Конспект ООД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности . Тема: "В гости к осени"
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство детей периодами осени: ранняя, золотая, поздняя; закрепить название и последовательность осенних месяцев, знания детей об осенних признаках.
Развивающие: развивать связную речь, умение чётко передавать свои мысли, используя разные виды предложений; любознательность и познавательную активность.
Расширять словарь детей за счёт названий осенних месяцев и осенних периодов: руен, листобой, полузимник, глаголов: улетают, собирают, прячутся, запасают, опадают; заморозки, свинцовые тучи.
Развивать умение составлять композиции из растительных элементов на листе бумаги; чувство композиции ( красиво располагать листья на листе бумаги).
Воспитательные: воспитывать интерес к природным явлениям и к исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы:
Мяч
Раздаточный материал: подносы с сухими и не сухими листьями деревьев, части листьев в пакетиках для д/игры "Собери лист и назови его" на каждого ребёнка. кисти для клея, клей, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, большой ватман белой бумаги, CD-диск с записью осенней песни.
Предшествующая работа: наблюдения с детьми за осенними явлениями в природе, чтение отрывка из книги Г. Скребицкого "Четыре художника", стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, беседы об осени, рассматривание осенних листьев и игры с ними на узнавание и различение.
I Мотивация к деятельности
Вос-ль стоит около окна и рассуждает вслух "Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья" О ком же эта загадка?
(Дети постепенно подходят к воспитателю и предлагают свои ответы)
Верно. А где можно увидеть следы осени? (на картинах, иллюстрациях, на улице) Действительно, так давайте сейчас выйдем на улицу, посмотрим вокруг и найдём все приметы в окружающей обстановке.
( дети выходят на улицу, проходят по территории детского сада))
- II. Самостоятельная деятельность детей по выполнению заданий
Вос-ль: Вот мы и в сквере. Давайте вспомним, что же такое осень?
Дети: (время года)
Вос-ль: После какого времени года она наступает?
Дети: (после лета)
Вос-ль: Какой месяц начинает осень?
Дети: (сентябрь)
Вос-ль: Какой второй, третий месяц?
Дети: (октябрь, ноябрь)
Вос-ль: По каким приметам можно узнать сентябрь?
Дети: (Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.)
Вос-ль: Как же называется этот период в народе?
Дети:(ранняя осень)
Вос-ль: А что происходит с природой в октябре?
Дети:( Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, деревья покрываются инеем, насекомые исчезают, солнце светит редко.)
Вос-ль: И этот период самый красивый и называется он...?
Дети: (золотая осень)
Вос-ль: А вот самый последний период осени называется поздняя осень. По каким приметам мы узнаём про него?
Дети: ( Когда листья все облетели и почернели, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзает, ветки деревьев звенят и покрываются инеем, ночью наступают заморозки)
Вос-ль:. Напомните, как называется этот период?
Дети: (поздняя осень)
Вос-ль: А знаете ли вы как в старину называли осень? Осень бывает разная. Сентябрь именовался как руен - за желтый цвет, господствующий в лесах. Октябрь когда чем кроет землю - когда листком, когда снежком. В народе его прозвали листобоем. Ноябрь - ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда. В народе зовут его полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму.
Игра "Какой бывает осень" (игра с мячом)
Когда дождь - дождливая
Ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Солнечно - солнечная
Ясно - ясная
Хмуро - хмурая
Вос-ль: Молодцы. Дети, когда я шла сегодня в детский сад, то слышала, как у меня под ногами шуршали листья. Вы знаете, почему они шуршали?
(Дети выдвигают гипотезы)
Воспитатель предлагает проверить предположения детей.
Дети берут сначала сухие листья и мнут их в руках, затем не сухие сравнивают полученные результаты, делают вывод.
Вос-ль: Как вы думаете, а если по листьям пройтись, то результаты будут такими же различными?
Вывод: сухие листья ломаются и от этого шуршат, а не сухие не ломаются и не шуршат.
Вос-ль: А я по дороге в детский сад собрала много разных листьев, но видимо они оказались сухими и разломались на мелкие кусочки. Помогите, пожалуйста их собрать. Они лежат в пакетиках.
Проводится д/игра "Собери листок", "С какого дерева листок"
Дети собирают из частей листья и называют их с какого дерева листок)
Кленовый - с клёна
Берёзовый - с берёзы
Дубовый - с дуба
Рябиновый - с рябины
Осиновый - с осины
Вос-ль: Молодцы, а теперь давайте с вами превратимся в листики и поиграем.
"Вокруг себя повернись и в листочек превратись". (физкультминутка)
Мы, листики осенние
На дереве сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Завертел их, закружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, легко бегают, вновь тихо садятся, кружатся и снова садятся. В конце дети говорят слова:
"Вокруг себя повернись и в ребёнка превратись".
Вос-ль: Все деревья в нашем городе, на нашем участке надели свой красивый наряд. Берёзы и клёны покрылись лимонной желтизной. А листья осинок стали похожи на спелые яблоки. Все деревья и кустарники нарядились по- осеннему. Но скоро все листья облетят, и деревья заснут спокойным сном. А что мы могли бы сделать для того, чтобы эта картина осталась надолго в памяти?
Дети: (нарисовать осеннюю картину, выполнить аппликацию из бумаги, собрать листья для гербария).
Вос-ль: И правда, ребята, можно собрать красивые листья и сделать из них картину осеннего леса.
(дети собирают опавшие листья с разных деревьев и отдают воспитателю)
Вос-ль: Какой красивый букет. Вот из этих листьев и можно сделать осенний пейзаж.
III.Организация продуктивной деятельности (аппликация "Осенний лес")
Воспитатель вместе с детьми приклеивает осенние красивые листья на ватман, с заранее нарисованными стволами деревьев - получается красивая осенняя картина - осенний лес.
Вос-ль: Я думаю деревьям очень понравится наша картина и всю зиму им будут сниться красивые, сказочные осенние сны. А нам она ещё долго будет напоминать о сегодняшнем путешествии.
Воспитатель вместе с детьми поет песню про осень.
Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеевой "Осень, милая, шурши".
IV Рефлексия
Вос-ль: Какие вы молодцы, как много знаете об осени. Вы всегда желанные гости в лесу, парке, сквере. Но, чтобы наш город оставался чистым, красивым, что мы с вами можем и должны делать?
Дети: ( весной сажать цветы на клумбах детского сада, окапывать деревья, белить стволы деревьев, развешивать скворечники для птиц, летом подстригать кустарники, поливать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, бросать мусор только в урны)
Вос-ль: Верно, то есть любить и беречь природу.