Познавательно-исследовательский проект "Лес- наше богатство".
Документы для скачивания
Актуальность темы.
Бережное отношение к природе, её богатству необходимо развивать с ранних лет. Педагоги нашего ДОУ считают, что семья и детский сад смогут сделать очень многое для экологического воспитания детей. Так возник комплексный долгосрочный познавательно – исследовательский проект для старших дошкольников, родителей и воспитателей «Лес – наше богатство».
Цель проекта.
Создание условий для исследовательской деятельности детей. Формировать осознанное отношение детей к природе. Расширить знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.
В ходе реализации проекта проводятся различные мероприятия:
- Обсуждение темы, направлений работы, составление плана мероприятий по реализации проекта.
- Подбор, изучение научно – популярной и художественной литературы по теме.
- Консультации для педагогов, координация их деятельности.
- Занятия с детьми, беседы, экскурсии, досуги, праздники.
- Совместная деятельность детей и взрослых по созданию рукописных книг, макетов деревьев, поделок и др.
- Организация игровой деятельности (сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр природоведческого характера).
- Оформление выставок, альбомов и т.д.
- Презентация проекта в виде праздника с участием родителей, детей, других участников проекта.
Предполагаемый результат проекта:
- Знать и называть деревья, их части;
- Овладеть общим понятием «лес»;
- Знать правила поведения в лесу;
- Изображать лес в разной технике;
- Создавать коллекции – гербарии листьев, семян, плодов разных деревьев.
Сценарий развлечения для старших дошкольников
«Лес – наше богатство»
Зал украшен макетами деревьев, изображением птиц, животных, иллюстрациями, поделками.
Участники: старичок – лесовичок, лесник, ведущий, дети.
Ход развлечения.
Ведущий: Представьте, что мы в лесу. Как здесь красиво, тихо!
Только слышны голоса птиц (аудиозапись). Говорят, в этом лесу живёт старичок – лесовичок. Он знает всё о лесе и знаком с его обитателями. Позовём его.
Дети зовут его: Ау-ау! Старичок – лесовичок !
Входит Лесовичок: Это я, седой старик,
По прозванью Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Лес, мой дом, для всех открыт,
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришёл в мой дом,
Чудеса увидишь в нём.
Я в лесу живу не один. Со мной мои друзья- растения и животные.
- А какие растения леса вы знаете? (Ответ детей)
- Чем отличается дерево от кустарника? (Ответ детей). Верно.
Есть лес из лиственных деревьев, есть - из хвойных.
- Как называется лес, где растут одни сосны и ели? (Хвойный)
- А если одни березы? (Березняк)
- А как будет называться лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный)
Вот в таком лесу я и живу. А вы молодцы, многое знаете про лес. Давайте поиграем в игру « Назови и покажи». Д/материал: картинки с изображением кустарников, ягод, грибов, животных.
Ход игры: ведущий предлагает отобрать картинки с кустарниками, ягодами, грибами, животными (поочередно) и назвать их. Лесовичок смотрит и слушает, правильно ли дети отбирают и называют картинки.
Лесовичок: Молодцы! Я знаю одну интересную пословицу: «Возле леса жить, голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?
Дети:Ягодами, грибами, орехами.
Лесовичок: Правильно. А вы знаете, что среди грибов попадаются ядовитые, их нельзя брать в руки и пробовать?
Дети: Да!
Лесовичок: Помните это всегда! А я, ребятки, люблю вечерком полакомиться вкусным лесным чайком. Какие растения можно заваривать для чая?
Дети: называют.
Лесовичок: Все эти растения – лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?
Дети:Они помогают лечить болезни.
Лесовичок:Растения тоже бывают ядовитые. Не всякий листок годится в чаёк. Какие ядовитые растения вы знаете?
Дети: отвечают.
Ведущий:Предлагаю всем немного размяться, по полянке лесной прогуляться.
- В лес гулять мы пошли (ходьба на месте).
- Вброд ручей перешли (высоко поднимать колени)
- Небывалой высоты у ручья растут цветы (поднимаем руки, поднимаемся на носки)
- Посмотри по сторонам (руки на пояс, повороты вправо, влево)
- Что же лес подарит нам? (повороты)
- Наклонись, сорви малинку (наклоны)
- И клади её в корзинку (наклоны вправо, влево)
- Крепкий маленький грибок мы положим в кузовок (приседания)
Лесовичок: В моём лесу много птиц. Каждое утро они будят меня своими звонкими песнями. Назовите лесных птиц.
Дети:отвечают
Лесовичок: У меня в лесу много друзей – животных. Предлагаю вам поиграть в игру « Изобрази животное».
Ведущий:Я загадаю загадку. Отгадавший изображает животное – отгадку и отвечает на вопросы:
- Что ты делаешь в лесу?
- Есть ли у тебя жилище?
- Как оно называется?
- Кого боишься?
(Вопросы могут задаваться выборочно)
Лесовичок, расскажи нам, без чего лес не может существовать?
Лесовичок: Лес живой. И ему необходимо солнце, тепло, свет, вода, почва для роста, чистый воздух, покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу?
Проводится игра «Можно – нельзя» с фишками двух цветов: красной и зелёной
Зелёную поднимают в знак одобрения, красную – в знак осуждения.
Воспитатель произносит текст, дети поднимают нужную фишку:
- Ломать ветки, - Разорять гнёзда и муравейники
- Кувыркаться в траве, - Отдыхать на пне,
- Разжигать костёр, - Собирать ягоды,
- Любоваться красотой природы, - Кричать в лесу,
- Рвать цветы, - Оставлять после себя мусор.
- Собирать грибы,
Исполняется детьми песня про «Про муравья».
Лесовичок: Мне понравилось у вас. Я вижу, вы любите лес, много о нём знаете. Но я услышал шаги лесника. Я играю с ним в игру «Невидимки».А с вами, я прощаюсь! (Уходит).
Входит лесник, обходит зал.
Лесник: Вижу, в лесу у меня порядок. Можно и на пенёк, присесть, отдохнуть.
Ведущий: Здравствуйте, лесник! Как хорошо, что вы пришли к нам на праздник. Мы как раз с ребятами беседуем о лесе.
Лесник: Здравствуйте, ребятки! Я устал немного, обходя лес, решил отдохнуть и не заметил, что оказался в детском саду. У вас тут, как в лесу.
Ведущий: Лесник, может быть вы поиграете с детьми. Они многое знают о лесе.
Лесник:Давайте поиграем, заодно я и отдохну. Я буду называть профессии, а вы расскажите, как представители профессий используют лес:
- Железнодорожник (шпалы)
- Электрик (столбы для проводов)
- Музыкант (деревянные музыкальные инструменты)
- Строитель (брёвна, доски)
- Учитель (учебники, тетради, карандаши).
Молодцы! Не могут люди обойтись без леса. Поэтому приходится рубить деревья. А чтобы леса не исчезали, что делают люди?
Дети: Сажают новые деревья.
Ведущий: Люди какой профессии занимаются этим делом?
Дети: Лесники.
Ведущий: Леснику: Расскажите о своей работе детям.
Лесник: У лесников много работы. Всё мы должны успеть; расчистить лес от валежника, охранять лес от пожара, бороться с насекомыми – вредителями, помогать зимой лесным обитателям, сажать новые деревья.
Ведущий: Ведь в лесу можно заблудиться. Как вы там ориентируетесь?
Лесник: по плану или карте, по компасу, днём по солнцу, ночью по звёздам, по муравейникам. В больших лесах лесники строят маленькие домики – заимки, где оставляют запас продуктов, спички. Здесь можно укрыться от дождя, заночевать, если ночь застала в лесу.
Ведущий: Профессия лесника сложная и увлекательная, очень нужная. Он защищает лес – наше богатство. Он защищает лес – наше богатство. Вспомните пословицы и поговорки о лесе.
Дети: Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто лес не бережёт.
Много леса – не губи, мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Ведущий: А теперь наш последний конкурс «Своими руками». Дети вместе с родителями и воспитателями смастерили поделки и сейчас вам о них расскажут.
Ребёнок: Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Лесник: Я вижу, что вы будете настоящими друзьями леса и дарю вам в подарок книгу.
Старший воспитатель
Чайкина Л.А.
Воспитатели: Попова О.В.
Ларина Н.А.
МБДОУ д.с. "Теремок"
город Зубцов, Тверская область
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий