Инновационный опыт Глиновой Г.Ш.
Документы для скачивания
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Глиновой Галины Шамильевны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках истории и обществознания».
- Актуальность и перспективность опыта обусловлена значительными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.
Традиционная цель исторического образования - усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Роль учителя в проектной деятельности велика: должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции: является консультантом на всех этапах, инициирует рождение и развитие проекта, помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование, является экспертом. Наши проекты мы представляем на научно-практических конференциях, различных исследовательских конкурсах, внеклассных мероприятиях и, конечно на уроках истории и обществознания.
Анализируя свой педагогический опыт, я прихожу к выводу, что общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся посредством проектной деятельности обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому реализуется главное предназначение учителя сегодня-воспитание гражданина России. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
- Концептуальность. В настоящее время многие учителя истории и обществознания используют проектную деятельность на своих уроках. Обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, критический анализ документов, формулировка своих суждений о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах, вовлекает учащихся в различные виды познавательной деятельности. Немаловажной задачей в современном мире является развитие информационной компетенции детей, которая демонстрирует готовность ученика самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Я, как учитель истории и обществознания, часто использую информационные технологии в учебном процессе. Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного оборудования и программного обеспечения. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.
Своеобразие применения метода проектной деятельности на уроках:
во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;
в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Новизна опыта. В процессе преподавания истории и обществознания проектный метод в обучении может быть реализован в различных формах:
- мультимедийный продукт
- бизнес-план
- исторический журнал
- сценарий и т.д.
В разработке исследовательской компетентности посредством проектной деятельности учитывается метапредметный подход к обучению: регулятивный, познавательный, коммуникативный.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью проектной деятельности.
- Теоретической базой опыта явились работы
- Баранов П.А. История в профильной школе: пособие для учителя.
- Бычкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе.
3.Гузеев В.В. «Метод проектов » как частный случай интегральной технологии обучения.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
- Изучение истории на профильном уровне в современной школе.
А так же:
- курсы повышения квалификации «Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» МРИО, 2015 г.
- Элективный курс «Практическое обществознание», 2016 г. (утвержден методическим советом школы).
- Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения истории и обществознания, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования компетентностного подхода в учебном процессе.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Проектная деятельность позволяет:
- Согласовывать цели обучения педагогов и учеников.
- Повысить степень мотивации учения.
- Подготовить учащихся к сознательному обучению в других учебных заведениях.
- Подготовить учащихся к успешной жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Проектная деятельность делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
- Результативность. Использование проектной деятельности в обучении предмету ведет к появлению следующих результатов:
- Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках истории и обществознания, в практической деятельности.
- Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, колледже или профильном классе.
- Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
- Учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне по предмету.
- У учащихся формируется представление об истории как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
- Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, анализируются полученные результаты.
- Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников.
- Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
- Возможность тиражирования.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на методических объединениях, семинарах. С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя, сайте ОУ. Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что проектная деятельность в обучении предмету играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Начальник управления по социальной
работе администрации Зубово-Полянского
муниципального района /И.А. Степушкин