Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Учитель-логопед Чикризова М.С.
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей «Формирование лексико- грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста » Учитель- логопед Чикризова М. С. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Дети старшего дошкольного возраста – это будущие первоклассники. Одной из важных задач детского сада является подготовка детей в школу. Очень важно, с какой речью ребенок будет выпущен из детского сада. Дети, не посещающие логопедические группы – не имеют грубых речевых нарушений, но диагностика речевого развития детей в первом классе показывает, что у таких детей речь не достаточно сформировалась для успешного обучения. Отмечается бедность, замкнутость, скудность словаря детей, недостаточная сформированность связной речи ( дети затрудняются при составлении рассказов по картинке, при составлении описательных рассказов, при пересказе, грамматические ошибки в речи. ) Успешным ли будет обучение будущего школьника? Выпускник детского сада должен овладеть всей системой родной речи языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Рассмотрим развитие лексико- грамматического строя речи и методы работы по развитию лексики и грамматики у старших дошкольников. Лексика – это словарь детей. Словарь бывает пассивным и активным. Пассивный словарь – ребенок называет предмет, но в речи его название не употребляет. Активный словарь – ребенок называет предмет и его название употребляет в повседневной речи. Обследование словаря выпускника детского сада показывает, что пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее характерными лексическими трудностями у детей старшего дошкольного возраста является названия: Частей предметов и объектов, например: - чайник ( носик, крышка, донышко, ручка) - стул ( сидение, спинка, ножки) Глаголов, выражающих уточненность действий, например: - лакает, сосет, лижет, грызет, откусывает, жует…. Все это заменяется одним словом – ест Приставочных глаголов, например: - приплыл, отплыл, переплыл… Антонимов, например: Говорить – молчать, ссориться – мириться…. Обобщающих слов, например: - транспорт, обувь…. В словаре детей преобладают в основном существительные, глаголы. Очень мало прилагательных. Игры и игровые упражнения, способствующие эффективному расширению, уточнению и обогащению словаря детей. Игра «Классификация предметов по картинкам » Сапоги, ботинки, валенки, туфли – это обувь Береза, клен, рябина, осина – лиственные деревья и т. д. Игра «Найди лишний предмет»( важно, чтобы ребенок объяснил свой ответ) Игра «Назови лишнее слово»- «лишнее» слово среди слов- предметов: кукла, песок, юла, машинка- «лишнее» слово среди слов- признаков: грустный, печальный, унылый, зеленый- «лишнее» слово среди слов- действий: думать, ехать, размышлять, соображать Игра «Объясни, чем отличается предмет»- чашка и стакан, кофта и свитер- яблоко и груша, самолет и птица Игра «Разложи картинки по сходству» На доске картинки: овца, дерево, корова, колос. У детей картинки: Свитер, шапка, сыр, молоко, бублик, рогалик, стол, забор, стул. Детям предлагается положить свою картинку к одной из четырех на доске, и объяснить почему он положил именно так. Игра «Послушай слова» Дети слушают слова и говорят, какие из них обозначают: овощи, домашних животных, транспорт и т. д. Например: лук, репа, подорожник, укроп, кролик, коза, щенок, попугай, трамвай, водитель, троллейбус. Игра «Назови части предмета» Игра «Составление описательных рассказов по схеме» Игра «Подбери как можно больше слов- действий или слов- признаков к слову- предмету» Например: Собака ( что делает) – кусает, гавкает, садится, играет, бегает, прыгает, несется, крадется…. Собака ( какая) – красивая, шустрая, злая, лохматая, игривая… Игра «Подбери как можно больше слов- предметов к словам- признакам » Например: продавать ( что? кому? за сколько? когда) Зимнее ( что) – дер ево, утро, путешествие, солнце … Зимний ( что) – спорт, мороз, лес, день, праздник, снегопад, ветер, парк…. Зимняя ( что) – вьюга, прогулка, дорога, сказка, поляна, ночь, поземка, метель Игра «Отгадай предмет по названию его частей» Например: ствол, ветка, сучья, листья, кора, корни ( дерево) Затем педагог называет предмет, а дети называют его части. Игра «Составь, придумай загадку» Например: движется по дороге, плавает по воде, летает по воздуху, возит людей, грузы ( транспорт, машина) . Игра «Назови слово наоборот» Например: говорить – молчать, ссориться – мириться…- «закончи предложение»: сахар сладкий, а горчица – … Суп горячий, а компот …. - «сравни» – по вкусу ( горчицу и мед) по цвету ( снег и сажу) по ширине ( реку и ручей) Игра «Объяснить значение слов- действий» Например: Можно предложить детям показать жестами, мимикой, что обозначает слово- действие. Игра «Объясни значения слов в словосочетании» Острая коса, длинная коса Игры и игровые упражнения, способствующие преодолению грамматических ошибок. Знакомство со схемой предлогов, объяснение их пространственного значения Работа с текстом «Помоги Фиксикам исправить ошибки» Игры на образование и употребление падежных конструкций. Игры на согласование местоимения и существительного и др. Как исправлять грамматические ошибки, чтобы не снизить речевую активность дошкольников? Важно, чтобы все ошибки детей исправлялись педагогом корректно, чтобы не спровоцировать замкнутость, отрицательное отношение ребенка к педагогу и к обучению в целом. Такая работа требует от педагога терпения, такта, собранности, и постоянной изобретательности.