з анятия «Путешествие по сказке » расположен на страницах социальной сети работников образования- http: / / www. maam. ru/ dets kijsad/ videozapis- integrirovanogo- otkrytogo- zanjatija- po- matematike- na- temu- puteshestvie- po- skazke. html конспект занятия- http: / / www. maam. ru/ detskijsad/ otkrytoe- integrirovanoe- zan jatie- po- fyemp. html

Оставить комментарий: