a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

08.12.2016г. Рекомендации для родителей: "Игрушка в жизни ребенка". Подготовила воспитатель: Котаева Л.В.

Опубликовано: 2016-12-08 19:44:08

Давайте вспомним наше детство. Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка ( кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё) . Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6- 9 месяцев можно добавить так называемые игрушки- вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9- 12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками- забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10- 12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3- 5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во- первых, у малыша просто режутся зубки, а во- вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек. В возрасте от 1- го года до 3- х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу- проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать. К 3- м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3- м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно- матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно- печатные игры. К 4- 5- ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6- ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что- нибудь смастерить своими руками. Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа- предметы- заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее- мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего- нибудь и т. д. Введение этих предметов целесообразно с 2- 3- х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы- заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации ( это замечательное «как будто»! ) . Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить! » Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило:   Игрушки надо выбирать, а не собирать!  Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие- то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию- и у вас всё получится. Во- первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во- вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в- третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой- хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте- выборе игрушек. Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4- мя правилами. Игрушка должна быть: Безопасной ( просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана) Эстетичной на вид Соответствовать возрасту Многофункциональной ( чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей) В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Развитие связной речи у детей. Рекомендации родителям Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4- 5лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. " Вот автомобиль, а что у него есть? " - " Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. . . " - " А что есть у дерева? " - " Корень, ствол, ветки, листья. . . " К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов( розовый, малиновый, темно- зелен ый, светло- коричневый и т. д. ) . Когда вы, вместе с ребенком, рассматриваете какой- то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: " Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? " Можно просто спросить: " Какой он? " Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связно й речи. Названия свой ств пр едметов за крепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: " Что бывает высоким? " - " Дом, дерево, человек. . . " - " А что выше- дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? " Или: " Что бывает широким? " - " Река, улица, лента. . . " - " А что шире- ручеек или река? " Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов" высота" , " ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? . . Са мо собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух- трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает те кст ск азки, послед овательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: " Жили- были дед. . . " , а ребенок ее заканчивает: " . . . да баба" ; взрослый: " И была у них. . . " , ребенок: " . . . курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: " Кого встретил Колобок? " - " Зайчика" . - " Какую пес енку Колобок ему спел? " и т. д. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рас сказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержан ие захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех- пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, че м нахождение сходных признаков. Получаются описания игрушек- можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию( например, девочка- елочка- корзинка- грибок- ежик. . . ) . Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите ег о от подражания. Дети 4- 5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания Вспомни случай В ыберите с ребенком какое- то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. . . По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей- до тех пор, пока уже не сможет е ничего добавить к сказанному. Говорим по- разному Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать! Бюро путешествий Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту- в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. . . Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Развитие связной речи у детей. Рекомендации родителям Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4- 5лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. " Вот автомобиль, а что у него есть? " - " Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. . . " - " А что есть у дерева? " - " Корень, ствол, ветки, листья. . . " К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов( розовый, малиновый, темно- зелен ый, светло- коричневый и т. д. ) . Когда вы, вместе с ребенком, рассматриваете какой- то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: " Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? " Можно просто спросить: " Какой он? " Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связно й речи. Названия свой ств пр едметов за крепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: " Что бывает высоким? " - " Дом, дерево, человек. . . " - " А что выше- дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? " Или: " Что бывает широким? " - " Река, улица, лента. . . " - " А что шире- ручеек или река? " Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов" высота" , " ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? . . Са мо собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух- трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает те кст ск азки, послед овательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: " Жили- были дед. . . " , а ребенок ее заканчивает: " . . . да баба" ; взрослый: " И была у них. . . " , ребенок: " . . . курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: " Кого встретил Колобок? " - " Зайчика" . - " Какую пес енку Колобок ему спел? " и т. д. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рас сказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержан ие захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех- пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, че м нахождение сходных признаков. Получаются описания игрушек- можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию( например, девочка- елочка- корзинка- грибок- ежик. . . ) . Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите ег о от подражания. Дети 4- 5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания Вспомни случай В ыберите с ребенком какое- то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. . . По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей- до тех пор, пока уже не сможет е ничего добавить к сказанному. Говорим по- разному Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать! Бюро путешествий Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту- в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. . . Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Оставить комментарий: