Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС."
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей Развивающая предметно- пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС. Составил: Прядко Ксения Викторовна Музыкальный руководитель МКДОУ Аннинский д\ с «Росток» ОРВ Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно- развивающей среды в группах( мини- центров, способствующих гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей) Задачи: 1. Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно- развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО; 2. Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; 3. Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников( игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) . 4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно- пространственной среды. Оформление музыкальных мини- центров в группах раннего возраста имеет сюжетную основу, в группах дошкольного – дидактическую. При создании в группе центра музыкального развития необходимо учитывать принципы построения развивающей предметно- пространственной сред ы, а именно: среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Центр музыкального развития должен быть организован таким образом, чтобы детям и педагогам было удобно изменять предметно- пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Все составляющие музыкального уголка должны давать возможность различного использования оборудования и атрибутов, расположенных в нём, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре, например: сегодня дети организовали в группе оркестр, а завтра эти же инструменты продаются в магазине музыкальных инструментов. Наличие оборудования, материалов, игр и игрушек музыкального уголка должно обеспечивать свободный выбор детей. Также, нельзя забывать и о периодической сменяемости содержимого музыкального уголка, о появлении новых предметов, стимулирующих активность детей к музыкальной деятельности. Необходимо помнить, что все дети должны иметь свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям музыкального уголка. При создании центра музыкального развития необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Все элементы развивающей предметно- пространственной среды центра музыкального развития должны отвечать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Назначение центра музыкального развития детей: Приобщение к художественно – эстетической культуре посредством музыкального искусства; Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями; Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений; Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство с первичными элементами нотной грамотности. Примерное наполнение центров музыкального развития по возрастным группам Перечень матери алов для детей от 2 – 4 лет: куклы- неваляшки; игрушки- инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки; игрушки- инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; набор не звучащих образных инструментов( гармошки, дудочки, балалайки и т. д. ) ; атрибуты к музыкальным подвижным играм( флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества( по сезонам) ; ширма настольная с перчаточными( пальчиковыми) игрушками; музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации. Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа( большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт) Фонотека с записью детских песен( записи песен, выученных и разучиваемых с детьми, звуки природы) С D проигрыватель Самодельные шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки. Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха – «К то как идет», динамического слуха «Колокольчики». Перечень материалов для детей 4—7 лет: В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4- 7 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы( перечисленные выше, а также дополнительно: музыкальные инструменты( маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др. ) ; портреты композиторов; иллюстрации по теме «Времена года»; альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; графическое пособие «Эмоции»( карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», " Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ; набор самодельных инструментов для шумового оркестра; музыкально- дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ; атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам( косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону( листики, снежинки, цветы и т. д. ) разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально- танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. Ребусы с названиями нот в словах Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку. Картинки с музыкальными жанрами( песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству. Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.