Эссе «Я – педагог»
Работы прекрасней нет, как ни возьми,
И в этом признаюсь я честно:
Мне интересно работать с детьми
И детям со мной интересно.
Хотела ли я стать воспитателем? Наверное, нет. Но то, что моя работа будет связана с детьми – была уверена. Мечтала стать детским врачом. Но…жизнь внесла свои коррективы. И вот окончено педагогическое училище. Я – воспитатель. Конечно, бесспорно, что знания бесценны, но как сказал А.Дистервег «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт». Я пришла на работу в детский сад, это мой первый опыт. Было страшно – я молодой педагог, большая ответственность за чужих детей, больше, чем за своего ребенка. Но когда ты любишь детей и свою профессию, то страх рассеивается сам собой, потому что ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью.
Кто он – воспитатель человеческих душ? Каким он должен быть? Опытным, профессиональным, компетентным, творческим… Воспитатель – это мастер, учитель, друг, человек с обостренным чувством любви, внимания, заботы о детях, который вкладывает частичку своей души.
Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей, которые уже стали «своими детьми». Ведь общение с ними приносит много радости, удовлетворения. А еще - ощущение молодости, возможности проживать детство снова и снова, находиться в мире добра, любви, фантазии, творчества. За годы работы в детском саду у меня ни разу не возникло сомнение в правильности выбора профессии.
Почему я выбрала именно эту профессию - «воспитатель»? Ответ однозначен - это любовь: моя любовь к детям и ответная любовь ко мне.
Мой принцип работы:
- не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений;
- детям больше самостоятельности и права выбора;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;
- «скрытая» дифференциация воспитанников по возможностям, интересам, особенностям и склонностям;
- уметь вставать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность;
- помогать ребенку быть социально значимым и успешным;
- предоставляешь требования к воспитанникам, проверь, соответствуешь ли им сам; все новое - это интересно!
Воспитывать детей, заботиться о них – это большая ответственность. Ведь воспитание дошкольников считается своеобразным фундаментом, с него берет начало строительство и развитие будущего характера, способностей и навыков ребенка. И то, что мы – воспитатели, заложим в маленькую личность, останется с ним на долгие годы. Насколько правильным и прочным будет этот фундамент, зависит от человека, который является примером для ребенка ежедневно.
Я уверена, что рядом с детьми должна быть творческая личность, которая может повести их за собой в мир красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить.
Дети должны смотреть на своего воспитателя и хотеть быть похожим на него, хотеть общаться с ним. Как это сделать?
Воспитатель должен постоянно дарить ребенку ощущение радости, уверенности, защищенности. Понятно, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но, переступив порог дошкольного учреждения, педагогу необходимо оставить за дверью все свои личные переживания, печали, невзгоды. Ребенок хочет увидеть улыбку на лице любимого воспитателя и понять – его здесь ждут, ему здесь рады! И это тоже необходимое качество для воспитателя – уметь быть счастливым самому!
Мне кажется, что не только мы даем что-то детям, мы ведь и сами у них многому учимся. У кого, как не у детей, ты научишься радоваться новому дню, не помнить обид и смотреть на мир широко открытыми глазами?
Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные. Каждый ребёнок уникален. Меня часто спрашивают: «Почему ты решила стать воспитателем? Ведь там так сложно!». У меня ответ один: «Я просто люблю свою работу, люблю своих ребятишек, люблю заниматься тем делом, которое приносит мне удовлетворение! ». Ну, разве это сложно - любить детей? Быть им другом, наставником? Я думаю – нет! Дети смотрят на нас открытыми, честными, откровенными и любопытными глазками. Дети ждут от нас – чуда, ждут от нас – сказку!
Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. С огромным интересом я постоянно изучаю новые технологии в сфере образования, интересуюсь современными приемами и нетрадиционными техниками.
Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты психолога, наставника, друга, артиста. А сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель. Ему приходится делать все, облагораживая свою душу, поднимаясь вверх, ступенька за ступенькой, творить себя. Быть воспитателем в современном мире - значит иметь терпение, сострадание, это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, не подавлять личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой.
Учить других педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель».
Хочу заметить, что дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Поэтому воспитатель обязан быть примером для подражания. Дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать ребенка лучше, хорошему воспитателю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!
Своим достижением в работе я считаю достижения моих воспитанников, их успехи. А еще благодарность родителей, сотрудников. И, конечно же - любовь, доверие и привязанность детей. Вот она бесценная награда за твои труды.
Я – счастливый человек! Почему? – спросите вы. Всё очень просто: профессия по душе, а правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что работа воспитателем – моё призвание. Но призвание - это не что-то приходящее к человеку извне.
Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова педагога, силы личного примера, справедливости.
… Я буду работать в кузнице,
Но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы
Нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики
На солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики,
Парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
Я в светлую жизнь поведу
И будут завидовать многие
Воспитателю в детском саду!