Методические рекомендации о преподавании информатики в 2016/2017 уч.году
Документы для скачивания
Методические рекомендации об особенностях преподавания информатики в общеобразовательных организациях Республики Крым в 201 6/ 201 7 учебном году В 201 6/ 2017 учебном году преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 7- 11 классах осуществляется на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта( ФКГОС) . Информатика и ИКТ обязательно изучается в 8 и 9 классах за счет федерального компонента учебных планов общеобразовательных организаций. C 1 сентября 2017 года информатика будет обязательно изучаться с 7 класса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) за счет федерального компонента учебных планов общеобразовательных организаций. Сравнительная характеристика рассматривается в таблице № 1. ФКГОС( Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) Предмет «Информатика и ИКТ» ФГОС( Ф едеральный государственный образовательный стандарт) Предмет «Информатика» 7 класс 0 часов 1 час 8 класс 1 час 1 час 9 класс 2 часа 1 час В 2016/ 2017 учебном году преподавание предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется на основе м етодических рекомендаций об особенностях преподавания информатики в 2015/ 2016 учебном году. В 5- 7 класс ах информатика не является обязательным предметом, но может изучаться за счет компонента общеобразовательной организации. В 5- 6 классах информатику необходимо преподавать в соответствии с программами ФГОС. Рабочие программы по информатике и ИКТ для 8 и 9, 10 и 11 классов, электронное сопровождение учебно- методического комплекса по информатике размещены сайте КРИППО http: / / www. krippo. ru/ в разделе «Информатика». Особое внимание учителям необходимо уделить подготовке к ГИА- 2017 по информатике и ИКТ. ГИА по информатике и ИКТ обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Содержание заданий экзаменационной работы основного государственного экзамена( ОГЭ) по информатике и ИКТ в 9 классе разрабатывается по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, электронные таблицы», «Организация информационной среды, поиск информации. Более подробно темы рассматриваются в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по информатике и ИКТ. Экзаменационная работа по информатике и ИКТ в 9 классе состоит из двух частей и включает в себя 20 заданий. На выполнение экзаменационной работы в 9 классе отводится 2 часа 30 минут( 150 минут) . Часть 1 экзаменационной работы содержит 11 заданий базового уровня сложности и 7 заданий повышенного уровня сложности. Задания части 1 являются теоретическими и выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств, использовать калькуляторы на экзаменах не разрешается. Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности с развернутым ответом. Задания части 2 являются практическими и выполняются экзаменуемыми на компьютере. Результатом выполнения каждого из заданий является отдельный файл. После окончания экзамена организаторы экзамена осуществляют сбор файлов с выполненными заданиями и передают их на проверку экспертной комиссии. Часть 2 экзаменационной работы содержит два задания( 19 и 20) , задание 20 представлено в двух вариантах( 20. 1 и 20. 2) , учащийся самостоятельно выбирает один из двух вариантов задания. Задание 19 заключается в обработке большого массива данных с использованием электронной таблицы. Для выполнения данного задания необходимо использовать программу электронных таблиц, например, Microsoft Excel, О penOffice. org Calc, LibreOffice Calc и ли другую программу. При выполнении задания 19 учащийся находит ответы на вопросы, сформулированные в задании, используя средства электронной таблицы: формулы, функции, операции с блоками данных, сортировку и поиск данных и записывает ответы в указанные ячейки электронной таблицы. Задание 20. 1 заключается в разработке алгоритма для учебного исполнителя «Робот». Описание команд исполнителя и синтаксиса управляющих конструкций соответствует общепринятому школьному алгоритмическому языку, также оно дано в тексте задания. Для выполнения этого задания можно использовать свободно распространяемую среду учебного исполнителя Кумир( сайт http: / / www. niisi. ru/ kumir/ ) . Альтернативным заданием для задания 20. 1 является задание 20. 2, где необходимо реализовать алгоритм на языке программирования, знакомом учащимся. Задание 20. 2 проверяет умения, связанные с созданием простейших программ, содержащих цикл и ветвление внутри цикла, на одном из языков программирования. Примеры заданий 19 и 20, алгоритмы решения данных заданий представлены в методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом по информатике и ИКТ в 9 классе на сайте www. fipi. ru в разделе « Для предметных комиссий субъектов РФ» подраздел « Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года». Содержание заданий экзаменационной работы единого государственного экзамена( Е ГЭ) по информатике и ИКТ в 11 классе разрабатывается по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и ее кодирование», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Системы счисления», «Логика и алгоритмы», «Элементы теории алгоритмов», «Программирование», «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей», «Обработка числовой информации», «Технологии поиска и хранения информации». Экзаменационная работа по информатике и ИКТ в 11 классе состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий. На выполнение экзаменационной работы в 11 классе отводится 3 часа 55 минут( 235 минут) . Часть 1 экзаменационной работы содержит 23 задания с кратким ответом, из них 12 заданий относится к базовому уровню, 10 заданий к повышенному уровню сложности, 1 задание – к высокому уровню сложности. Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре задания( 24, 25, 26, 27) , относящиеся к повышенному и высокому уровню сложности. Задания этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме. Следует отметить, что учащимся для выполнения заданий компьютеры не предоставляются. Данные задания выполняются письменно и записываются в бланк ответов. Задание 24 заключается в умении прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки. П роверяет умения, связанные с созданием простейших программ, содержащих цикл и ветвление внутри цикла, знание целочисленных операций div, mod. Задание 25 заключается в умении написать короткую( 10–15 строк) простую программу обработки массива на любом языке программирования или записать алгоритм на естественном языке. П роверяет умения, связанные с применением алгоритма поиска элемента массива с заданным свойством. Задание 26 заключается в умении построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию. Задание 27 заключается в умении создавать собственные программы( 30–50 строк) для решения задач высокого уровня сложности, знать динамическое программирование. Примеры заданий 24- 27, алгоритмы решения данных заданий представлены в методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом по информатике и ИКТ в 11 классе на сайте www. fipi. ru в разделе « Для предметных комиссий субъектов РФ» подраздел « Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года». Интернет- ресурсы для подготовки к ГИА и ЕГЭ http: / / gia. edu. ru/ - официальный информационный портал ГИА 9 класс; http: / / www. ege. edu. ru – официальный информационный портал ЕГЭ; http: / / fipi. ru/ – сайт Федерального института педагогических измерений; http: / / ege. yandex. ru/ – тренировочные online- тесты; http: / / inf. reshuege. ru; http: / / infoegehelp. ru – разбор заданий, тренировочные online- тесты. Заведующая центром информатики и дистанционного образования Т. В. Киндра