a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»

Опубликовано: 2016-12-16 09:59:41

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников №24 » КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи детей в театрально- игровой деятельности» Воспитатель высшей квалификационной категории Камышовой Любови Алексеевны Ставропольский край Новоселицкий район с ело Журавское 2016 г. Речь является одним из важных изобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Проанализировав работу в этом направлении, было предложено акцентировать внимание на следующих вопросах: Усилить работу по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям( произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т. д. ) . Образовать систему работу при тесной взаимосвязи всех специалистов. Развитие речи рассматривать как составную часть общей системы обучения и воспитания ребёнка. Развитие речевой деятельности дошкольников посредством театрализованной деятельности( выразительность речи) . Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей: словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи. Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественн о- речевую деятельность: выбор темы; передача знакомого содержания; сочинение; исполнение от лица персонажей. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого- педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие" выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные( интонация, лексика, синтаксис) и невербальные( мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании( речь, напев, мимика, пантомимика, движения) . Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению( игра" Кто мы такие? ”, " Назови мне свое имя”, сказка- потешка" Кисонька- Мурысонька ”, " Лошадка” А. Барто, " Прогулка по лесу”) . Учат детей находить выразительные средства в интонации( показ сказки" Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных) . Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки( " Прогулка в лесу”, где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами) . Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание( после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра" Ворон и воронята”( ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают) . Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса( са- са – вот летит оса с разной силой голоса, тих о- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша- ша, ша- наша каша хороша и т. д. ) . В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи( игровое упражнение" Сеня в лесу встретил лесу”, " Веселый оркестр” и др. ) , Закрепляются умения в сочетании движения и речи( игры на пальцах, игровое упражнение" Представьте себе”, ролевой театр" Под грибом”, " Дом и ворота” и др. ) . Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией( игровое упражнение" Художница- осень”, мини- сценка" Еж- чистюля”, " Аист длинноногий”, " Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной" Воробей”) . Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу( игра" Угадай, чей голосок”, " Веселые превращения”) . Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью( мини- сценка" Хозяйка и кот”, " Собака и кошка”) . В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности( инсценировка" Вежливые слова”, мини – сценка" Брусничка”, театрализованные игры" Листопад”, " Кто колечко найдет”) . Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля" Мыльная сказка”, инсценировка" На базаре”, " В гостях у Мойдодыра ”, спектакль по сказке К. И. Чуковского" Муха- цокотуха”, " Двенадцать месяцев”, в кукольном театре" Петушок – голосистое горлышко”) . Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: единства социально- эмоционального и когнитивного( познавательного) развития; насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых( педагогов и родителей) .

Оставить комментарий: