Оздоровление детей дошкольного возраста. (Устюгова Н.В.)
Документы для скачивания
Оздоровление детей дошкольного возраста. Проблема формирования здоровья детей дошкольного возраста весьма актуальна. Именно в этот возрастной период приходится пик острой заболеваемости, в структуре которой 90- 95% составляют острые респираторные инфекции и грипп. Значительная распространенность этих заболеваний обуславливает актуальность новых подходов к объяснению механизмов развития частой заболеваемости и ее осложнений и расширению использования объективных критериев для характеристики здоровья дошкольников. Зачастую, даже в медицинских учреждениях ко всем детям подход одинаков, но ведь каждый ребенок индивидуален. Доказано, что в основе частых рецидивов респираторных заболеваний может лежать эмоциональный стресс, при хроническом характере которого происходит снижение местной иммунной защиты, что в условиях повышенной антигенной нагрузки приводит к частым острым заболеваниям. При этом характер ОРЗ у детей неодинаков: одни болеют кратковременно, но с выраженной гипертермией, а для других свойственно вялое, но длительное течение болезни, также отличается и уровень воспалительных поражений дыхательных путей. Поэтому очевидно, что и подходы к оздоровлению детей должны отличаться. Поэтому необходимо выделение базового признака, с помощью которого можно разделить детей со сходными клиническими проявлениями на несколько групп для дифференцированного подхода к их оздоровлению и реабилитации. Ключевым параметром конституции является направленность психической активности: вовне- экстраверсия, вовнутр ь- интроверсия или его уравновешенность- центроверсия. Установлены четкие различия в протекании «острых» заболеваний у детей разных типов. У интровертов течение ОРЗ характеризуется вялостью и монотонностью, сочетается с апатией, сонливостью, аллергическими реакциями и бронхообструкцией. Другим четким различием в структуре острой заболеваемости явилось преобладание у дете й- экстравертов отитов и тонзиллитов, у интровертов- ринитов и фарингитов, а также бронхитов с обструктивным компонентом. Центровертам в большинстве случаев свойственны трахеобронхиты. Таким образом, выявленные различия позволили разработать дифференцированную программу реабилитации и оздоровления детей. Кто как ни родители знают особенности ребенка. Будем рады, если наши советы вам помогут в оздоровлении ваших детей. Основные направления дифференцированной программы реабилитации ЧБД с учетом их типа психосоматической конституции. Направление Интроверты Центроверты Экстраверты 1 2 3 4 Питание Фруктовые и овощные соки перед приемом пищи. Продукты, богатые кальцием( молоко, кефир, творог) для повышения симпатикотонии. Усиление белкового компонента питания. Сочетание подходов. Ограничение соли, экстрактивных веществ. Обогащение рациона ионами калия( курага, изюм, чернослив) для повышения ваготонии. Усиление минерального компонента питания. Фитопрофилактика ОРЗ Настой шиповника( витамин С) Чай из рябины и шиповника Отвар овса( витамин В1, В6) Повышение резистентности Массаж биологически активных точек( БАТ) на улице и ушных раковинах Дыхательная гимнастика Массаж БАТ на ладонях и стопах Санация очагов инфекции Промывание носа отваром трав с фитонцидным эффектом( зверобой, календула) , смазывание миндалин раствором Люголя в весенне- осенний период. Соляно- щелочные ингаляции в период повышенной заболеваемости ОРЗ Полоскание зева отваром фитонцидных трав и растворами с антимикробным действием( эктерицид, томицид, хлорофиллипт) Дополнение к тактике во время ОРЗ Противоаллергические препараты Стандартная схема Седативная фитотерапия Создание психологического комфорта Уединение, чтение Праздник, подарок Общение, компания друзей Подходы к реабилитации после перенесенных ОРЗ Продолжительное освобождение от занятий физкультурой( на 4 недели) . Стимулирующая фитотерапия – экстракт элеутерококка, витамины с антиоксидантным действием( А, Е) Стандартная схема реабилитации Дегидратационная фитотерапия – напитки с экстрактом брусничного листа, клюквы. Седативная фитотерапия – « Ново- пассит », 10 дней. Витамины группы В Гармонизация вегетативной дисфункции Настойка боярышника утром, тонизирующие напитки Настойка боярышника утром, пустырника вечером Настойка пустырника вечером, успокаивающие чаи вечером( мята, мелиса) Примерная годовая программа оздоровления для интроверта. Дата Мероприятия 1 2 1- 10 января Глубокое полоскание зева отваром травы зверобоя( 10 г сухого сырья на 200 мл кипятка, настоять 30 мин, процедить, остудить до комнатной температуры, полоскать в течение 3- 5 мин ежедневно после обеда) 1- 10 февраля Массаж БАТ. Цель воздействия: повышение защитных свой ств сл изистой оболочки носа, глотки и гортани, активизация кровоснабжения головы и шеи, нормализация деятельности сосудов сердца, бронхов, легких, повышение тонуса всего организма. Техника выполнения: проводить массаж необходимо 2 раза в день – утром после пробуждения и перед сном в течение 2 мин кончиком указательного пальца, надавливая на кожу до легкого болезненного состояния и делая вращательные быстрые и энергичные движения по ходу часовой стрелки не менее 3- 5 с( 6- 9 раз) и против нее столько же. Перед началом массажа надо потереть руки, чтобы согрелись и усилилась циркуляция крови. 1 точка – «Галстук»- н ад яремной выемкой на грудине. Связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, с вилочковой железо. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма к различным заболеванием дыхательных путей. 2 точка- «Бусы »- на шее в развилке сонных артерий( симметричная) . Массаж этой зоны повышает защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. 3 точка – «Здоровый нос»- симметричная, у крыльев носа. Связана с передней и задней долями гипофиза. Массаж этой зоны улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовой полости. 4 точка – «Рожки»- симметричная, у начала бровей. Связана со слизистой оболочкой решетчатых полостей носа и лобных пазух, с лобными отделами головного мозга. Массаж этих зон улучшает кровоснабжение слизистой оболочки верхних отделов полости носа. 1 – 10 марта Глубокое полоскание зева отваром травы шалфея( 10 г сухого сырья на 200 мл кипятка, настоять 30 мин, процедить, остудить до комнатной температуры, полоскать в течение 3 – 5 мин ежедневно после ужина) 1- 10 апреля Массаж кистей рук. Проводиться ежедневно перед вечерним и утренним умыванием в течение 2 – 3 мин: - растирать в течение 30 с большим пальцем противоположной руки основания среднего и безымянного пальцев другой руки, повторить трижды для каждой руки, здесь расположена зона носоглотки, глубокий массаж этой области повышает устойчивость организма к холоду, сквознякам; - разогревающий( тонизирующий) массаж ладоней проводиться глубоким надавливанием большим пальцем одной руки на всю поверхность ладони другой руки; - массаж пальцев, сначала надавливая на их ладонные, затем на задние и боковые отделы. 1 – 10 мая Чай «Целебный»: 1 ст. л плодов шиповника залить 1 стаканом воды, кипятить 5 мин, затем туда положить 1 ч. л сухих цветов ромашки, закрыть крышкой и выдержать 10 мин, процедить. Принимать по 0, 5 стакана 1 раз в день после ужина. Июнь- июль Закаливание необходимо проводить систематически, дозу воздействия увеличивать постепенно, добиваясь положительного эмоционального отношения ребенка к другим процедурам. 1 этап – умывание лица и рук прохладной водой ежедневно перед завтраком. 2 этап – для закаливания ротовой полости и носоглотки – ежедневное полоскание ротовой полости и зева после обеда водой комнатной температуры, через каждые 5 – 6 дней снижайте температуру на 1 – 2 градуса вплоть до 8 – 10 градусов. Для полоскании можно использовать отвары ромашки, зверобоя, шалфея и негазированную минеральную воду( 10 г на 200 мл воды) . 3 этап – закаливание стоп перед дневным сном: контрастное обливание ног – вначале обливают ноги теплой водой( + 35- 36 градусов) , а затем сразу же прохладной( + 27- 28 градусов) , после чего вновь теплой. Постепенно( в течение 1 мес. ) температуру теплой воды повышают до+ 40, а холодной снижают дл+ 18. По окончании процедуры обтереть ноги сухим махровым полотенцем. 1 – 10 августа Дыхательная гимнастика. Цель воздействия: повышение иммунитета, улучшение сопротивляемости организма различным инфекциям, улучшение обменных процессов, эффективное обогащение крови кислородом, выработка правильной осанки, повышение тонуса организма и особенно нервной системы, избавление от негативных эмоций, снижение переутомления. Гимнастика проводится ежедневно, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Температура воздуха должна быть не выше 17 градусов, время занятия – утренние часы, не раннее чем через час после приема пищи. Гимнастика длится 10 минут. Упражнение «Семафор». И. п. – сидя на полу «по- турецки», руки в стороны. Важно следить за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи. Сделать медленный вдох через нос, небольшую паузу, затем, выдыхая через ром, медленно опустить руки, одновременно издавая долгий звук[ с] . Повторить упражнение не менее 6 раз. Упражнение «Мяч». И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом прижаты к груди. Сделать медленный вдох через нос, на выдохе медленно выпрямить руки, одновременно приподнимаясь на носочки. Упражнение «Конфетти». Для этого упражнения понадобится стол, трубочка для коктейля и конфетти. На столе лежит горсточка конфетти. Ребенок, сидя за столом, держит во рту трубочку для коктейля. Медленно вдохнуть через нос, затем, выдыхая ртом через трубочку, постараться сдуть конфетти. Это упражнение интересно выполнять вдвоем – с другим ребенком или с кем- нибудь из взрослых, чтобы получалось своего рода соревнование. Важно обратить внимание ребенка на то, чтобы выход был не сильным, а как можно более долгим. Упражнение «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получался звук ветра, клич индейца, свист птицы. 1 – 10 сентября Орошение носоглотки настоем цветов ромашки( 10 г сухого сырья на 200 мл кипятка, настоять 30 мин, процедить, остудить до комнатной температуры, запрокинуть голову ребенка, залить в каждый носовой ход 2 мл настоя, затее наклонить голову вниз) 1- 10 октября Массаж БАТ( см. февраль) 1 – 10 ноября Глубокое полоскание зева отваром травы ромашки( 10 г сухого сырья на 200 мл кипятка, настоять 30 мин, процедить, остудить до комнатной температуры, полоскать в течение 3 – 5 мин ежедневно после обеда) 1 – 10 декабря Дыхательная гимнастика( см. август) Примерная годовая программа оздоровления для экстраверта. Дата Мероприятия 1 2 1- 10 января Глубокое полоскание зева отваром травы зверобоя( 1% спиртовой р- р разводится водой комнатной температуры в соотношении 1: 20, полоскать в течение 3- 5 мин ежедневно после обеда) 1- 10 февраля Массаж БАТ с целью повышения защитных свой ств сл изистой оболочки носа, глотки и гортани, активизации кровоснабжения головы и шеи, нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких, повышения тонуса всего организма. 1 точка – «Косички»- на шее сзади( симметричная) . Массаж активизирут кровоснабжение головы, шеи, туловища. 2 точка – «Бугорок»- область 7 – го шейного и 1 – го грудного позвонков. Связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких. 3 точка – «Ушки»- симметричная, у козелка ушной раковины. Одновременно можно провести массаж под мочкой уха, на сосцевидном отростке и массаж всей ушной раковины, растирая ее сверху вниз. 1 – 10 марта Смазывание миндалин раствором Люголя ежедневно после ужина. 1- 10 апреля Массаж ушных раковин очень полезен, поскольку на ушных раковинах имеются нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. «Хлопушки». Быстро загнуть уши вперед всеми пальцами рук, прижать их, затем отпустить, ощущая в ушах хлопок. «Сережки». Кончиками большого и указательного пальцев потянуть с силой вниз обе мочки ушей 5- 6 раз. «Ключик». Захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20 – 30 с. «Санки». Зажать большим и указательным пальцами противокозелок – хрящевой выступ, находящийся сзади наружного слухового прохода. Водить по нему пальцами вверх и вниз. 1 – 10 мая Отвар «Колос»: отвар овса( источник микроэлементов, витаминов В1, В6) – 1 стакан овса залить 1 л воды или молока и «томить» на водяной бане в течение 1 ч, процедить, остудить, добавить 1 ст. л. меда, принимать по 12 стакана вечером. Июнь- июль Закаливание необходимо проводить систематически, дозу воздействия увеличивать постепенно, добиваясь положительного эмоционального отношения ребенка к другим процедурам. Для закаливания ротовой полости и носоглотки – полоскание ротовой полости и горла водой комнатной температуры, через каждые 3 – 4 дня снижайте температуру на 1 – 2 градуса вплоть до 8 – 10 градусов. Для полоскания можно использовать отвары зверобоя, шалфея, негазированную минеральную воду, 1- 2% р- р соли( морская соль, обычная поваренная – 1 ч. л. соли на 1 стакан воды, довести до кипения и охладить) . Закаливание стоп: контрастное обливание ног – вначале обливают ноги теплой водой( + 35- 36 градусов) , а затем сразу же прохладной( + 24- 25 градусов) , после чего вновь теплой. Постепенно температуру теплой воды повышают до+ 40, а холодной снижают дл+ 18. По окончании процедуры обтереть ножки сухим полотенцем. 1 – 10 августа Дыхательная гимнастика. Цель воздействия: повышение иммунитета, сопротивление организма различным инфекциям, улучшение обменных процессов, эффективное обогащение крови кислородом, выработка правильной осанки, повышение тонуса организма и особенно нервной системы, избавление от негативных эмоций, снижение переутомления. Гимнастика проводится ежедневно, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Температура воздуха должна быть не выше 17 градусов, время занятия – утренние часы, не раннее чем через час после приема пищи. Гимнастика длится 10 минут. Упражнение « Регулировщик». И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая направлена в сторону. Сделать маленький вдох через нос, затем небольшую паузу. Потом медленно выдохнуть через рот, плавно меняя во время выдоха положение рук. Важно следить за тем, чтобы ребенок не делал резких движений руками. Это упражнение необходимо повторить не менее 6 раз. Упражнение «Поршень». И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притянуть у подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе – опустить вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхание оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение. Упражнение «Цветок». И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело( не отрывать пятки от пола) ; задержать дыхание. На выдохе – постепенно расслабляя все тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в и. п. 1 – 10 сентября Глубокое полоскание зева отваром коры дуба( 20 г сухого сырья на 200 мл кипятка, настоять 30 мин, процедить, остудить до комнатной температуры, полоскать в течение 3- 5 мин ежедневно после ужина) 1- 10 октября Массаж БАТ( см. февраль) 1 – 10 ноября Чай «Ягодный»: по 2 ст. л. шиповника, сушеной земляники и черной смородины залить 1 стаканом кипятка, настоять, процедить, принимать по 0, 5 стакана утром. 1 – 10 декабря Дыхательная гимнастика( см. август) Примерная годовая программа оздоровления для центроверта. Дата Мероприятия 1 2 1- 10 января Глубокое полоскание зева отваром листьев эвкалипта( 10г сухого сырья на 200 мл кипятка, настоять 30 мин, процедить, остудить до комнатной температуры, полоскать в течение 3 – 5 мин ежедневно после обеда. 1- 10 февраля Массаж БАТ. Цель воздействия: повышение защитных свой ств сл изистой оболочки носа, глотки и гортани, активизации кровоснабжения головы и шеи, нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких, повышения тонуса всего организма. 1 точка – « Пуговица »- бугорок на грудине( чуть выше середины грудины) . Связана со слизистой трахеи, бронхов, а так же с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель. 2 точка – « Галстук »- над яремной выемкой на грудине. Связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, с вилочковой железо. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма к различным заболеванием дыхательных путей. 3 точка – « Ямка »- симметричная на кистях рук между большим и указательным пальцами. Массаж этой зоны нормализует многие функции организма. 1 – 10 марта С оляно- щелочные ингаляции( по 1 ч. л. соли и соды вскипятить в 1 л воды, остудить в течение 10 мин, дышать над паром 10 мин) за 2 ч до сна 1- 10 апреля Массаж стоп проводится в положении лежа на спине или сидя, следует смазать подошвы стоп миндальным или подсолнечным маслом, детским кремом. Точки, находящиеся на стопах, связаны с внутренними органами, рефлекторное воздействие на них способствует улучшению обмена веществ. Массаж стоп включает: - поглаживание всей стопы( свод стопы по направлению от пальцев к голеностопному суставу, подошву – от пятки к пальцам) ; - разминание стопы( тыла и подошвенной поверхности) ; - граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам; - похлапывание подошвы стопы в том же направлении; - активное поднимание стопы вверх и опускание вниз; - растирание подушечкой большого пальца руки всей подошвенной поверхности с нажимом; - закончить общее растирание поглаживанием всей стопы; - граблеобразное поглаживание подошвы; - поглаживание всей стопы и потягивание каждого пальца; 1 – 10 мая Чай «Лесной»: смешать по 1 ст. л. сухих листьев малины, черной смородины и земляники, 1 ст. л. сырья залить 1 стаканом кипятка, настоять 15 мин, процедить, принимать по 0, 5 стакана 2 раза в день. Июнь- июль Закаливание необходимо проводить систематически, дозу воздействия увеличивать постепенно, добиваясь положительного эмоционального отношения ребенка к другим процедурам. Для закаливания ротовой полости и носоглотки – полоскание ротовой полости и горла водой комнатной температуры, через каждые 3 – 4 дня снижайте температуру на 1 – 2 градуса вплоть до 8 – 10 градусов. Для полоскания можно использовать отвары зверобоя, шалфея, негазированную минеральную воду, 1- 2% р- р соли( морская соль, обычная поваренная – 1 ч. л. соли на 1 стакан воды, довести до кипения и охладить) . Закаливание стоп: контрастное обливание ног – вначале обливают ноги теплой водой( + 35- 36 градусов) , а затем сразу же прохладной( + 24- 25 градусов) , после чего вновь теплой. Постепенно температуру теплой воды повышают до+ 40, а холодной снижают дл+ 18. По окончании процедуры обтереть ножки сухим полотенцем. 1 – 10 августа Дыхательная гимнастика. Цель воздействия: повышение иммунитета, улучшение сопротивляемости организма различным инфекциям, улучшение обменных процессов, эффективное обогащение крови кислородом, выработка правильной осанки, повышение тонуса организма и особенно нервной системы, избавление от негативных эмоций, снижение переутомления. Упражнение «Трубочка». И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, спина прямая, руки складываем трубочкой и подносим ко рту. Можно поставить локти на колени. Вдохнуть через нос, сделать небольшую паузу, потом выдохнуть ртом через сложенные руки, как будто дуем в трубочку. Выдох должен быть не сильный, но долгий. Повторить несколько раз. Упражнение «Кипит каша». И. п. – сидя на полу «по- турецки», ладони кладем на нижние ребра, чтобы кончики средних пальцев слегка касались друг друга. Медленно вдохнуть через нос, сделать небольшую паузу и выдохнуть через рот, чтобы пальцы разошлись. Повторить упражнение не менее 6 раз. Это упражнение учит дышать полной грудью. Упражнение «Свеча». Сесть или встать прямо. Сделать меденный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное чубами, на свечу( перышко, воздушный шарик) . Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение, увеличив расстояние. 1 – 10 сентября Глубокое полоскание зева отваром травы тысячелистника( 10 г сухого сырья на 200 мл кипятка, настоять 30 мин, процедить, остудить до комнатной температуры, полоскать в течение 3 – 5 мин ежедневно после ужина) 1- 10 октября Массаж БАТ( см. февраль) 1 – 10 ноября Массаж стоп( см. апрель) 1 – 10 декабря Дыхательная гимнастика( см. август) Литература: Бобошко И. Е. и др. «Состояние здоровья детей с разными типами психосоматической конституции». «Доклад о состоянии здоровья детей в РФ( по итогам Всероссийской диспансеризации) » «Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Научно- практическая программа Союза педиатров России». Устюгова Н. В. 2016г.