Когда ребёнок сводит с ума.
Документы для скачивания
МАДОУ « ЦРР- детский сад №2 г. Шебекино» Когда ребёнок сводит взрослого с ума. Становление родительства – кропотливый и нелёгкий процесс. Специалисты в области детско – родительских отношений важнейшим показателем качества родительства признают педагогическую компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиций, что предполагает осознание родителями своей воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребёнком. Для этого родители должны пересмотреть свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы. Задача развития педагогической рефлексии у родителей особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. В понятие «педагогическая рефлексия» авторы вкладывают умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины своих удач и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. Как показывают экспериментальные данные, большие резервы заключены в использовании педагогами метода игрового моделирования родительского поведения с целью развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов. Оно побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребёнком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребёнка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему? » Или: «Ваша трёхлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли. Она сползла со своего стула и решила побегать. Она смеётся, резвится между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, усадили её за стол и сурово отчитали». Задание: «Смоделируйте, какими могут быть действия ребёнка на требование родителей. Какой опыт может быть получен ребёнком в данной ситуации? » Это тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачнее, заменить нежелательные формы обращения на конструктивнее: вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки? »- «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина! » Или задание – определить, в чём видится неэффективность таких обращений к ребёнку, как «Стыдно! », «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли что ты хочешь! », «Что бы ты без меня делал? », «Как ты можешь поступать так со мной! ». Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение». Например, воспитатель бросает родителю мяч, говоря: «Хорошо учиться в школе, это значит…» и т. д. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях( играх, рисовании, лепке, спортивной игре, спонтанной театрализованной деятельности и пр. ) способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнёрских отношений, соучастия и сопереживания друг друга. Эти и другие игровые способы общения предоставляют родителю возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, в этом случае поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение собственное прежнее представление о проблеме. У родителя появляется возможность апробировать и прочувствовать варианты своего поведения, научиться «выходить за привычные рамки» воспитательных средств к импровизационно- творческим действиям в семейном общении с ребёнком. Когда же родители только на вербальном уровне вступают в общение( отвечают на вопросы педагога и друг друга) , они, стараясь, подать себя в наилучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя нередко естественность и способность своего поведения, не продвигаясь в осознании собственных стереотипов. Поэтому одно лишь информационно – вербальное общение не позволяет решать важные задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя ребёнка. Вовлекаемый же в игровую проблемную ситуацию, родитель начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком не только словесного, но и эмоционального. Многие родители, склонны к авторитарности, в результате участия в игровых упражнениях начинают лучше осознавать ценность признания реального роста и достижений своего взрослеющего ребёнка, больше доверять его силам и компетентности. Таким образом, использование метода игрового моделирования способов родительского поведения способствует повышению гибкости родительской позиции, формированию нового видения привычных способов взаимодействия с ребёнком. Родители постепенно из пассивной роли «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно вычленять область своих затруднений, реалистичнее видеть отражение собственных воспитательных стереотипов во взаимоотношениях с ребёнком, принимают ответственность за перспективы их выстраивания, ощущая себя более компетентными в воспитании своего сына или дочери. Подготовил воспитатель Васильченко Л. А.