a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Роль семьи в автоматизации поставленных звуков Шербинина Н.А. Логопед

Опубликовано: 2016-12-14 18:21:31

Документы для скачивания

Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков». Добрый вечер, уважаемые родители. Ожидания и надежды родителей по корректировке речи и правильному произнесению звуков связаны, как правило, только с работой воспитателя и логопеда. Поэтому довольн о часто воспитателям и мне приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи? ». Возникают подобные вопросы из- за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из- за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями. Мне хочется сказать словами министра образования Ольги Юрьевны Васильевой «Никакая школа не может заменить семью». Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? В первую очередь хочу обратить внимание родителей на состояние здоровья вашего ребенка, строение его артикуляционного аппарата: губы, зубки, уздечка, язычок( широкий, узкий, подвижный, малоподвижный) . Ведь язык- это самый подвижный орган нашего организма. Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Сами родители должны быть готовы к до статочно длительным занятиям с ребенк ом, и готовить самих себя к занятиям с ним. Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов. 1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата( укрепление мышц губ, щек, языка) ; развитие правильного физиологического и речевого дыхания; развитие фонематического слуха( умение слышать и различать звуки речи) . Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата. 2. Постановка звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению о пределенного звука. Ребенка учу придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится мною с помощью специальных приемов, которые я тоже показываю родителям. Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем- логопедом. 3. Автоматизация поставленных звуков- один из самых длительных и сложных этапов. Как только удается добиться правильного звучания изоли рованного звука, сразу переходим к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала: автоматизация звука в слогах; автоматизация в словах; автоматизация в специально подобранных фразах; автоматизация в текстах, насыщенны х новым звуком; автоматизация в обычной разговорной речи. На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима. Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем- логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т. е. , более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению. Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. 4. Этап дифференциации смешиваемых звуков Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука. Б ез смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных длительных упражнений. Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка( в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности) . Делать это надо тактично, в спокойной форме. Правила работы в домашних тетрадях: тетради забир аются каждую пятницу на выходные и следующую неделю до четверга. в озвращаются в четверг. не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10- 15мин. ; задания на развитие мелкой моторики рук( рисование, штриховка и т. д. ) выполняются карандашами; весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка; артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком; задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца; занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями. Таким образом: исправление речи- длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи- это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе. Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Оставить комментарий: