проект по самообразованию 2016-17 уч.года Плотниковой С.Е.
Документы для скачивания
МДОУ Кизильский детский сад №3 Проект по самообразованию на тему: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством отгадывания загадок». Выполнила: Плотникова С. Е. 2016- 2017 г. Тип проекта: поисковый, информационный. По продолжительности: средней продолжительности( 1учебный год) . По характеру контактов: внутригрупповой. По количеству участников: групповой, фронтальный Актуальность проблемы: загадки представляют большую ценность, т. к. развивают логическое мышление, воображение, сообразительность. Расширяют кругозор, развивают речь, любознательность. Тренируют память, внимание. Загадка, являясь одной из форм устного народного творчества, приобщает детей к истокам русской культуры, закладывает основу любви к своему народу. Цели проекта: - в ыяснить, какую роль играют загадки в развитии логического мышления старшего дошкольника; - объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. Задачи проекта: - с оздать условия для формирования познавательной активности у детей; - знакомить с русскими народными загадками; - развивать логику, мышление, воображение, кругозор, сообразительность, память, внимание; - создать алгоритмы для отгадывания загадок. Методы проекта: поисковый, наблюдение, анализ и обобщение. Деятельность педагога: - оценивать результаты; - создание алгоритма отгадывания загадок. Деятельность детей: выбирают, изучают, отгадывают, участвуют в оценке проекта. Предварительная работа: - и зготовление картотеки загадок; - изготовление алгоритма отгадывания загадок; - знакомство с алгоритмом отгадывания загадок и способами отгадывания загадок. Планируемый результат: - использование детьми в активной речи загадок; - умеют отгадывать загадки, выделяя признаки, вспоминая ассоциации; - выделенные признаки объединяют логической связью; - разработали алгоритмы по отгадыванию загадок. Форма представления материалов: проведение открытого занятия. Содержание проектной деятельности. П лан реализации проекта( 2016- 2017 г. ) месяц Содержание работы Практические выходы октябрь Загадки об овощах и фруктах Д. И. «Отгадай загадку и объясни отгадку» ноябрь Загадки о животных Вечер развлечений «Загадки Лесовика» декабрь Загадки о растениях Выставка работ детского творчества январь Загадки об игрушках и сказочных героях Конкурс загадок « В гостях у Уга дайки » февраль Загадки о природе, природных явлениях Составление альбома загадок «Природа вокруг нас» март Придумывание загадок детьми Коллективное оформление книги «Загадки» апрель Загадки о транспорте Д. И. «Отгадай загадку и объясни отгадку» май Загадки о человеке и предметах домашнего обихода Выставка рисунков с изображением отгадок Список изучаемой литературы: 1. Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» М. , 1976г. 2. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор». 3. Е. Кудрявцева «Использование загадок в детской литературе». 4. М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми»- Дошкольное воспитание, 1993г, №7. Что такое загадка? В толковом словаре загадка характеризуется как «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании». По определению известного фольклориста В. И. Чичерова, «загадка- это иносказательное описание какого- либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой фольклорист, В. П. Аникин, определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого- либо предмета или явления». В основе всех определений одни и те же признаки: по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать; описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения; как правило, это описание лаконично; загадке часто присущ ритм. Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного( прямого) или предполагаемого( скрытого) вопроса. Если рассматривать загадку с точки зрения ее содержания, то нетрудно заметить, что она представляет собой логическую задачу. В загадке дается характеристика предмета или явления, а сам предмет не назван. Отгадать загадку значит, на основании указанных в загадке признаков определить предмет, т. е. решить логическую задачу. Обосновать правильность решения- значит доказать отгадку. 1. 1. Структура загадки. Чем можно обосновать отгадку? На какой основе построить доказательство? Обратимся к структуре загадки. Структура любой загадки включает в себя только одну составную часть, необходимую для доказательства: доводы, основания, посылки. Этими основаниями являются названные в загадке признаки предметов или явлений. На них и строится доказательство. Отгадка- это не что иное, как тезис, т. е. положение, которое необходимо доказать. В процессе обоснования отгадки сопоставляются основания( признаки предмета или явления) с выводом, тезисом( отгадкой) , в результате чего делается умозаключение о правильности отгадки. Таким образом, особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют формировать у детей навыки речи- доказательства Отгадать загадку и доказать отгадку не одно и то же. Чтобы отгадать загадку, бывает достаточно одного, даже незначительного признака, случайной ассоциации. А чтобы доказать отгадку, необходимо последовательное развернутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения. Отгадывание нередко основывается на индивидуальном опыте, на случайности или субъективном восприятии, а доказательство- всегда на точном анализе материала загадки. Поэтому любая «первичная» отгадка требует ее проверки системой доказательств. Если отгадка оказывается неудачной, подбирается другая- и она снова проверяется, системой доказательств. И так до тех пор, пока рассуждения не убедят нас в том, что доводы и тезисы полностью совпадают. Предлагая детям загадку, взрослые обычно не задумываются над тем, как они будут ее отгадывать. Не владея приемами отгадывания, дети часто ошибаются в ответах. Даже в случае правильной отгадки они часто затрудняются объяснить ее, не могут доказать своего мнения. Чтобы безошибочно отгадать загадки, надо знать механизмы отгадывания, владеть необходимыми приемами. Эти приемы помогут не только при отгадывании, они явятся основой и для доказательства правильности отгадки. 1. 2. Этапы отгадывания загадки. Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании и являются основой для доказательства. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке( основания) , т. е. произвести анализ. Затем следует сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т. е. произвести синтез. На основании установленных связей делается вывод, умозаключение, т. е. отгадка Необходимость каждого этапа в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа( выделения всех указанных признаков) процесс синтеза, установления связей может быть неполным, односторонним, а, следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным. Между анализом( процессом выделения признаков) , синтезом( процессом объединения их в одно целое) и умозаключением( выводом) существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между этими признаками, тем без ошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку. Если ребенок выделяет в загадке не все признаки, то это затрудняет установление связей и приводит к случайным выводам. Так он может выделить в загадке один или несколько признаков, наиболее понятных ему, запомнившихся, но не самых существенных. Например, при отгадывании загадки «Что вниз вершиной растет? »( сосулька) ребенок отмечает признаки «вершина, растет» и на этом основании делает вывод: «Это дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака( «растет», «вершина») выделены и объединены логической связью, но не замечен третий признак «вниз вершиной»- главный, существенный- ребенок не отметил, поэтому и вывод ошибочен. В другом случае ребенок может сразу выделить самый существенный признак, не приняв во внимание все остальные. Тогда отгадка будет правильной, но основанная всего лишь на одном признаке, она не может быть доказана с необходимой полнотой, и доказательство будет недостаточно обоснованным. Например, в загадке «Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу» дети сразу выделяют существенный признак «орешки я грызу» и дают такое объяснение: «Это белка, потому что грызет орешки». Отгадка правильна, но доказательство основано всего лишь на одном признаке вне связи с другими, тоже весьма существенными признаками «хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе». Поэтому звучит оно недостаточно убедительно. Для обоих случаев характерен общий недостаток мыслительной деятельности- неполнота ее первого этапа- анализа, выделения признаков. Это в свою очередь влияет на дальнейший ход мыслительного процесса: нарушается необходимая последовательность логических операций- исключается или не полностью совершается синтез( установление связей) , что ведет к ошибочности суждений, неуверенности в ответах. Для успеха в отгадывании ничего нельзя пропускать в загадке: в ней важно все, каждое слово. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из признаков является наиболее важным, ведущим, типичным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаковы значимы. На основании выше сказанного мы можем сделать вывод, что загадку можно использовать для формирования умения логически правильно мыслить. Для этого необходима такая методика отгадывания, которая направляла бы детей на четкое выделение признаков загадки и установление существенных связей между ними, т. е. на овладение приемами отгадывания. II. Методика отгадывания загадок. Методика отгадывания загадок с учетом всех этапов мыслительных действий становится особенно необходимой, если мы хотим использовать загадку в целях формирования у детей умения доказывать свою мысль. Тогда загадка становится не только развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве. При отгадывании загадок важен не только результат- правильная отгадка их, но и доказательство, т. е. умение логично и последовательно путем рассуждения убедить, что отгадка найдена правильно. Последовательность установления связей между основаниями( признаками) и тезисом( отгадкой) называется способом доказательства. Способ доказательства представляет собой не отдельное суждение, а логическую связь суждений, приводящую к определенному логическому выводу. Порядок связей должен быть найден отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства. 2. 1. Способы доказательства отгадок. Существуют различные способы доказательства отгадок. I. Доказательство начинается с отгадки( тезиса) , после чего следует подтверждение ее признаками( доводами) . Это дедуктивный метод. II. Доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с доводов, а отгадка( тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения. Это индуктивный метод. Способ доказательства определяется содержанием, композицией загадок, своеобразием логических задач в них. К доказательству I вида приходится обращаться в тех случаях, когда загадка заканчивается вопросом. «Какой конь землю пашет, а сена не ест? » К доказательству II вида приходится обращаться при отгадывании загадок, в которых просто перечисляются признаки, и нет прямого вопроса. В этом случае отгадывающий сопоставляет признаки между собою, устанавливает связи и приходит к выводу- отгадке. «Вместо хвостика- крючок, вместо носа- пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый ». Некоторые загадки очень лаконичны и ограничиваются указанием всего лишь на один признак, на одну, но существенную связь: «В воде купался, а сух остался». Доказательство таких загадок начинается не с тезиса, а с рассуждения, которое строится не только на названном признаке, но и на дополнительных доводах, почерпнутых из личного опыта, из наблюдений. Кто купается в воде, но выходит мокрым? ( Человек, собака, лошадь и т. п. ) А кто остается сухим? ( Утки, гуси. ) Значит, это утка или гусь. Способ доказательства зависит от степени конкретности признаков, т. е. от того, даны ли они в загадке конкретно или в образной форме, в переносном смысле. Если же признаки даны в образной, метафорической форме, то сначала надо расшифровать смысл, сущность образных выражений, определив их конкретные значения, затем установить между ними связи и на этой основе сделать вывод. Отгадывание таких загадок строится на основе рассуждения. 2. 2. Способы построения доказательства. Младшие школьники чаще пользуются первым способом доказательства, но их надо учить и последовательному рассуждению. Одну и ту же отгадку можно доказать и тем, и другим способом. Последовательность выделения признаков и установления между ними связей при отгадывании загадок может быть различной. Поэтому и доказательство можно строить по- разному. Во- первых, можно начинать с самого характерного признака и идти к менее характерным. Во- вторых, можно расшифровать признаки в той последовательности, в которой они указаны в загадке. В- третьих, возможна и свободная группировка признаков( особенно при отгадывании тех загадок, в которых названо несколько равнозначных признаков) . «Проходила- грохотала, стрелы на землю метала. Нам казалось, шла с бедой, оказалось с водой, подошла и пролилась. Вдоволь пашня напилась». Дети рассуждают: «Это туча, потому что она водой напоила землю. Сначала гремел гром и сверкали молнии, было страшно. А потом пошел дождь». В любом случае отгадывание загадок и объяснение вывода( доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своей мысли. Когда дети овладеют различными способами доказательств, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, так как приобретут навыки логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайности, а на четком анализе материала загадки. 2. 3. Использование загадок для развития у детей навыков доказательства. Уметь доказывать- это не только уметь правильно логически мыслить, но и уметь правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь- доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Так как смысл доказательства состоит в умении подобрать ряд доводов, аргументов, подтверждающих какой- либо вывод, то для речи- доказательства может потребоваться особая структура: во- первых. . . , во- вторых. . . , и т. д. В речи- доказательстве часто приходится пользоваться предложениями сложной грамматической структуры, предложениями сложноподчиненными с обстоятельственными придаточными: если…, то…; раз…, значит…; поэтому. . . это…; потому что…; так как…; стало быть…; так что. . . и др. Доказательство заканчивается выводом. Вывод дается с использованием принятых лексических средств: значит…, следовательно…, таким образом…, поэтому. . . и др. Приемами построения речи- доказательства, специфической лексикой, свойственной этой речи, дети должны овладевать постепенно. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ними конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого можно организовать игру – «Кто правильнее и быстрее докажет? », « Кто полнее и точнее докажет? », « Кто интереснее докажет? » Надо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Следует заранее знакомить детей с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки, причем при проведении наблюдений учить детей выделять различные признаки внешнего вида, функции, материал, способы использования и т. п. При этом необходимо сопоставлять и сравнивать предметы, явления, пользуясь метафорическими средствами языка и тем самым, развивая образное мышление детей. Загадывая загадки, надо повторять их по несколько раз, чтобы дети лучше могли их запомнить и полнее выделить признаки. Следует анализировать загадку, вопросами помогая детям обратить внимание на признаки и установить связи между ними. Давать образец доказательства. Предлагать ребенку план доказательства путем последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки: «У кого может быть длинное ухо? Про кого можно сказать «комочек пуха? » Кто прыгает ловко и любит морковку? Значит, про кого эта загадка? » Если предлагается загадка, в основе которой лежит метафора, то для успешности доказательства можно указать место поисков отгадки. Так, предлагая загадку «Возле прорубки сидят белые голубки», сказать, что отгадку следует искать на лице. Здесь же уместно будет спросить: «Что похоже на прорубку? А на белых голубок? » Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Особенно этому способствуют те загадки, разгадывание и объяснение которых можно по- разному трактовать( ввиду смысловой емкости художественного образа) . Так, загадку «Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу( овца, баран) », дети отгадали и доказали по- разному: медведь, волк, лиса, собака. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, развивает наблюдательность, пытливость, формирует мышление и речь. Остроумная и занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать рассуждению и доказательству. Заключение. Привычка вслушиваться в содержание загадки, улавливая ее художественные особенности, привычка видеть за образным языком загадки богатство связей и отношений окружающего мира помогает детям воспринимать любое явление в его жизненной полноте, учит грамотно размышлять над увиденным и разносторонне его оценивать. Навык анализа, который приобретают дети в процессе отгадывания загадок и построения доказательств, дает логически верные пути для исследования любого жизненного явления. Умение анализировать, делать выводы и доказывать их правильность позволяет человеку активно вести поиски, успешно открывать неизведанное, разумно преобразовывать жизнь. КАРТОТЕКА ЗАГАДОК Загадка – это жанр устного народного творчества. Загадка иносказательно( не называя) описывает предмет или явление. Цель загадки – испытать сообразительность, научить видеть мир по- новому, поэтому она является не самостоятельным, а прикладным жанром. Название жанра «загадка» происходит от слова « гадати »- думать, рассуждать. «Гадание»- выяснение чего – то скрытого, затемненного. «Животные. Рыбы». 2. Посмотрите дом стоит: Стеклянный домик на окне. До краев водой налит, С прозрачною водой, Без окошек, но не мрачный, С камнями и песком на дне, С четырех сторон прозрачный. И с рыбкой золотой. В этом домике жильцы –( Аквариум) . Все умелые пловцы. ( Аквариум) . 3. 4. На окошке пруд. Кто на ветке шишки грыз. В нем рыбешки живут. И бросал объедки вниз? У стеклянных берегов, ( Белка) . Не бывает рыбаков. ( Аквариум) . 5. 6. Зверька узнаем мы с тобой. Кто на ветке шишки грыз, По двум таким приметам. И бросал объедки вниз? Он в шубке серенькой зимой, Кто по елкам ловко скачет, И в рыжей шубе летом. И влезает на дубы? ( Белка) . Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? ( Белка) . 7. 8. Жарким летом по горам, С огромной пастью он, В шубе бегает … В болоте он живет, ( Баран) . Конечно, он не слон, А кто же? . . . ( Бегемот) . 9. 10. Кто с высоких сосен в С ветки на ветку Ребятишек шишку бросил? Быстрый, как мяч. ( Белка) . Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал. Прыгнул на ствол и в дупло убежал. ( Белка) . 11. 12. Хожу в пушистой шубке, В сосне дупло, в дупле тепло. Живу в густом лесу. А кто в дупле живет в тепле? В дупле на старом дубе( Белка) . Орешки я грызу. ( Белка) . 13. 14. Юркий маленький зверек, Хвост пушистою дугой, По деревьям прыг да скок. Вам знаком зверек такой? ( Белка) . Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жит в тепле. ( Белка) . 15. 16. Кто зимой холодной, Серовато, зубовато, Ходит злой, голодный. По полю рыщет, ( Волк) . Телят, ягнят ищет. ( Волк) . 17. 18. Зверь я горбатый, Если бы он причесался хоть раз, А нравлюсь ребятам. Не называли б его…( Верблюд) . ( Дикобраз) . 19. 20. Вот иголки и булавки, Немытое в рот ни за что не возьмет. Выползают из- под лавки. И ты будь таким, На меня они глядят, Как чистюля … Молока они хотят. ( Енот) . ( Ёж) . 21. 22. На спине иголки, Я колючий, меня не возьмешь, Длинные и колкие. Я называюсь… А свернется он в клубок –( Ёж) . Нет ни головы, ни ног. ( Ёж) . 23. 24. Под соснами, под елками, Не портной, Лежит мешок с иголками. А всю жизнь с иголками ходит. ( Ёж) . ( Ёж) . 25. 26. Зимой я крепко сплю, Сердитый недотрога, Зарывшись в теплую нору. Живет в глуши лесной, Готовил с осени запас: Иголок очень много, Грибы и ягоды припас. А нитки ни одной. ( Ёж) . ( Ёж) . 27. 28. Лежала между ёлками Н е барашек и не кот, Подушечка с иголками. Носит шубу круглый год. Тихонечко лежала. Шуба серая – для лета, Потом вдруг убежала. Для зимы – другого цвета. ( Ёж) . ( Заяц) . 29. 30. Маленький, беленький, Угадайте, что за шапка: По лесочку прыг- прыг! Меха целая охапка. По снежочку тык- тык! Шапка бегает в бору, ( Заяц) . У стволов грызет кору. ( Заяц) . 31. 32. - Иго- го! – кричит ребенок, Ноги, как ходули. Значит это- … Шея, как свеча. ( Жеребенок) . Скорость, как у пули. Ростом – каланча. Шуба – сплошь заплаты. И бока покаты, Это кто, ребята? ( Жираф) . 33. 34. По полю скачет – Длинное ухо, комочек пуха, Ушки прячет, Прыгает ловко, любит морковку. Встанет столбом –( Заяц) . Ушки торчком. ( Заяц) . 35. 36. Что за зверь лесной? Что за коняшки- Встал, как столбик под сосной. На всех тельняшки. И стоит среди травы, ( Зебра) . Уши больше головы. ( Заяц) . 37. 38. Делиться со всеми Кто за ней ходит, Привычка моя. Того она кормит. «Вам яду не надо? »- спросила…( Корова) . ( Змея) . 39. 40. Мычит: « Му- у ». Стоит копна посреди двора, Кто это? Не пойму. Спереди вилы, сзади метла. ( Корова) . ( Корова) . 41. 42. Через море- океан плывет О творилась тихо дверь, Чудо- великан, И вошел усатый зверь, А ус во рту прячет. Сел у печки жмурясь сладко, ( Кит) . И умылся серой лапкой. ( Кошка) . 43. 44. Я умею чисто мыться, С бородкой. А не старик. Не водой, а языком. С рогами, а не бык, Мяу! Как мне часто снится Д оят, а не корова, Блюдце с теплым молочком! Лыко дерет, а лаптей не плетет. ( Кошка) . ( Коза) . 45. 46. По реке плывет бревно. Куда ведет подземный ход? Ох. И злющее оно! Об этом знает только… Тем, кто в речку угодил, ( Крот) . Нос откусит…( Крокодил) . 47. 48. Лабиринт подземный зная, С ветки – на тропинку, И запасы умножая, С травки – на былинку. В норку он зерно несет – Прыгает пружинка, Важный, гладкий, черный… Зеленая спинка. ( Крот) . ( Кузнечик) . 49. 50. Трав копытами касаясь, Не кузнец, не плотник, Ходит по лесу красавец, А первый на селе работник. Ходит смело и легко, ( Лошадь) . Рога раскинув широко. ( Лось) . 51. 52. Пришла из леса птичница, Всех зверей она хитрей, В рыжей шубке кур считать. Шубка рыжая на ней, ( Лиса) . Пышный хвост – ее краса, Этот зверь лесной…( Лиса) . 53. 54. Рыжая, с пушистым хвостом, Я сознаюсь, виновата: Живет в лесу под кустом. Я – хитра и плутовата. ( Лиса) . Я в курятник вечерком Часто бегаю тайком. ( Лиса) . 55. 56. Не шагом ходит, не бегает, Скачет зверюшка, Только прыгает. Не рот, а ловушка, ( Лягушка) . Попадут в ловушку. И комар, и мушка. ( Лягушка) . 57. 58. Летом в болоте вы ее найдете, И в лесу мы, и в болоте. Зеленая квакушка. Кто это? Нас всегда везде найдете. ( Лягушка) . На полянке, на опушке, Мы зеленые …( Лягушки) . 59. 60. После дождика на грядке, И в море не купаются, Или возле старой кадки, И нет у них щетинки, Раздувая песней брюшко, Но все же называются они… Громко квакает…( Морские свинки) . ( Лягушка) . 61. 62. Кто осенью спать ложится. Он хозяин леса строгий. А весной встает? Любит спать в своей берлоге. ( Медведь) . Страшно может он реветь. Кто, скажите, он …( Медведь) . 63. 64. Он всю зиму в шубе спал. Маленький шарик Лапу мощную сосал. Под лавкой шарит. А проснулся, стал реветь. ( Мышь) . Этот зверь – лесной …( Медведь) . 65. 66. Кот устроился у норки У речки на пригорке чья – то норка. И не пьет, ни ест ни корки. Зовут хозяйку норки тоже…- Что ты, Васька, здесь сидишь? ( Норка) . - Тише! Тише! Слышишь? . . . ( Мышь) . 67. 68. По горам, по долам, Сер, да не волк, Ходит шуба да кафтан. Длинноух, да не заяц, ( Овца, баран) . С копытами, да не лошадь. ( Осел) . 69. 70. Кто на своей голове лес носит? Вместо носа – пятачок, ( Олень) . Вместо хвостика – крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый…( Поросенок) . 71. 72. Под водой живет народ. С хозяином дружит, Ходит задом наперед. Дом сторожит. ( Раки) . Живет под крылечком, А хвост колечком. ( Собака) . 73. 74. Не говорит, не поет, Заворчал живой замок, А кто к хозяину идет – Лег у двери поперек. Она знать дает. Две медали на груди. ( Собака) . Лучше в дом не заходи. ( Собака) . 75. 76. Спереди – пятачок, Почему – то не до игр, Сзади – крючок, Если рядом бродит… Посредине – спинка, ( Тигр) . А на ней щетинка. ( Свинья) . 77. 78. Пусть крыша течет, У кого глаза на рогах, И сломалась калитка, А дом на спине? Свой дом ни за что, ( Улитка) . Не покинет…( Улитка) . 79. 80. Ну, как писать его портрет? Панцирь каменный – рубаха, Он так легко меняет цвет: А в рубахе… То бурый, то зеленый он, ( Черепаха) . То белый, он- …( Хамелеон) . 81. 82. Живет спокойно, не спешит, Она, как змейка, На всякий случай носит щит. В траве мелькает, Под ним, не зная страха, Хвостом виляет. Гуляет… Хвост потеряет- ( Черепаха) . Другой вырастает. ( Ящерица) . 83. 84. Маленькая, легонькая, Крылья есть – не летает, А за хвост не поднимешь. Ног нет, да не догонишь. ( Ящерица) . ( Рыба) . 85. 86. Ног нет, да не догонишь, У родителей и деток, С хвостом, а не зверь, Вся одежда из монеток. Под мостиком виляет хвостиком. ( Рыба) . ( Рыба) . 87. 88. На дне, где тихо и темно, Ухвачу – к а! Проглочу – ка! Лежит усатое бревно. Щелкает зубами…( Сом) . ( Щука) . «Птицы. Насекомые» 2. Верен морю, как матрос, Спал цветок и вдруг Белокрылый … проснулся. ( Альбатрос) . Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. ( Бабочка) . 3. 4. На цветке цветок, Маленький мальчишка, Пьет цветочный сок. В сером ярмячишке. ( Бабочка) . По дворам шныряет – Крохи собирает, В полях ночует, Коноплю ворует. ( Воробей) . 5. 6. Чик – ч ирик! Как бы мне пошла кор – рона! К зернышкам – прыг! Важно каркает… Клюй, не робей! ( Ворона) . Кто это? ( Воробей) . 7. 8. Черная птица В сех известных птиц черней, Меня не боится. Враг личинок и червей, Моргнет удивленно, В огороде, словно грач, И каркнет … Х одит важно. Это…( Ворона) . ( Грач) . 9. 10. Без рук, без топоренка, Черный, проворный, Построена избенка. Кричит: « Крак! », ( Гнездо) . Червякам враг. ( Грач) . 11. 12. В воде купался – Щиплет за пятки – беги без Сухим остался. Оглядки. ( Гусь) . ( Гусь) . 13. 14. По лужку он важно бродит, Всех прилетных птиц черней, Из воды сухим выходит, Чистит пашню от червей, Носит красные ботинки, Взад – вперед по пашне вскач, Дарит мягкие перинки. А зовется птица…( Гусь) . ( Грач) . 15. 16. Живет в глуши лесной, Кто в беретке ярко- красной, И летом, и зимой. В черной курточке атласной? Старательный работник Н а меня он не глядит, Лесной, носатый плотник. Все стучит, стучит, стучит. ( Дятел) . ( Дятел) . 17. 18. Летит – воет, Два рога, не бык. Сядет – землю роет. Шесть ног – без копыт, ( Жук) . Лезет на гору, не споткнется. ( Жук) . 19. 20. Не зверь, не птица, Только станешь засыпать Нос, как спица, Тонкий писк в ночи опять. Летит – кричит, Не поймать его. Кошмар! Сядет – молчит. Очень маленький… Кто его убьет, ( Комар) . Свою кровь прольет. ( Комар) . 21. 22. Шапочка алая, жилеточка Кто на елке, на суку, тканная, Счет ведет: «Ку- ку, ку- ку». Кафтанчик рябенький. ( Кукушка) . ( Курица) . 23. 24. На поляне возле елок Целый день летает, Дом построен из иголок. Всем надоедает, За травой не виден он, Ночь настанет, А жильцов в нем миллион. Тогда перестанет. ( Муравьи) . ( Муха) . 25. 26. Мы варенья наварили. Рук нет, а строить умеет. Никому не говорили. ( Паук) . Чудеса, чудеса! Как проведала…( Оса) . 27. 28. Восемь ног, как восемь рук, На потолке в уголке, Вышивают шёлком круг. Висит сито, не руками свито. Мастер в шёлке знает толк. ( Паутина) . Покупайте, мухи, шёлк! ( Паук) . 29. 30. Что за птица людей не боится, Не царь, а в короне, Не летает высоко, а поет: Не всадник, а со шпорами, « Ко- ко- ко- ко » Не сторож, а всех будит. ( Петух) . ( Петух) . 31. 32. Вот будильник во дворе, Прыгает, летает, крошки собирает. Будит всех он на заре. ( Птица) . Красный, гладкий гребешок. Это – Петя …( Петушок) . 33. 34. Все жужжит она, жужжит. Домок маленький, Над цветком она кружит. А жителей счету нет. Села. Сок с цветка взяла. ( Пчелы в улье) . Мед готовит нам…( Пчела) . 35. 36. Зимой на ветках яблоки, Не солнце, не огонь, а светит. Скорей их собери. ( Светлячок) . И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …( Снегири) . 37. 38. Эту птицу всякий знает: Синяя косынка, На шесте её дворец, Темненькая спинка. Червяков птенцам таскает, Маленькая птичка. Да трещит весь день … З вать ее …( Скворец) . ( Синичка) . 39. 40. Он соло пел среди ветвей. Непоседа пестрая, Певца назвали… Птица длиннохвостая, ( Соловей) . Птица говорливая, Самая болтливая. ( Сорока) . 41. 42. Пестраякрикушка, Вдоль по речке, по водице, Ловит лягушек. Плывет лодок вереница. ( Утка) . Впереди корабль идет за собою Всех ведет. Вёсел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок. Вправо, влево, взад, вперед, Всю ватагу поведет. ( Утка с утятами) . 43. 44. У дупла листок пришпилен, Только вышел из пеленок- А живет там дядя … П етушиться стал …( Филин) . ( Цыпленок) . 45. 46. Зима ушла за тридевять земель. Может и разбиться, Над лугом загудел лохматый … Может и свариться, ( Шмель) . Если хочешь, в птицу Может превратиться. ( Яйцо) . 47. 48. Был белый дом, чудесный дом, Прячьтесь, куры! И что- то застучало в нем. В небе ясном И он разбился, и оттуда Черной тенью, Живое выбежало чудо – Кружит… Такое теплое, такое( Ястреб) . Пушистое и золотое. ( Яйцо и цыпленок) . 49. Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. ( Сова) . «Фрукты. Ягоды» 2. Желтый, круглый, ты откуда? Сам алый, сахарный, Прямо с солнечного юга. Кафтан зеленый, бархатный. Сам на солнышко похож. ( Арбуз) . Можешь съесть меня, но только. Раздели меня на дольки. Как меня ты назовешь? ( Апельсин) . 3. 4. Он большой, как мяч футбольный, Была зеленой, маленькой, Если спелый – все довольны. Потом я стала аленькой, Так приятен он на вкус! На солнце почернела я, Что это за шар? И вот теперь я спелая. ( Арбуз) . ( Вишня) . 5. 6. Сижу на дереве, Маленькая печка, Кругла, как шар, С красными угольками. Красна, как кровь, ( Гранат) . Сладка, как мед. ( Вишня) . 7. 8. Красна, сочна, душиста, Стоит Ермолка в красной ермолке, Растет низко, Кто не пройдет – всяк поклон К земле близко. Отдает. ( Земляника) . ( Земляника) . 9. 10. Низок, да колюч. В сенокос – горька, Сладок, да пахуч. А в мороз – сладка. Ягоды сорвешь – Что за ягодка? Всю руку обдерешь. ( Рябина) . ( Крыжовник) . 11. 12. Синий мундир, желтая подкладка, Две сестры: летом зелены, А в середине сладко. К осени одна краснеет, ( Слива) Другая чернеет. ( С мородина красная и черная) . 13. 14. Сидит рядом с нами, Круглое, румяное, Смотрит черными глазами. Я расту на ветке. Черна, сладка, мала, Любят меня взрослые, И ребятам мила. И маленькие детки. ( Черника) . ( Яблоко) . «Цветы. Растения. Деревья. » 2. Из пшеницы, из овса, Колосится в поле рожь. Смотрят синие глаза. Там во ржи, цветок найдешь. ( Василек) . Ярко- синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. ( Василек) . 3. 4. Не заботясь о погоде, Его весной и летом В сарафане белом ходит, Мы видели одетым. А в один из теплых дней А осенью с бедняжки, Май сережки дарит ей. Сорвали все рубашки. ( Березки) . Но зимние метели, В меха его одели. ( Дерево) . 5. 6. Весной веселит, Зимой и летом одним цветом. Летом холодит, ( Ель, сосна) . Осенью питает, Зимой согревает. ( Дерево) . 7. 8. Что же это за девица? В этот гладкий коробок Не швея, ни мастерица. Бронзового цвета. Ничего сама не шьет, Спрятан маленький дубок А в иголках круглый год. Будущего лета. ( Елка) . ( Желудь) . 9. 10. Обожгу, попробуй, тронь! Эх, звоночки, синий цвет, Хоть я вовсе не огонь. С язычком, а звону нет. ( Крапива) . ( Колокольчик цветок) . 11. 12. Вырос в поле дом, На зеленом шнурочке, Полон дом зерном. Белые звоночки. Стены позолочены. ( Ландыш) . Ставни заколочены. Ходит дом ходуном, На столбе золотом. ( Колос) . 13. 14. Солнце жжет мою макушку, Никто не пугает, а вся дрожит. Хочет сделать погремушку. ( Осина) . ( Мак) . 15. 16. На зеленой хрупкой ножке, Удивительное солнце: Вырос шарик у дорожки. В этом солнце сто оконцев, Ветерочекпрошуршал, Из оконцев тех глядят, И развеял этот шар. Сотни маленьких галчат. ( Одуванчик) . ( Подсолнух) . 17. 18. На ветках плотные колючки. Золотое решето черных домиков В них дремлют клейкие полно. листочки. Сколько черненьких домков, ( Почки) . Столько беленьких жильцов. ( Подсолнух) . 19. 20. Кто не прикасается, Белая корзинка- За того цепляется. Золотое донце, Привязчивый и колкий, В ней лежит росинка, Кругом торчат иголки. И сверкает солнце. ( Репейник) . ( Ромашка) . «Еда. » 2. Что на сковороду наливают, Маленькое, сдобное Да вчетверо сгибают. Колесо съедобное. ( Блин) . Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем. ( Бублик) . 3. 4. Картошку, морковку мы утром Дом зеленый тесноват: собрали, Узкий, длинный, гладкий. И лук не забыли, огурчик достали … В доме рядышком сидят Всего по- немногу – и нам на обед, Круглые ребятки. Заправленный маслом, несут… Осенью пришла беда- ( Винегрет) . Треснул домик гладкий, Поскакали, кто куда, круглые ребятки. ( Горох) . 5. 6. Сидит дед, во сто шуб одет, Пришла Таня в желтом сарафане. Кто его раздевает, Стали Таню раздевать, Тот слезы проливает. Давай плакать и рыдать. ( Лук) . ( Луковица) . 7. 8. Круглый, зрелый, загорелый. Каждый, каждый с ним знаком, - Попадался на зубок, Вот берется теста ком, Попадался на зубок, Запекают в нем творог, Расколоться все не мог, Получается… А потом под молоток, ( Пирог) . Хрустнул раз – и треснул бок. ( Орех) . 9. 10. Бел, как снег, в чести у всех. Сидит на ложке, свесив ножки. В рот попал – там и пропал. ( Лапша) . ( Сахар) . «Техника». 2. Что за чудо синий дом, Дом на улице идет, Окна светлые кругом, На работу всех везет. Носит обувь из резины, Не на курьих тонких ножках, А питается бензином? А в резиновых сапожках. ( Автобус) . ( Автобус) . 3. 4. Не летает, не жужжит, Мне загадку загадали, Жук по улице бежит. Это что за чудеса? И горят в глазах жука, Руль, седло и 2 педали, Два блестящих огонька. Два большущих колеса. ( Автомобиль) . У загадки есть ответ. Это мой …( Велосипед) . 5. 6. Этот конь не ест овса, Без разгона ввысь взлетает, Вместо ног – два колеса, Стрекозу напоминает. Сядь верхом и мчись на нем, Отправляется в полет, Только лучше правь рулем. Наш российский…( Велосипед) . ( Вертолет) . 7. 8. В желтом море, Ходит город великан, Корабль плывет. На работу в океан. ( Комбайн) . ( Корабль) . 9. 10. Под водой железный кит. Чудо – дворник перед нами: Днем и ночью кит не спит. Загребущими руками, Днем и ночью под водой, За одну минуту сгреб Охраняет твой покой. Преогромнейшийсугроб. ( Лодка подводная) . ( Машина снегоуборочная) . 11. 12. Несется и стреляет, ворчит Тучек нет на горизонте, Скороговоркой. Но раскрылся в небе зонтик. Трамваю не угнаться, Через несколько минут, За этой тараторкой. Опустился…( Мотоцикл) . ( Парашют) . 13. 14. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Паровоз без колес! Сто вагонов я тащу. Вот так чудо – паровоз! ( Паровоз) . Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел! ( Пароход) . 15. 16. Длинной шеей поверчу, Поднимает великан Груз тяжелый подхвачу, Груды груза к облакам. Где прикажут – положу, Там где встанет он, потом, Человеку я служу. Вырастает новый дом. ( Подъемный кран) . ( Подъемный кран) . 17. 18. В поле лестница лежит, Стоит красивый сундучок, Дом по лестнице бежит. Его не тронешь – он молчком, ( Поезд) . Но стоит ручку повертеть, Он будет говорить и петь. ( Радиоприемник) . 19. 20. Летит птица, Что за птица: песен не поет, В ней люди сидят, Гнезд не вьет, И между собой разговаривают. Людей и груз везет. Что это? ( Самолет) . ( Самолет) . 21. 22. Овсом не кормят, Ходит с края и на край, Кнутом не гонят. Режет черный каравай, А как пашет – Сзади ходит другой, Семь плугов тащит. Сыплет солью золотой. ( Трактор) . ( Трактор и сеялка) . 23. 24. На что не взглянет Э тот глаз- особый глаз, Этот глаз – Быстро взглянет он на вас, Все на картинке передаст. И появится на свет, ( Фотоаппарат) . Самый точный ваш портрет. ( Фотоаппарат) . 25. 25. Рученька – ручища, К нам во двор забрался крот, Что в земле ты ищешь? Роет землю у ворот. Ничего я не ищу, Тонна в рот земли войдет, Землю рою и тащу. Если крот откроет рот. ( Экскаватор) . ( Экскаватор) . 26. Змейки вверх и вниз ползут На спине людей везут. ( Экскалатор) . «Разное». 2. День и ночь стою на крыше, Растянулась, как гармошка Нет ушей, но все я слышу, Чудо- печка под окном. Вдаль гляжу, хотя без глаз, ( Батарея) . На экране мой рассказ. ( Антенна) . 3. 4. В нашем доме под окошком, Надрывается, поет, Есть горячая гармошка: Спать засоням не дает. Не поет и не играет –( Будильник) . Дом она обогревает. ( Батарея) . 5. 6. Прилетели галки в поле, Это что за очень странный, И уселись на снегу… Человечек деревянный. Стану я учиться в школе – На земле и под водой, Разобраться сам смогу! Ищет ключик золотой, ( Буквы) . Всюду нос сует он длинный… Кто же это? ( Буратино) . 7. 8. Ношу их много лет, В лесу под елкой крошка- А счету им не знаю. Только шапка да ножка. ( Волосы) . ( Гриб) . 9. 10. Бьют Ермишку по затылку – Стоит Антошка, Он не плачет, На одной ножке, Только ножку прячет. Его ищут, ( Гвоздь прячет) . А он не откликается. ( Гриб) . 11. 12. Под сосною у дорожки Я под мышкой посижу, Кто стоит среди травы? И что делать укажу: Ножка есть, но нет сапожка, Или разрешу гулять, Шляпка есть, нет головы. Или уложу в кровать. ( Гриб) . ( Градусник) . 13. 14. Шагаешь – впереди лежит. На черном поле- Оглянешься – домой бежит. Скок – поскок- ( Дорога) . Гуляет зайчик – белячок. ( Доска и мел) . 15. 16. В школьной сумке я лежу, Что за птицы пролетают? Как ты учишься, скажу. По семерке в каждой стае. ( Дневник) . Вереницею летят, Не воротятся назад. ( Дни недели) . 17. 18. Сто один брат, Просыпаюсь утром рано, Все в один ряд. Вместе с солнышком румяным. Вместе связаны стоят. Заправляю сам кроватку, ( Забор) . Быстро делаю…( Зарядку) . 19. 20. Кто в году 4 раза переодевается? Когда ненастье, я гуляю. ( Земля) . А если ясно – в углу скучаю. ( Зонт) . 21. 22. Под Новый год пришел он в дом, Под стеклом сижу, Таким румяным толстяком. Во все стороны гляжу. Но с каждым днем терял он вес. В лес заберется, И, наконец, совсем исчез. С пути не собьется. ( Календарь) . ( Компас) . 23. 24. Кто на льду меня догонит? Два братца спереди бегут, Мы бежим наперегонки! Два братца сзади догоняют. И несут меня не кони, ( Колеса) . А блестящие…( Коньки) . 25. 26. Два березовых коня, Через речку лег- По снегам несут меня. Пробежать помог. Кони эти рыжие, ( Мост) . А зовут их…( Лыжи) . 27. 28. Двенадцать братьев друг за другом У скользает как живое, ходят. Но не выпущу его я. Друг друга не обходят. Белой пеной пенится, ( Месяцы) . Руки мыть не ленится. ( Мыло) . 29. 30. Гладко, душисто, моет чисто. Снег искрится ярко- ярко! ( Мыло) . Что за праздник к нам идет? Будет елка и подарки, Дед мороз нам принесет. ( Новый год) . 31. 32. Два кольца, два конца, Шипит и злится, Посередине – гвоздик. Воды боится, ( Ножницы) . С языком, а не лает, Без зубов, а кусается. ( Огонь) . 33. 34. Все ест – не наедается, Что такое перед нами: две оглобли А пьет – умирает. з а ушами, ( Огонь) . На глазах по колесу, И сиденье на носу. ( Очки) . 35. 36. Что бывает, если птички, Не ест, не пьет, Зажигают в доме спички? А говорит и поет. ( Пожар) . ( Радио) . 37. 38. Грянул гром, веселый гром, Порой за себя мне бывает неловко, Засверкало все кругом! Торчит у меня вместо носа Рвутся в небо неустанно морковка. Разноцветные фонтаны, ( Снеговик) . Брызги света всюду льют, Это праздничный …( Салют) . 39. 40. Все лето стояли Ч тоб тебе помочь Зимы ожидали. Путь пройти опасный, Дождались поры – Горят и день, и ночь- Помчались с горы. Зеленый, желтый, красный. ( Санки) . ( Светофор) . 41. 42. Когда весна берет свое. Это тесный – тесный дом: И ручейки бегут звеня, Сто сестричек жмутся в нем. Я прыгаю через нее, И любая из сестер А она через меня. Может вспыхнуть, как костер! ( Скакалка) . Не шути с сестричками, Тоненькими…( Спичками) . 43. 44. Две сестрицы друг за другом. Человек видит, а поймать не может. Пробегают круг за кругом, ( Тень) . Коротышка – только раз, Та, что выше, каждый час. ( Стрелки часов) . 45. 46. Что это у Ванечки? Праздник, праздник у ворот! Ниточка на палочке, Кто встречать его пойдет? Палочка в руке, Я и верный мой дружок- А ниточка в воде. Красный, маленький …( Удочка) . ( Флажок) . 47. 48. Проживают в трудной книжке Т вой хвостик Хитроумные братишки, Я в руке держал, Десять их, но братья эти, Ты полетел- Сосчитают все на свете. Я побежал. ( Цифры) . ( Шар воздушный) . 49. 50. Сегодня всё ликует! Кто со всеми говорит, В руках у детворы. А его не видно? От радости танцуют( Эхо) . Воздушные…( Шары) . 51. К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое Величество! Это…( Электричество) . «Природа. Природные явления. Времена года» 2. Не вода, не суша – Все обходят это место: На лодке не уплывешь, Здесь земля как будто тесто, И ногами не пройдешь. Здесь осока, кочки, мхи. ( Болото) . Нет опоры для ноги. ( Болото) . 3. 4. Выпал на пол уголек, Что в руках не удержать, Деревянный пол зажег. Что в решете не унести? Не смотри, не жди, не стой, ( Вода) . А залей его…( Водой) . 5. 6. В тихую погоду нет нас нигде, Без рук, без ног, А ветер подует – бежим по воде. А в ворота стучится. ( Волны) . ( Ветер) . 7. 8. На дворе переполох – Сперва блеск, С неба сыплется горох. За блеском треск, ( Град) . За треском плеск. ( Гроза) . 9. 10. Меня часто зовут, дожидаются. Друг за дружкой чередой, А приду, от меня укрываются. Мирно ходят брат с сестрой. ( Дождик) . Братец будит весь народ, А сестра наоборот. ( День и ночь) . 11. 12. Шел, шел и в землю ушел. Не снег, не лед, ( Дождь) . А серебром деревья убирает. ( Иней) . 13. 14. Без досок, без топоров, Ночью по небу гуляю, Через речку мост готов. Тускло землю освещаю. Мост, как синее стекло! Скучно, скучно мне одной, Скользко, весело, светло! А зовут меня…( Лед) . ( Луной) . 15. 16. Падают с ветки золотые монетки. Сидит – зеленеет, ( Листья осенью) . Летит – пожелтеет, Падает – почернеет. ( Лист) . 17. 18. Без рук рисует, без зубов кусает. Раскаленная стрела дуб свалила( Мороз) . У села. ( Молния) . 19. 20. Это что за потолок? Без ног бегут, То он низок, то высок, Без крыльев летят, То он сер, то беловат, Без паруса плывут. То чуть- чуть голубоват. ( Облака) . А порой такой красивый – Кружевной и синий- синий! ( Небо) . 21. 22. Посреди поля лежит зеркало, Из меня кулич испечь удобно, Стекло голубое, рама зеленая. Только есть его нельзя, дружок, ( Озеро) . Я сыпучий, желтый, несъедобный, Догадался, кто я? Я- …( Песок) . 23. 24. Что за чудо – красота! Течет, течет, не вытечет. Расписные ворота, Бежит, бежит, не выбежит. Показались на пути. ( Река) . В них ни въехать, ни войти. ( Радуга) . 25. 26. Летом бежит, зимой спит, Бегу я как по лесенке. Весна настала – опять побежала. По камешкам звеня. ( Река) . Издалека по песенке, Узнаете меня. ( Ручеек) . 27. 28. Он пушистый, серебристый, С неба звездочка упала Но рукой его не тронь: Белая, хрустальная. Станет капелькою чистой, Я рукой ее поймала, Как поймаешь на ладонь. А она растаяла. ( Снег) . ( Снежинка) . 29. 30. Выше леса, краше света, Один костер весь мир согревает. Без огня горит. ( Солнце) . ( Солнце) . 31. 32. Белая морковка зимой растет. Пушистая вата, ( Сосулька) . Плывет куда – то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. ( Туча) . 33. 34. Два братца в воду глядятся, Зазвенели ручьи, Век не сойдутся. Прилетели грачи. ( Берега) . В дом свой – улей – пчела, Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Весной) . 35. 36. Снег на полях, лед на реках. Солнце печет, липа цветет. Вьюга гуляет. Когда это бывает? Рожь колосится, золотится пшеница( Зимой) . Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Летом) . 37. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? ( Осенью) . «Предметы домашнего обихода». 2. Хлопотун Егорка, Два брата, пошли Взялся за уборку: На реку купаться. В пляс по комнате пошел, ( Ведра) . Оглянулся – чистый пол. ( Веник) . 3. 4. Четыре синих солнца, Ночь. Но если захочу, У бабушки на кухне, Щелкну раз – и день включу. Четыре синих солнца, ( Выключатель) . Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны. ( Газовая плита) . 5. 6. Одной ручкой всех встречает, Дождик теплый и густой, Другой ручкой провожает. Это дождик не простой. ( Дверь) . Он без туч, без облаков Целый день идти готов. ( Душ) . 7. 8. Маленькая собачка Я увидел свой портрет, Домок стережет. Отошел – портрета нет. ( Замок) . ( Зеркало) . 9. 10. Конь стальной В сех на свете обшивает, Хвост льняной. Что сошьет – не надевает. ( Иголка с ниткой) . ( Иголка) . 11. 12. Хвост во дворе, Мама по воду пойдет, Нос в конуре. Чтоб полить наш огород. Кто хвост повернет, На плече дуга повисла. То и в дом войдет. Знаешь, это …( Ключ) . ( Коромысло) . 13. 14. Мойдодыру я родня. Нагнут меня ребятки, Отверни – ка ты меня. И дождь пойдет на грядки. И холодною водою( Лейка) . Живо я тебя умою. ( Кран) . 15. 16. Сама не ем, а людей кормлю. Рядом с дворником шагаю, ( Ложка) . Разгребаю снег кругом, И ребятам помогаю, Делать горку, строить дом. ( Лопата) . 17. 18. Набита пухом, Он охотно пыль вдыхает, Лежит под ухом. Не болеет, не чихает. ( Подушка) . ( Пылесос) . 19. 20. Под крышей четыре ножки, В нашей кухне целый год А на крыше – суп да ложки. Дед Мороз в шкафу живет. ( Стол) . ( Холодильник) . 21. 22. Летом папа наш привез, Из горячего колодца, В белом ящике мороз. Через нос водица льется. И теперь мороз седой( Чайник) . Дома летом и зимой. Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. ( Холодильник) . 23. Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать. Когда работу начинать. ( Часы) . Алгоритмы отгадывания загадок