Методические рекомендации о преподавании ОБЖ в 2016/2017 уч.году
Документы для скачивания
Методические рекомендации об особенностях преподавани я предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в обще образовательных организациях Республики Крым в 201 6/ 201 7 учебном году При формировании учебного плана в образовательных учреждениях на 2016/ 2017 учебный год по предмет у «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо руководствоваться методическими рекомендациями на 2015/ 2016 учебный год и следующими нормативными документами: Федеральный уровень. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( редакция от 23. 07. 2013) . Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования( п риказ Министерства образования и науки Российской Федерации( далее- Минобрнауки России) от 30. 08. 2013 № 1015 з арегистрировано в Минюсте России 01. 10. 2013 г. № 30067) . Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников( п риказ Минобрнауки РФ от 28. 12. 2010 г. № 2106) . 4. «О подготовке к новому учебному году». Методические рекомендации Минобрнауки России по организации проверки готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу нового учебного года от 20 мая 2015 № ВК- 1270/ 12. 5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу основы безопасности жизнедеятельности( п исьмо Департамента государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27. 04. 2007 № 03- 898) . Региональный уровень. 1. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05. 06. 2015 июня 2015 №521 «О подготовке образовательных организаций Республики Крым к новому 2015/ 2016 учебному году». 2. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 №555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015- 2016 учебный год». Программно- методическое обеспечение и контроль по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объеме 1 часа в неделю. В основной школе с 5 по 7 и 9 класс ы преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»( далее- ОБЖ) осуществляется в объеме 1 часа в неделю в каждом классе за счёт часов регионального компонента и компонента общеобразовательной организации. В соответствии с вышеуказанными федеральными документами, распределение часов по ступеням обучения выглядит следующим образом: Тематический план по курсу «ОБЖ» для 5- 9. ( Комплексная программа под общей редакцией А. Т. Смирнова, 2011г) : Модуль, раздел Наименование разделов и тем Количество часов 5кл 6кл 7кл 8кл 9кл М I Основы безопасности личности, общества и государства 22 2 5 2 4 23 24 Р- 1 О c новы комплексной безопасности 22 25 16 16 12 Р- II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций- - 8 7 12 М II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 13 10 11 12 11 Р- III Основы здорового образа жизни 5 6 7 8 9 Р- IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 8 4 4 4 2 ИТОГО: 35 35 35 35 35 Федеральный компонент государственного стандарта среднего( полного) общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах. Реализация содержания учебных целей и задач по основам жизнедеятельности осуществляется на базовом уровне. Для изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуем при разработке учебной программы руководствоваться программ ой( издания Москва «Просвещение», 2014 год) , утвержденной Минобрнауки Ро сси и( соответствует требованиям ФГОС) . Д ля 10- 11 классов предусмотрено 140 часов( по 2 часа в неделю в каждом классе) . Кроме того, после окончания учебного года в 10 классе с учащимися( гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов в течени е 5 дней( 35ч) . В соответствии с положениями нормативно- правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе( Постановление Правитель ства Российской Федерации от 15. 06. 2009 №481) раздел 7 программы «Основы военной службы»( III модуль) изучается в обязательном порядке только с учащимися- г ражданами мужского пола( п одготовка старшеклассниц по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке) . В то время, когда юноши – старшеклассники изучают раздел «Основы военной службы», со старшеклассницами в обязательном порядке проводятся занятия по углубленному из учению основ медицинских знаний( п рограмма «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»( для старшеклассниц) , Москва «Просвещение» 2014 г. стр. 60) . Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе завершается выставлением итоговой оценки( оценк а за 10 класс, за сборы, за 11 класс, итоговая оценка) . В соответствии с письмом Минобрнауки Росси и от 29. 04. 2014 № 08- 548 «О федеральном перечне учебников», «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/ 2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067». Нормативы контрольных работ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Согласно Федеральному закону от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация обучающихся – это компетенция образовательной организации. Количество письменных контрольных работ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» утверждается локальными нормативными актами образовательного учреждения с учетом требований и рекомендаций примерной программы по предмету и рабочих программах к учебникам, включенным в федеральный перечень в 2014 – 2015 учебном году. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или разделам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в конце четверт ей и учебного года. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» может использоваться зачетная форма проверки знаний. Для контроля знаний по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» используются различные виды работ( тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи) . Курс ОБЖ с 5 по 9 класс может вестись интегрировано с другими предметами( биология, физическая культура, технология, химия, география) . В этом случае на страни це основного предмета в соответствии с календарно- тематическим планированием интегрированного курса рядом с записью темы урока делается отметка « интегр. ОБЖ»- 34 часа, а на отдельной странице журнала записывается: предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ФИО всех учителей, ведущих дан ный курс интегрировано, тема, отмечается посещаемость, выставляются текущие и итоговая( за год) отметки. Если интеграция осуществлялась несколькими преподавателями, то итоговую отметку на основании текущих отметок может выставить по решению педсовета классный руководитель В 10- 11 классах ОБЖ ведется в качестве самостоятельного предмета и фиксируется на соответствующей странице журнала. Элективные курсы. Э лективны е курс ы организуются и провод я тся в соответствии с письмами Минобр науки России от 13. 11. 2003 № 14- 51- 277/ 13 «Об элективных курсах в профильном обучении» и от 4. 03. 2010 № 03- 413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего( полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов. Использование программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур: - обсуждение и согласование на школьных методических объединениях( советах) ; - в нутреннее рецензирование; - рассмотрение( согласование) на методическ их объединениях( советах) или педагогическом совете школы; - у тверждение директором школы; - внешнее рецензирование, если программа авторская. Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12 – 20 до 68 – 70 и более часов. Рекомендуемый объем – 34 – 68 часов. Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно- методического обеспечения элективных курсов широко освещаются в изданиях «Просвещения», «Дрофа», «ВЕНТАНА- ГРАФ» и др. издательствах перечисленных в приказах Минобр науки Росси и от 14. 12. 2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» и № 16 от 16. 01. 2012. Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в школ е. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика. Наряду с базовыми и профильными учебными предметами, могут составить индивидуальную образовательную программу для каждого учащегося, которая поможет реализовать его способности и потребности, создаст возможности для дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Реализация в общеобразовательном учреждении оборонно- спортивного профиля позволяет учителю обеспечить повышенный уровень изучения двух предметов: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» представлен в составе профильных общеобразовательных предметов. В образовательном процессе на всех уровнях системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы: - первая ступень основной школы( 5 – 7 кл. ) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии; - вторая ступень основной школы( 8 – 9 кл. ) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; - старшие классы( 10– 11кл. ) – формирование ценностно- смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся, развитие способностей через углубленное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и отдельных предметов, связанных с областью обеспечения безопасности жизнедеятельности. Элективные курсы, рекомендованные для использования в учебном процессе: 1. Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Технологии укрепления и сбережения здоровья» 8- 9 кл. Предпрофильное обучение: сборник 1. – М. : Дрофа, 2009. 2. Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Стрелковая подготовка в курсе «ОБЖ». 10- 11 кл. : Метод. р еком/ Н. ГОДА- М. : Дрофа, 2010. 3. Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8- 9 классы: Предпрофильное обучение. Сборник 1/ Винник А. Л. - М. : Дрофа, 2009. 4. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10- 11 классы. Профильный уровень. Смирнов А. Т. , Миронов С. К. - М. : Дрофа, 2009. Внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятел ьность, осуществляемую в формах отличных от классно- урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Занятия проводятся в форме кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. д. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение. Важное место в педагогической деятельности отводится подготовке и участию школьников во Всероссийском детско- юношеском движении «Школа безопасности», олимпиадном движении, работе различных кружков, секций, клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях. Внеурочная деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» организуется по направлениям развития личности. Кроме того, внеурочная деятельность в образовательном учреждении позволяет решить ещё целый ряд важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию учащихся в школе; - оптимизировать учебную нагрузку уча щихся; - улучшить условия для развития учащихся; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Программы внеурочной деятельности, рекомендованные для использования в учебном процессе: 1. Безопасность дорожного движения: программа для системы доп. , образования детей/ В. А. Лобашкина, Д. Е. , Яковлев, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, под ред. П. В. Ижевского. - М. Просвещение, 2009. 2. Программа курса и тематическое планирование к учебникам Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой «Основы безопасности жизнедеятельности». 7- 9 кл. / авт. сост. Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, Н. В. Твердохлебов, А. Ю. Тараканов. - М. : ООО» Русское слов о- учебник», 2012. 3. Программа внеурочной деятельности. Туристско- краеведческая деятельность. Спортивно- оздоровительная деятельность/ П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. М. : Просвещение, 2011. Рекомендации по составлению рабочих программ по предмету ОБЖ Рабочие программы по предметам необходимо разрабатывать на срок действия основной образовательной программы( нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего общего образования – 2 года) . То есть, нет необходимости обновлять рабочие программы по предметам ежегодно полностью, целесообразно обновлять ежегодно календарно- тематическое планирование как составной части той или иной рабочей программы. Образовательн ое учреждение вправе распределять полномочия по разработке рабочих программ. Экспертиза рабочих программ происходит на уровне образовательно го учреждения. Педагогу необходимо обратить внимание на раздел «Характеристика контрольно- измерительных материалов», который включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, а также уровень сформированности практических навыков по предмету. Следовательно, необходимо отдельно разрабатывать критерии выставления оценок для теоретической и практической подготовленности обучающихся. При разработке рабочей программы общеобразовательной организации возможны некоторые изменения( в рамках требований ФГОС) . Отдельные темы изучаются с учётом региональных условий и в зависимости от личного опыта преподавателя, ведущего занятия по предмету. Особенности преподавания предмета" ОБЖ" в старших классах В соответствии с Федеральным законом от 28. 03. 1998 №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и совместного приказа Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки Росси и № 96/ 134 от 24. 12. 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего( полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах ». О бучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как специальный раздел. Введение раздела «Основы военной службы» в курс « Основы безопасности жизнедеятельности» вместо отдельного предмета «Начальная военная подготовка», преподававшегося в образовательных учреждениях до 1991 года, было и остаётся основным направлением в организации образовательного процесса по основам военной службы и предусматривает пров едение ежегодных учебных сборов, которые провод я тся в конце учебного года после освоения обучающимися основных образовательных программ. К участию в учебных сборах привлекаются все юноши- 10 классов образовательных учреждений, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья. Девушки могут привлекаться к участию в учебных сборах, если они прошли обучение по III модулю, раздел VI I. " Основы военной службы" . Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы. Продолжительность учебных сборов – 5 дней( 35 учебных часов) . Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В случае невозможности проведения на базе воинской части учебные сборы организуются на базе центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно- патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях. Преподавание курса ОБЖ, включающего раздел «Основы военной службы », ведет учитель основ безопасности жизнедеятельности( преподаватель- организатор ОБЖ) или другой учитель- предметник, имеющий соответствующую подготовку, тарифно- квалификационные требования к которой определены совместным приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31. 08. 95 №463/ 1268. Должность преподавателя – организатора основ безопасности жизнедеятельности введена вместо должности военного руководителя общеобразовательного учебного заведения( п. 5 постановления Совмина РСФСР от 14. 05. 91 №253 «О допризывной подготовке учащейся молодёжи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР ») . Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации пункта 53 № 96/ 134 от 24. 02. 2010 «общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях( учебных пунктах) , заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении( учебном пункте) ». Рекомендуется общую оценку заносить в классный журнал 10 класса с пометкой столбца «Учебные сборы» после годовой оценки. Примерное распределение часов по дням на учебные сборы № п/ п Тема занятия Количество часов Общее количество часов 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 1. Военнослужащие и взаимоотношение между ними 1 1 1 3 2. Внутренний порядок 2 1 1 1 5 3. Строевая подготовка 1 1 1 1 1 5 4. Огневая подготовка 3 3 3 9 5 Тактическая подготовка 2 2 4 6 Физическая подготовка 1 1 1 2 5 7 Военно- медицинская подготовка 2 2 8 Радиационная, химическая и биологическая защита войск 2 2 Итого 7 7 7 7 7 35 На базовом уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы»( теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек) . В это время с девушками 10- 11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»( Смирнов А. Т. и др. ) . Особенностью предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаемого на ступени среднего общего образования является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки обучающихся. Система профильного обучения предусматривает освоение обучающимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Одна из приоритетных задач преподавателя основ безопасности жизнедеятельности качественная подготовка школьников к участию в олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности. Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с детьми. Для успешной работы со школьниками педагоги должны знать: - организацию олимпиадного движения и нормативно- правовое обеспечение проведения олимпиад; - требования к разработке олимпиадных заданий; - организационно- методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах; - психолого- педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых детей. Педагоги должны уметь: - организовывать и проектировать систему работы с детьми; - уметь осуществлять индивидуальную работу педагогов – наставников и психологов. При подготовке школьников к Олимпиаде следует учитывать, что олимпиадные задания на каждый год составляются новые, не дублирующие задания предыдущих Олимпиад. Тем не менее, общая направленность и характер заданий остаются прежними. Поэтому для подготовки школьников целесообразно использовать материалы олимпиад предыдущих лет. Основное общее образование. В 5- 9 классах учебный предмет ОБЖ изучается за счет часов регионального компонента( в 8 классе – федерального) в объеме одного часа в неделю в каждом классе. В основной школе рекомендуется использовать в учебном процессе образовательную программу –П рограммы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа для 5- 11 классы/ под общей редакцией А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 201 1. » В основной школе представлены основная линия учебно- методических комплектов( УМК) , включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Линия учебно- методических комплектов под редакцией А. Т. Смирнова( Изд- во «Просвещение») представлена следующими учебниками: Учебно- методический комплект Класс Издательство Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 Просвещение Смирнов А. Т. Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 Просвещение У чебно- методический к0мплект под редакцией А. Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение». В основной школ е завершается формирование у учащи хся основных понятий бе зопасности жизнедеятельности. Уча щиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций( РСЧС) и гражданской обороны( ГО) . На этой стадии обучения большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Среднее общее образование. В старшей школе количество часов предмета «ОБЖ» определяется с учётом составления учебного плана общеобразовательного учреждения. Преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает объем учебных часов в неделю в учебном плане для универсального( непрофильного) обучения в 10 классе- 2 час, в 11 классе- 2 час. ( Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов и др. Москва «Просвещение» 2014) . Рекомендуем для 10- 11 класса- 1час включить за счёт компонента общеобразовательной организации. На профильном уровне( оборонно- спортивный профиль) расчетный объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа. Система профильного обучения предусматривает освоение учащимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Оптимальное их сочетание в учебном плане школы составляет содержание профильной подготовки школьников. Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшей школе. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика. Элективные курсы, наряду с базовыми и профильными учебными предметами, могут составить индивидуальную образовательную программу для каждого школьника, которая поможет реализовать его способности и потребности, создаст возможности для дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Содержание курса «ОБЖ» на этой ступени общеобразовательной школы, прежде вс его, направлено на подготовку уч ащихся к военной службе и включает изучение следующих вопросов: - основы обороны государства; - воинская обязанность граждан; - основные мероприятия гражданской обороны по защите населения; - правовые основы военной службы; прохождение военной службы по призыву; - прохождение военной службы по контракту; - ответственность военнослужащих; - военно- патриотическое воспитание; - основы медицинских знаний и здорового образа жизни. В 201 6/ 201 7 учебном году рекомендуется реализовывать в учебном процессе на базовом и профильном уровне следующие авторские образовательные программы: 1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений( базовый уровень) / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. , Васнев. – М. : Просвещение, 201 4. 2. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»( 10- 11 классы, профильный уровень) / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. , Васнев. - М. : Просвещение, 201 1. 3. Программа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек»( 10- 11 классы) / А. Т. Смирнов, П. П. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов. – М. : Просвещение, 201 4. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом и профильном уровне в старшей школе допускается использование учебно- методических комплектов под редакцией А. Т. Смирнова( издательство «Просвещение») Учебно- методический комплект Класс Издательство Смирнов А. Т. , Мишин Б. И. , Васнев В. А. ; Ижевский П. В. под ред. Смирнова А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый уровень) 10 Просвещение Смирнов А. Т. , Мишин Б. И. , Васнев В. А. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый уровень) 11 Просвещение Смирнов А. Т. , Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый и профильный уровни) 10 Просвещение Смирнов А. Т. , Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности»( базовый и профильный уровни) 11 Просвещение Обращаем внимание преподавателей ОБЖ, что на базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы»( осуществляется в добровольном порядке для девушек) . В это время с девушками 10- 11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»( по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек»- авторы А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, Москва, «Просвещение» 2014) . Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет- справочнике www. fp. edu. ru. На сайте Федерального агентства по образованию можно ознакомиться с примерными программами по ОБЖ для основного и среднего общего образования: http: / / ed. informika. ru/ ob- edu/ noc/ rub/ standart/ pp/ 1362. При выборе учащимися предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для сдачи на государственной итоговой аттестации, преподаватель может использовать примерные экзаменационные билеты по ОБЖ, которые опубликованы в журнале «Вестник Образования», №5 за 2006 г. , или в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №4 за 2006 г. Учитель имеет возможность, опираясь на примерные билеты, разработать свой вариант экзаменационных билетов, учитывающий специфику конкретной программы по предмету. Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом уровне по предмету ОБЖ. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24. 11. 2011 №МД- 1552/ 03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием» даны рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием. Полный перечень оснащения кабинета по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, опубликован на российском образовательном портале Министерства образования и науки Российской Федерации http: / / school. edu. ru/ doc. asp. ob- №54478 Сайты в помощь учителю, преподавателю- организатору ОБЖ Название сайта Электронный адрес Совет безопасности РФ http: / / www. scrf. gov. ru Министерство внутренних дел РФ http: / / www. mvd. ru МЧС России http: / / www. emercom. gov. ru Министерство здравоохранения РФ http: / / www. minzdrav- rf. ru Министерство обороны РФ http: / / www. mil. ru Министерство образования и науки РФ http: / / mon. gov. ru/ Министерство природных ресурсов РФ http: / / www. mnr. gov. ru Федеральная служба железнодорожных войск РФ http: / / www. fsgv. ru Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды http: / / www. mecom. ru/ roshydro/ pub/ rus/ index. htm Федеральная пограничная служба http: / / www. fps. gov. ru Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности http: / / www. gan. ru Русский образовательный портал http: / / www. gov. ed. ru Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области http: / / www. beluno. ru Академия повышения квалификации работников образования http: / / www. apkro. ru Федеральный российский общеобразовательный портал http: / / www. s chool. edu. ru Федеральный портал «Российское образование» http: / / www. edu. ru Портал компании «Кирилл и Мефодий » http: / / www. km. ru Образовательный портал «Учеба» http: / / www. uroki. ru Журнал «Курьер образования» http: / / www. courier. com. ru Журнал «Вестник образования» http: / / www. vestnik. edu. ru Издательский дома « Профкнига » http: / / www. profkniga. ru Издательский дом «1 сентября» http: / / www. 1 september. ru Издательский дом « Армпресс » http: / / www. armpress. info Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»( издательский дом «1 сентября») http: / / festival. 1 september. ru Энциклопедия безопасности http: / / www. opasno. net Личная безопасность http: / / personal- safety. redut- 7. ru Образовательные ресурсы Интернета- Безопасность жизнедеятельности http: / / www. alleng. ru «Мой компас»( безопасность ребёнка) http: / / moikompas. ru/ compas/ bezopasnost_ det Информационно- методическое издание для преподавателей ОБЖ- МЧС России http: / / www. school- obz. org/ topics/ bzd/ bzd. html Эконавт- CATALOG( электронный каталог интернет ресурсов по Охране труда, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) http: / / www. econavt- catalog. ru Портал Всероссийской олимпиады школьников http: / / rusolymp. ru/ Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности http: / / www. alleng. ru/ edu/ saf. htm Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности http: / / www. bezopasnost. edu66. ru Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях http: / / www. hardtime. ru Методист центра по воспитательной работе и основам здоровья И. М. М ельнейчук