Консультация для родителей Организация игрового пространства дома
Документы для скачивания
Консультация для родителей Разработанна воспитателем МКДОУ « О рдинский детский сад №2» Шляпниковой Л. М. « Организация игрового пространства для детей дома » Обустраивая детскую комнату, родители, прежде всего, заботятся о хранении игрушек и детских вещей, часто забывая, что с этими игрушками ребенку нужно где- то играть. Обычно вопрос игрового пространства актуален младших детей, в более старшем возрасте дети переходят на менее «мест о- затратные» игрушки. Огромные замки из кубиков, извилистые железные дороги, россыпь конструктора, незаконченные рисунки на просушке, стулья в ряд для кукольной школы … Ч тобы не разрушать всё это игрушечное царство во время каждой рутинной уборки и не создавать себе лишних поводов для ссор, переживаний и ненужных нравоучений, родителям стоит заранее позаботиться об организации игрового пространства для детей. Этап 1. Теоретический Игровое пространство – это территория, где ребенок может свободно играть, устанавливая свои правила использования этой территории и обустраивая её по своему вкусу и удобству, при этом, не слишком мешая другим членам семьи и не создавая глобальных проблем во время рутинных уборок. Родителям необходимо очень четко определить для себя: какие территории, в каком количестве и на каких условиях вы готовы передать ребенку в собственность. Важно: обсудите эти моменты вместе со всеми взрослыми членами семьи, включая старших детей. Например, у нас детям разрешено играть в гостиной при условии, что все игрушки будут убраны вечером. Разбрасывать игрушки, устраивать глобальные многодневные застройки, расклеивать наклейки и развешивать украшения по собственному усмотрению детям разрешено только в детской. Родителям необходимо четко и понятно объяснить ребенку: где можно играть, где играть нельзя и почему( например, нельзя играть в кухне на полу, т. к. это опасно, но можно заниматься за кухонным столом, если ребенку хочется побыть с вами рядом во время ваших домашних дел) , на каких условиях он может играть( например, в детской можно оставлять игрушечные постройки на нужное время, в гостиной требуется всё убрать вечером) , и обсудите с ребенком детали, если ему что- то непонятно или он не доволен вашим решением. Важно: будьте гибкими на этапе обсуждения деталей с ребенком. Если он предлагает вам свой, но вполне допустимый для вас вариант, поддержите его выбор. Малыш будет чувствовать свою ответственность за дела семьи, а выполнение правил для него будет более понятным. Важно: дошкольник или младший школьник не сможет усвоить ваши правила с первого раза. Не нервничайте из- за этого, просто напоминайте о правилах столько, сколько потребуется. И, главное, не отступайте от намеченного курса, когда правила уже оговорены. Важно: Прежде чем предъявлять ребенку ваши правила, поставьте себя на его место и оцените, насколько объективно выполнимы для ребенка придуманные вами правила. Этап 2. Практический. Обустройство игровых зон Недостаточно просто выдумать правила, озадачить ими ребенка и ждать результата и порядка. Родителям необходимо обустроить эти зоны и позаботиться об их удобстве для ребенка. На этапе планирования и строительства/ ремонта дома или квартиры вы можете убрать лишние стены межу комнатами, тогда у вас появится больше свободного пространства. Мы, например, объединили кухню, гостиную и коридор и в результате получили достаточно места даже для самокатных и машинных гонок, хотя площадь у нас не очень большая. Кроме того, эта зона хорошо просматривается со всех точек, что немаловажно при наличии маленьких детей и «больших» домашних дел. Между некоторыми помещениями вы можете сделать достаточно большие раздвижные двери, что позволит увеличить пространство для активных игр и обзор этих зон. Пол – наиболее удобное и безопасное место для игр. Для того чтобы играть на полу деткам было удобнее, а вам – проще наводить порядок, выберите несколько подходящих аксессуаров: вместительные контейнеры, открытые полочки с контейнерами и колесиками для более легкого передвижения, пуфики и скамеечки 2 в 1, коврики, которые можно использовать в ходе игр, или коврики- мешки, подвесные кармашки. Используйте в качестве игрового пространства мебель. Несколько невысоких тумбочек, поставленных в ряд, обеспечат ребенку место для игр. С мягкими подушками ребенок сможет удобно устроиться и почитать в этом уголке или построить кукольный дом, дорогу и т. д. А вы, не тратя времени на перемещение игрушек, быстро справитесь с уборкой в этой игровой зоне. Двухъярусные центры. В таких центрах внизу обычно располагается рабочая или игровая зона, а наверху – кровать. Спортивный центр. Для дошкольников хорошо подходят спортивные центры типа «Ранний старт», которые более безопасны по сравнению с обычными шведскими стенками. Такой центр легко можно превратить в дом, палатку, замок и даже кукольный театр, используя соответствующий чехол. Играть внутри такого центра очень удобно, так как снизу закрепляется мат, что позволяет родителям передвинуть центр со всем, что находится внутри. В таких центрах при недостатке свободного места можно оставлять контейнеры с игрушками, снимая их на время спортивных занятий. В выдвижных ящиках под кроватью дети могут создавать свои сказочные миры, кукольные квартирки или складывать на ночь самые «ходовые» в данный момент игрушки. Подоконник( при условии, что вы уверены в полной безопасности этого места! ! ! ) можно использовать так же как и тумбочки. Не забывайте о том, что ребенку тоже иногда хочется побыть в одиночестве. Обустройте для него уютное место, где он сможет остаться наедине с собой. Для этого можно воспользоваться пологом на кровать или подвесным сиденьем. Создавая игровую зону для своего ребенка, вы дарите ему свободу и возможность создавать свой собственный мир, фантазировать, развиваться. А для детей это намного важнее, чем уметь правильно и красиво раскладывать вещи по местам. Обладая чем бы то ни было( своими игрушками, своей игровой территорией, правом принимать решения, и т. д. ) , ребенок учится ответственности, учится оценивать свои возможности, последствия своих действий, и многим другим важным вещам, которые непременно пригодятся ему во взрослой жизни. Не ищите порядок там, где есть маленькие дети. Лучше ищите там радость, смех и свободу быть самим собой!