Конспект игры-эксперимента на тему: "Путешествие в песочную страну" (средняя возрастная группа)
Возрастная группа: средняя.
Тема игры-эксперимента: "Путешествие в песочную страну".
Ведущая образовательная область: "Познавательное развитие"
Цель: создать условия для формирования умений создавать изделия из сухого и мокрого песка.
Задачи:
обучающие:
- формировать у детей конкретные представления о песке, его свойствах используя схемы-модели (сыпучий, рыхлый, липкий, плотный, светлый, тёмный, мягкий, лёгкий);
- формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.
развивающие:
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности. Умения реализовывать свои интересы;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
воспитательные:
-способствовать положительному влиянию игр с песком на эмоциональное состояние ребенка.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, привычку играть, заниматься сообща.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, двигательная, игровая, музыкальная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадки, экспериментирование, игры с песком, игры с речевым сопровождением, изготовление продукта детского творчества.
Предварительная работа: беседы о песке; рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом», картин пустыни; слушание музыки ветра, шума дождя; опыты с песком, игры с песком, водой камешками; рассматривание песка через лупу; игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки), «Построй такой же узор на песке»; рисование на песке палочками, пальчиком; выкладывание на песке изображения с помощью камушков и палочек, рисование цветным песком.
Оборудование: контейнеры с сухим и сырым песком, формочки, мелкие игрушки, совочки, влажные салфетки, бутылки пластиковые, ложки, схемы-модели, подносы с песком, разноцветные камешки, макаронные изделия, лупы, мультимедийное оборудование, аудио записи.
Ход игры-эксперимента: (слайд №1)
- Вводная часть:
Воспитатель: Доброе утро, солнцу и птицам! Доброе утро, улыбчивым лицам! Доброе утро, дети!
Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик нам протянуло, (Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку нам полоскало, (Погладить ладонями щечки)
Доброго утра всем пожелало! (Прижать ладони к груди)
Я очень рада вас видеть здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении! Желаю сохранить хорошее настроение на целый день.
Ребята, солнышко нас приглашает в путешествие, а вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет возможность совершить увлекательное путешествие в удивительную и интересную страну. Но сначала отгадайте загадку:
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
Он может быть мелкий -
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой,
Одному не поднять. (слайд №2)
- Основная часть:
Воспитатель: Хотели бы вы отправиться в "Песочную страну"? Это волшебная страна, где круглый год лето. В этой стране много песка, с которым можно играть. Все хотите туда отправиться? Тогда в путь! Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: солнышко ты нам помоги, в страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, в песочной стране окажемся мы!
Воспитатель: Посмотрите ребята, как много здесь песка. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Воспитатель: Что такое песок? Для чего нам людям нужен песок? ( ( Для игр, посыпать дорожки зимой, при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла.)
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся:
«Здравствуй песок, здравствуй, дружок.
Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!
В кулачке тебя сожмём и в песочницу вернём.
Отдохнут ладошки, полежат немножко,
А потом, а потом в мир песочный попадём!».
Послушайте… Он с нами здоровается, но очень тихим голосом, потому что ему грустно.
А давайте его развеселим!
Погладьте его между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко сожмите, потихоньку отпустите, аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую, что вы почувствовали? Приятно стало нашим ладошкам. Песок немного развеселили.
Из чего состоит песок? Что нам поможет рассмотреть песчинки? (лупа) Какие они? (круглые, жёлтые, коричневые, чёрные, прозрачные)
Вспомним свойства сухого песка, помогут карточки-схемы. (дети отыскивают схемы-модели сухого песка: сыпучий, рассыпчатый, лёгкий, мягкий, пропускает воду, не сохраняет форму).
Песчинки вместе или отдельно в сухом песке? (песчинки все отдельно)
А хотите превратиться в песчинки?
Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Подул ветерок, песчинки закружились в вальсе.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь. (звучит вальс, танец детей).
Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
Можно ли оставить следы на песке? Мы сейчас попробуем изобразить их и выполним упражнение «Необыкновенные следы» На каком песке будут оставаться следы? (на сыром, мокром, влажном)
«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Что мы видим на сыром песке? (следы от наших пальчиков)
Воспитатель: Я догадалась, почему песок был грустным, когда мы с ним здоровались. Ему одиноко, в песочной стране никто не живёт. Чем мы можем помочь песку? (построить песочный город, заселить жителей в домики)
(работа детей: лепят домики, украшают их, выкладывают цветы на клумбе из камешков такого цвета, какое настроение у детей, изображают травку зелёным песком, звучит музыка песка)
Воспитатель: красивый город построили, дружно работали, вы настоящие творцы! (руки вытирают влажной салфеткой)
Из какого песка мы построили город? Вспомним свойства мокрого песка. (дети отыскивают карточки-схемы сырого песка: липкий, тяжёлый, тёмный, плотный, холодный, сохраняет форму)
Песчинки вместе или отдельно в сыром песке? (песчинки все вместе, песчинки склеивает вода)
В песочной стране есть творческая мастерская, я предлагаю нарисовать весеннее солнышко, чтобы оно ярче светило в песочной стране, а у нас скорее растопило снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочнице. Но в мастерской нет красок, карандашей, бумаги, есть только песок. Как можно нарисовать? (на песке пальчиком и баночкой с цветным песком, работа детей под музыку)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Они ярко светят, так и хочется понежиться под его лучами. Наши глаза не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глаза сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Все справились с заданием. Ваши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с песком? Что мы сегодня делали? Для чего используют сухой (сырой) песок?
Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы -
В детский сад пора идти.
Вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:
в ладоши мы хлопнем раз, два и три, в детском саду окажемся мы!
А теперь идёмте в группу мыть руки.