НОД по ФГОС
Документы для скачивания
«Федеральные государственные образовательные стандарты» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. «Основные 5 направления развития ребенка»: социально- личностное, познавательное, речевое, физическое, художественно- эстетическое развитие. 10 образовательных областей «Образовательная область» – структурно- смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Образовательные области, выделенные в ФГОС: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество. Наряду с традиционными областями, в ФГОС представлены нетрадиционные области, хотя их « нетрадиционность » весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой- либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого- педагогической работы. ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу( основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) . В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно- образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения. Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они( занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом( в том числе и на занятиях) , в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Скоролупова и Федина, разработчики ФГОС, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности: Д вигательная · Подвижные дидактические игры · Подвижные игры с правилами · Игровые упражнения · Соревнования Игровая · Сюжетные игры · Игры с правилами Продуктивная · Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества · Реализация проектов Коммуникативная · Беседа ситуативный разговор · Речевая ситуация · Составление отгадывание загадок · Сюжетные игры · Игры с правилами Трудовая · Совместные действия · Дежурство · Поручение · Реализация проекта Познавательно- исследовательская · Наблюдение · Экскурсии · Решение проблемных ситуаций · Экспериментирование · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами Музыкально- художественная · Слушание · Исполнение · Импровизация · Экспериментирование · Музыкально- дидактические игры Чтение художественной литературы · Чтение · Обсуждение · Разучивание Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично. Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование. «Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей( эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др. ) . «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса( взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской( равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации( возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности) . Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают: - непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и( или) ухода.