Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"
Документы для скачивания
Консультация для молодых воспитателей Речь воспитателя- образец для подражания воспитаннико в. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельств у ет об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утве р ждение по отношению к речи воспитателя ДОУ. Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем э ф фективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стрем я щийся к этому. Компоненты профессиональной речи педагога Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований: голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспит а теля не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. п едагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть( характерная ошибка многих педагогов – старат ь ся перекричать общий говор детей) ; педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей; с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требов а ния и добиться их выполнения. голос педагога должен быть достаточно вынослив. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивае т ся строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикул я ция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание г о ворящего. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное прои з ношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правопис а нием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильн о сти произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения( выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, измен е ния темпа) , пауз, мелодичности речи( движения голоса в речи по высоте и силе) , те м па( количество слов произнесенных за определенную единицу времени) . Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, з а кончено. В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ ра с сматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. П о этому речи педагогов предъявляются определенные требов а ния: Требования к качеству речи педагога ДОУ Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми восп и татель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы( правила л и тературного произношения) , а также нормы образования и изменения слов. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая л е жит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую( смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков то ч ности словоупотребления. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений ме ж ду частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах свя з ного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутр и текстовой связи. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и поня т ным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их пре д ставлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи. Так, при разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лак о нична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем сл е дует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого во з раста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. “Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д. , — гов о рит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выв о дам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затр а чивается много труда. Надо беречь труд нашей прачки, которая стирает нам скате р ти”. Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Пр и нимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников( подражание) , воспит а тель заботится о чистоте собственной речи: недопу с тимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая а т мосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя явл я ется мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выраз и тельности речи воспитатель( интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. ) , спосо б ствует не только формированию произвольности выразительности речи ребе н ка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения в ы ражать свое отн о шение к предмету разговора. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на повед е ние детей, не затрагивает их эмоций. Например, во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по ст о ронам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагир у ют. В этой же группе другая воспитательница совсем по- иному вызывает у детей положительное отношение к еде: “Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, к а кой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница, д ети улыбаются и быстро справл я ются с обедом. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального в ы ражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению сл о варного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотре б ления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формирую т ся основы лексического запаса ребе н ка. Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и услов и ям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувс т вом стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формиров а ние у детей культуры речевого поведения( навыков общения, умения пользоваться ра з нообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, с о беседника и др. ) . По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взро с лые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в ра з личных ситуациях общения: - при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, ан а логично вести себя и при прощании; - обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении; Ещё хочется остановиться на такой проблеме, как постановка вопроса. Часто в пра к тике, воспитатели на занятии задают вопрос неверно, не продуманно. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формул и ровки. Например, на занятии по пересказу педагог говорит: “Дети, посл у шайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое м е тель? ” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использ о вание педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с р е бенком и со взрослыми, но и слышать его. Самые распространённые ошибки в речи воспитателя: Употребление слов- паразитов: Слова- паразиты – это слова- связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе челов е ка, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова- паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще », «короче», «то есть» «практически» « по- любому » «жесть», « вобщем » « п и пец » «да не вопрос» «без проблем» Есть и звуки- паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, т я нуть «э- э- э», «а- а- а» или «м- м- м». Эта привычка обычно очень раздражает слуш а телей. В отдельную категорию можно отнести слова- паразиты на букву «Ё». Это всем и з вестные « ёклмн », « ёпрст », «ёлки- палки», « ё- моё », « ёкарный бабай », « ёшкин кот», « ёперный театр». Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффи к сами: Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них! Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и котор ы ми он пользуется. Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шо р ты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать ко н кретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т. д. Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шо р ты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно н а зываете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так наз ы вается? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем о т личаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для и н теллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или ка р тинок, ни Вашего времени. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, кот о рые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, телик, видик, комп. Нелитературное произношение слов: хочут –х отят, пошлите – пойдёмте, ляжь – ляг, сижа – сидя, езжай – поезжай, запл о тит – заплатит. Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее де й ствие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, погов о рок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использ о вание коммуникационных эффектов и невербальн о го языка. Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на пр о гулке. Ласка и шутка: Маленький, да удаленький. Мал, да удал; Ясен, как солнышко ( как звездочка) . Красней красного солнышка, ясней ясного месяца. Не видал, как упал, погляжу — ан лежу. Прытко бегают, да часто падают. Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался. Поучение или наставление: За правое дело стой смело. Для друга все не туго. Поспешишь — людей насмешишь. Спеши, не спеши, а поторапливайся. Порицание: Много шуму — мало толку. Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски. Весь дом вверх дном. Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну: Пели, пели, да есть захотели. Что поставят, то и кушай. Пора спать, коли некого ждать. Милая подружка — подушка. Спали, почивали, весело ль вставали? Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду дол ж ны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркн у тая вежливость в обращении друг к другу.