Развитие речи" Дифференциация звуков [ж], [ш]"
Документы для скачивания
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: Дифференциация звуков[ ж] , [ ш] Воспитатель первой категории: Смородкина Нина Евгеньевна. Цель: Упражнять детей пятого года жизни в отчетливом произношении звуков[ ж] , [ ш] изолированных и в словах. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в различение уже освоенных звуков, в дифференциации звуков[ ж] , [ ш] в словах, фразах, предложениях. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Отрабатывать правильное речевое дыхание. Ход занятия Организационный момент. Внимательно слушай Другим не мешай Старайся на каждый Вопрос отвечать. Сообщение темы занятия. Сегодня мы с вами закрепляем произношения звуков[ ж] , [ ш] в словах, фразах, предложениях. В; задает вопрос: - Какие вы знаете органы артикуляционного аппарата? Дети отвечают: язык, губы, зубы, небо, альвеолы. Артикуляционная гимнастика. В гимнастику входят упражнения: широкий язык «Чашечка», «Грибок», «Иголочка», «Часы», «Качели», «Почистим зубы», «Дятел». Повторение темы занятия. Задание: «Дать характеристику звукам»[ Ж] [ Ш] - Согласный- Согласный- Глухой- Звонкий Фонетическая зарядка 1) Показывается карти нка с изображением жука. Воспитатель: Ребята, какая песенка у жука? Дети: Ж- Ж- Ж- Ж. Звук произносится хором и по одному, дети жестикулируют руками. Жук летал над лужком. Он устал ходить пешком 2) Показывается картинка с изображением ужа. Из зеленых камышей Выползает страшный змей Кто это, дети? ( Уж) - Какая песня у ужа? Как шипит уж? ( Ш- Ш- Ш) . Дети тоже произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками Чистоговорки. Произносятся четко и ритмично. Жа- жа- жа Тут ежата у ежа Ши- ши- ши Что- то шепчут камыши Жу- жу- жу Как- то уж пришел к ежу Жи- жи- жи Мне ежаток покажи Жу- жу- жу Я с ужами не дружу В: Ребята, кто из вас знает слова на звук[ ж] , ? Дети произносят слова: жук, жаба, жираф, желуди. - А на звук[ ш] ? Дети: шишка, шкаф, шар и т. д. Четко произносим пары слов со звуком[ ж] [ ш] жар- шар пирожок- порошок жаль- шаль жутко- шутка ежата- мышата ниже- выше лужа- Луша жить- шить лужок- пушок пружинка- пушинка Игра «Светофор» Логопед: Я буду читать стихотворение а вы, как услышите слово со звуком ж- поднимайте зеленую сигнальную карточку, а если звук[ ш] - синюю сигнальную карточку Ромашки Нарядные платьице Желтые брошки Ни пятнышка нет На красивой одежке Такие веселые эти ромашки Вот- вот заиграют Как дети в пятнашки. Я раздаю лепесточки с карточками где в словах есть звуки[ ж] и[ ш] . Мы с вами составляем ромашку сначала со звуком[ ж] , а потом со звуком[ ш] . Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «ромашка». Физкультминутка. В: Носом- вдох, а выдох- ртом Дышим глубже, а потом Шаг на месте не спеша. Как? Покажем малышам. ДЕТИ: По ровненькой дорожке Шагают наши ножки Шагают наши ножки По камушкам, по кочкам. В: В ямку- бух! ДЕТИ: Стали наши ножки. Вот наш дом Мы там живем. Игра на развитие логического мышления «Четвертый лишний» Детям выставляется на полотно четыре картинки, в названии которых есть[ Ж] [ Ш] : шуба шапка шарф ежик. Дети должны выделить лишнюю картинку( ежик- это животное, шуба шапка шарф – одежда) Игра «Один- много» Воспитатель: раздает карточки, где изображение две картинки. Назовите правильно один предмет, много предметов. Пружинка- пружины Кувшин- кувшины Звуко- слоговой анализ слов. Машина Желуди- С колько в слове слогов- Назвать первый, второй третий слог? - В каком слоге находится звук[ Ш] ? , [ Ж] ? Чтение рассказа Л. Толстого «О кошке и птичке» Дети отвечают на вопросы по рассказу. Где спала кошка? ( на крыше) Что кошка сделала с лапками? ( сжала) Куда села птичка? Почему кошки хитры? Домашние задание. Выучить стихотворение: Пчелы в улье сидят И в окошечко глядят Полететь все захотели Друг за дружкой полетели. Итог занятия. Над какими звуками мы работали? Поощрение детей.