Картотека дидактических игр с детьми 2-3 лет
Документы для скачивания
Картотека дидактических игр в первой младшей группе Калмыкова Елена Федоровна, Воспитатель Актуальность Дошкольные годы – это период наиболее интенсивного развития, активного познания окружающего мира, проявления первых творче ских способностей ребенка, его индивидуальности. Как помочь ребенку войти в окружающий мир и познать его? Одним из доступных и интересных средств познания современного мира для детей 2- 3 лет является дидактическая игра. Дидактическая игра- это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения. Сегодня в магазин ах представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во- первых, основная масса игр ориентирована на детей более старшего возраста. Во- вторых, не всегда можно найти игру на необходимую тематику. В- третьих, цены на дидактические игры очень высоки, поэтому не у всех есть возможность их приобретать. А детям необходимо развиваться в разных направлениях, да и кроме того, одна и та же игра надоедает и детям становится не интересно в нее играть. Поэтому наиболее простым решением проблемы приобретения дидактических игр является изготовление серии простых развивающих игр, т. к. это экономит наши денежные средства и занимает совсем немного времени. 1. Дидактическая игра «Ёлочка» Цель: формировать у детей умение различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий, развивать мелкую моторику рук. Материал: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета. 4638675182245 Участники: дети 2- 3 лет( 6 человек) , воспитатель. Ход игры: Воспитатель читает стихотворение: Скоро- скоро Новый год- Праздник к нам с тобой придёт. Гости к нам уже спешат, Чтоб порадовать ребят. Кто- то из лесу спешит, За окном уже шуршит. ( Прислушиваются) Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью. ( Ёлка. ) ( Воспитатель показывает заготовку ёлочки) - Какая красивая Ёлочка к нам пришла! - Ребята, пока ёлочка шла к нам в гости, она потеряла иголочки. Давайте ей сделаем новые иголочки. Из чего мы можем сделать ей иголочки? ( Варианты детей) ( Воспитатель достает ведерки с прищепками зелёного, желтого, красного и синего цвета) . - А что у меня в ведерках? ( Прищепки) - Давайте мы ей сделаем иголочки из прищепо к. - Какого цвета наша Ёлочка? ( Зелёного) - А какого цвета сделаем иголочки? ( Зелёного) ( Дети выбирают ведерко с зелеными прищепками, если они ошибаются, то воспитатель их поправляет, затем они крепят прищепки на ёлочку) 2. Дидактическая игра «Подбери петушку пёрышко» 49149000 Ц ель: формировать у детей умение различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий, Материал: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета. Участники: дети 2- 3 лет, воспитатель. Ход игры: Перед детьми магнитной доске располагается красивый петушок без хвоста. Рядом на столике лежат перья для хвоста четырёх основных цветов: красное, жёлтое, зелёное, синее. Воспитатель показывает детям изображение петуха с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост и просит малышей подарить ему пёрышки: красное, зелёное, синее, жёлтое( показывает) . " Вначале пёрышко подарю я, - говорит воспитатель. - П етушок, какое пёрышко тебе подарить? " " Красное" - отвечает петушок. Воспитатель находит красное пёрышко. " Пусть Оля подарит мне зелёное пёрышко" , - просит петушок. Если ребёнок ошибается, петушок кукарекает: " Ку- ка- ре- ку! Хочу другое перо. Хочу перо зелёное! " ( так продолжается до конца игры) В заключение дети любуется красивым петушиным хвостом. " Красивый у меня хвост! " - радуется петушок. " Очень- очень красивый! " - подтверждают дети и воспитатель. " Петушок доволен, - говорит воспитатель, - послушайте про него стихотворение: " Петушок у нас горластый, По утрам кричит он: " Здравствуй! " На ногах его сапожки, На ушах висят серёжки, На головке- гребешок, Вот какой он, петушок! " ( Г. Бойко. «Петух») 4133850206375 3. Дидактическая игра" Ё жики" Цель: з акреплять знание цветов( желтый, синий, зелёный, красный) , развивать мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным. Материал: ёжики четырех цветов( красного, зелёного, синего и жёлтого) , прищепки тех же цветов. Участники: дети 2- 3 лет( 4 человека) , воспитатель. Ход игры: Воспитатель читает детям сказку" Не хочу носить колючки! " и показывает им ёжиков. " Не хочу носить колючки! " Все знают, что ежик – колючий зверек. Многим это не нравится, но что поделать: таким уж он уродился. Как надел свой колючий кафтанчик, так и ходит в нем зимой и летом, никогда не снимает. И все бы ничего, да только жить с колючками не всегда приятно. Играет, например, ежик с друзьями в догонялки, а колючки вдруг – раз! – как уколют бельчонка, и друг уже обижается. А ведь ежик ни в чем не виноват! Или бежит он по лесу, а на шубку листочки все время цепляются – и никак их потом не сбросить. Так и приходится ходить всю осень в разноцветном костюме. Да мало ли еще чего … П отому- то однажды и случилась эта история: надоело ежику колючки на себе носить. – Не хочу быть колючим! – сказал малыш. Сбросил он свой кафтанчик, спрятал его в самый дальний уголок норки – и пошел гулять без иголок. Идет ежик по тропинке, радуется: как хорошо гулять без колючек. Травинки гладят его по спинке, тихонько щекочут, и никакие листочки не норовят зацепиться. Вдруг видит ежик – грибок растет. Хотел он его, как и раньше, сорвать и на спину положить, да только ничего у него не получилось. Раньше грибок за иголки держался, а теперь – плюх! – и все время на землю падает. – Ну, ничего, – подумал ежик, – забегу за грибочком попозже. Долго он бегал по лесу и все не мог нарадоваться: как же здорово ему теперь живется! Только вдруг показалось ежонку, что мелькнул за деревьями рыжий хвост. – Лиса! – испугался малыш и тут же свернулся в клубочек. – Пусть теперь попробует подойти – я ее мигом колючками… И тут он вспомнил, что одежка его дома осталась, и некому теперь защитить маленького зверька от коварной и злой лисы. – Ай- яй- яй! Что же я наделал? – заплакал ежонок и побежал поскорее в свой домик прятаться. Бежал и дрожал от страха, а когда очутился в норке, надел свой колючий кафтанчик – и сразу успокоился. – Ну уж нет, лучше я буду колючим, – подумал малыш. – А друзья мои на меня обижаться не будут – они же друзья! Так ежик понял, что очень любит свои колючки и больше не хочет с ними расставаться. Непослушные зверята перепутали свои иголки и теперь не могут разобраться для какого ёжика какие иголки. Давайте поможем ёжикам подобрать для них иголки по цвету их ножек. ( Дети прикрепляют прищепки к ёжикам) 4. Дидактическая игра" Собери игрушку" 4762500123825 Цель: способствовать формированию у малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов. Материал: картинки игрушек разрезанные пополам и целые( образцы) Участники: дети 2- 3 лет, воспитатель. Ход игры: Воспитатель перед ребенком раскладывает разрезанные изображения игрушек. Ребята, кукла Маша нам сегодня принесла картинки игрушек. Но вот по дороге с картинками приключилась беда. Мальчик по имени Коля отобрал картинки у куклы Маши и разрезал их на две половинки. Кукла Маша очень сильно плачет и просит вас ей помочь. Поможем ей? Давайте соберем картинки. ( Дети собирают картинки, сравнивают их с образцом. Затем называют игрушки, которые изображены на картинках и называют основные цвета) 526732520955 5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание. Материал: «волшебный мешочек», овощи( огурец, помидор, капуста, перец- зелёный и жёлтый) Участники: дети 2- 3 лет( вся группа) , воспитатель. Ход игры: Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети. 3943350346710 6. Дидактическая и гра «Бабочки» Цель: з акреплять знание цветов( желтый, синий, зелёный, красный) , развивать мелкую моторику рук. Материал: изображение поляны с цветочками( красного, синего, зеленого и желтого цвета) , бабочки( красного, синего, зеленого и желтого цвета) Участники: дети 2- 3 лет( 4 человека) , воспитатель. Ход игры: У каждого ребенка по бабочк е. Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделат ь( надо посадить бабочку на цветок такого же цвета) . Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку? »( На красный цветок) ; Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т. д. «Куда посадил желтую бабочку? »( под желтый цветочек) Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель проговаривает ответ за него. 7. Дидактическая игра «Строим башенку» 522922540005 Цель: з акреплять знание красного цвета, учить ставить один кубик на другой. Материал: кубики красного цвета. Участники: дети 2- 3 лет, воспитатель. Ход игры Входит педагог, держит в руках красивую коробку с кубиками и предлагает угадать, что в ней ( Предположения ребенка) . Загадывает загадку: Есть коробка у меня, В ней живут мои друзья, Очень они разные, Желтые, красные, Зеленые и синие, Все дружные и сильные. Вместе любят собираться И в постройки превращаться. ( Кубики) Предлагается посмотреть, что в коробке: ( Кубики) - Посмотри, какие красивые кубики. - Какого они цвета? ( Красного) - Что из них можно построить? ( Предположения ребенка) . - Давай поиграем в интересную игру, которая называется, построим башенку. Дети строят башенки, затем говорят у кого башенка получилась аккуратнее. ( Вариант такой игры – брать на каждое занятие по конструированию кубики определенного цвета, чтобы дети постепенно запоминали все основные цвета) . 5162550194310 8. Ди дактическая игра «Разноцветные ведёрки» Цель: з акреплять знание цветов( желтый, синий, зелёный, красный) , развивать мелкую моторику рук. Материал: ведёрки четырех цветов( красного, зелёного, синего и жёлтого) , красное яблоко. Участники: дети 2- 3 лет( 4 человека) , воспитатель. Ход игры: - Какие ведёрки стоят на столе? ( красное, зелёное, синее и жёлтое) Сейчас вы зажмурите глаза, а я уберу одно ведро. Вы должны угадать, какого ведёрка не стало. Ответить надо так: «Не стало красного ведёрка»( упражнение повторить 4- 5 раз) . - Воспитатель прячет красное яблоко в одно ведёрко. Вы должны внимательно смотреть и заметить, в какое ведёрко я спрячу красное яблоко. Рассказать об этом надо так: «участник спрятал красное яблоко в зеленое ведёрко. Затем другой участник прячет яблоки в разные ведёрки. Дети составляют предложения о его действиях. 4895850156210 9. Дидактическая игра «Подбери кукле чашку» Цель: з акреплять знание цветов( желтый, синий, зелёный, красный) , развивать мелкую моторику рук. Материал: куклы четырех цветов( красного, зелёного, синего и жёлтого) , кружки тех же цветов. Участники: дети 2- 3 лет( 4 человека) , воспитатель. Ход игры: Воспитатель показы вает кукол и рассказывает, что куклы перепутали чашки. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и путём выбора кружки из четырёх предложенных цветов выбирает нужн ую кружку под цвет платья куклы. Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому ребёнку- какое платье у твоей куклы? ( красное) - какие ты кружку тебе нужно взять для куклы? ( красн ую) - а у твоей куклы, какое платье? - значит ты какую кружку возьмешь? и т. д И так с каждым ребёнком, на такие вопросы во время игры занятия уходит не более 2 мин. , поэтому педагог постоянно должен вести диалог. 10. Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету» 393382577470 Цель: знакомить детей с четырьмя основными цветами, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета. Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов. Участники: дети 2- 3 лет( 4 человека) , воспитатель Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.