a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад преподавателя МБУДО "Кочкуровской школы искусств" Петиной Кристины Александровны Тема:"Работа над звуком с начинающими пианистами"

Опубликовано: 2016-12-18 14:34:38

Документы для скачивания

Зональный методический семинар преподавателей ДМШ и ДШИ Республики Мордовия МБУДО" Кочкуровская школа искусств" Кокуровский район, с. Кочкурово Доклад п реподавателя МБУДО" Кочкуровской школы искусств" Петиной Кристины Александровны Тема: " Работа над звуком с начинающими пианистами" 18 февраля 2016г. Период начального этапа обучения игры на фортепиано, будь- то ребенок 5, 6 или 7 лет, период закладывания своего рода фундамента, от качества которого зависит процесс дальнейшего развития уч еника. В этот период начинает формироваться отношение ученика к музыке и музыкальным произведениям. Приложив максимум усилия, педагог должен научить ученика любить музыку, искусство. Только тогда педагог может решить и осуществить еще одну из главных задач- привить основные пианистические навыки, методы работы, необходимые ученику в последующих занятиях. Научить слышать богатство оттенков тембра, подробности музыкальной ткани в произведениях композиторов разных стилей и направлений. Ч асто у преподавателей возникает вопрос: " В какой период обучения надо работать над звуком, слышанием тембров, фразировке и т. д. ? Что характерно, это вопрос можно услышать, когда ученик уже во 2, 3 или старших классах. Получается, что преподаватель опоздал ровно на тот" пропущенный" период, т. е на 2, 3 и более лет. Вот тогда от преподавателя потребуется максимальная творческая отдача и богатая педагогическая фантазия, которая соответствовать бы индивидуальности. Педагог должен с самого начала внимательно следить за тем, чтобы ученик сидел ненапряженно, свободно, чтобы он не сутулился, не горбился, не поднимал плечи, не втягивал шею и не кивал безостановочно головой. Необходимо также помнить о том, ч то всякая зажатость руки, " склеенность" локтя с туловищем затрудняет свободу движений, естественное взятие звука и приводит к неприятно сухому, жесткому, бескрасочному звучанию. На первом уроке ваш ученик сразу же захочет играть на фортепиано. Необходимо учесть его интересы и предоставить такую возможность. Исключая раздел" знакомство с нотной грамотой" мы сразу переходим к игре- впервые извлекая звуки. " Исполнение" по началу будет хаотичным, совершенно неосмысленным. Постепенно приводя в некоторый порядок детское сознание, т. е. организовывая мышление путем пропевания, знакомых по детскому саду песенок, мелодий, расслышива ние проритмированных звуков и закрепляя в сознание знакомыми в педагогической практике приемами- хлопки, притопывание и т. д. Альбом начинающего пианиста" Я музыкантом стать хочу" составлен педагогами детской музыкальной школы и предназначен для детей 5- 6 лет. В сборнике много обработок народных детских песен, музыкальных игр, развивающих творческую инициативу ученика. Значительная часть пьес- в ансамблевом переложении. Наряду с новым музыкальным материалом ученик встретится и со знакомыми ему мелодиями, песнями, с любимыми героями сказок, радиопостановок. Начальные пьесы сборника сопровождаются текстом, помогающим ребенку в восприятии музыкального языка. Вот так незаметно мы переходим в мир музыки. Итак мы знакомимся с первой ноткой" до" . По всей клавиатуре находим клавишу" до" и начинаем играть произведение" Кошкин дом" . Ведь слова этой песни знакомы. Ребенку остается правильно, по слогам эту песенку играть. Слова народные" Кошкин дом" Отчетливая подтекстовка помогает ученику расслышать и определить слоги. каждый слог должен соответствовать нажатию клавиши. Вот только сейчас ребенок услышал первый звук, самостоятельно воспроизведенный, который открыл новую страничку в жизни ребенка. Эту песенку играем каждой рукой отдельно в разных регистрах и обязательно со славами. На остинатном звуке простейшую песенку можно играть громко и тихо. И так из урока в урок, т. е. эти песенки можно играть на& lt; , на& gt; и т. д. В процессе работы мы включаем предмет" рисование" : линейки, кружочки( ноты) все это крупным планом разноцветными фломастерами, чтобы было удобно сравнивать ту или иную, нарисованную ребенком, и находить в сборнике- нотном тексте, в последующих уроках и на клавиатуре. Музыка Т. Покатенко" По грибы" Знакомство с маршем. Можно легко прошагать и спеть эту песенку в бодром веселом, мажорном характере. Отчетливый ритм, соответствующий звук, интонация. Новая проблема- разные пальчики, а значит есть различия в звуке. Произведение играем не только в первой октаве, и во второй, чтобы ребенок яснее слышал свою мелодию. Слова Найденого" Труба" Знакомимся с инструментом. Тембровая окраска захватывает интерес ребенка, охотно имитируя сигнал трубы. Ярко, уверенным звуком формируем фразы со всеми сильными и слабыми долями( ударные и безударные слоги) . Музыка В. Кикты" Маленькая скрипочка" Играем в высоком регистре, имитируя скрипку. Закрепляем знание построения мотива, фразы. Ученик самостоятельно справляется и правильно определяет в слышании слабых и сильных долей. Музыка Ю. Слонова" Матрешки" - шуточная песенка Знакомство со звуковедением на legato. Учимся распределять вес руки, передавая с одного на другой, не нарушая плавности звуковедения, при этом обращая внимание на амплитуду поднятия каждого пальчика над нужной клавишей, согласно мелодии. Музыка В. Шаинского" Веселый урок радионяни" Разнообразный репертуар невольно знакомит маленького исполнителя не только с содержанием, характером, штрихами, звуковедением, но очень важно, чтобы ученик, слушая исполненную преподавателем пьесу, услышал тональность. Ведь у нас встречались. Эти знаки альтерации мы рисовали, находили на клавиатуре и в нотном тексте. И этого не достаточно. Обязательно, разбирая или работая на той или иной пьесой, преподаватель должен определить нужную тональность, взятием трезвучая. Ребенок подсознательно определит- в мажоре или в миноре написано произведение. Данная песенка в мажоре, форма куплетная, а значит разговор пойдет об интонации( какая в первом и какая во втором) , логическом мышлении, фразировке, т. е. свойстве целого. Заканчивая краткий обзор звуковых задач, мы видим, что приемы звукоизвлечения, соотношение звучности в элементах фактуры, живое дыхание и движение музыкальной ткани- все это помогает избежать в исполнении статичность, метричность, тяжеловесность, помо гает естественной музыкальной пластике, появлению" живого" звука. Считаю самым главном в музыкальных занятиях с ребенком- помочь овладеть особенным художественным музыкальным языком.

Оставить комментарий: