Конспект НОД в старшей группе "Что такое время?"
Документы для скачивания
Конспект НОД в старшей группе детского сада. Подготовила воспитатель Буланова Т. Д. ТЕМА: Что такое время? Цель: - дать представление о времени; познакомить с понятиями «минута», «час»; закрепление знаний о сутках; закрепить знания детей о днях недели; закрепить представление детей о каждом времени года по его признакам. Материалы и оборудование: Игрушка – гном; приборы для измерения времени; четыре картинки( утро, день, вечер, ночь) ; изображение дома Недели; изображение всех братьев гномов; цветные полоски из картона; картинки с изображением времён года. Предварительная работа: заучивание стихотворений о днях недели. Содержание НОД: - Ребята, сегодня к нам на занятие должен прийти гномик Тик – Так. Но почему- то он опаздывает. ( Воспитатель смотрит на часы, раздаётся стук в дверь, приходит гномик) . - Здравствуйте, ребята! ( Дети здороваются) . Воспитатель: - Гномик, ты почему опаздываешь? Мы начинаем заниматься строго по времени, ровно в 9. 00 часов утра. И в школе дети садятся за уроки в определён- ное время. У нас есть расписание занятий, а в шко ле- расписание уроков. Все ра бочие идут на работу, в определённое время, магазины открываются в определённое время, транспорт начинает движение в определённое время по расписанию. - Ребята, отгадайте загадки, а гномик Тик- Т ак проверит правильно вы отгадали. Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. ( Время) Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. ( Часы) - Время мы определяем по часам. Давайте с вами ребята посмотрим, какие часы принёс нам гномик Тик- Т ак. ( Дети рассматривают часы. ) - Ребята, вы знаете, что это за часы? Часы бывают разные. Раньше пользовались люди водяными, солнечными, песочными часами, но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц. Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. - А как измеряется время? Время измеряется секундами, минутами, часами. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. - Ребята, когда вы приходите в детский сад? ( Утром) . А уходите? ( Вечером) - Ребята, давайте посмотрим, какие картинки принёс гномик Тик- Т ак( дети рассмат- ривают картинки) . Что изображено на картинках? ( Утро, день, вечер, ночь) . Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, ребята, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом? ( Ответы детей) Уточнить порядок следования частей суток, расставить картинки по порядку. У гнома Тик- Так есть семеро братьев, которые живут все вместе в красивом доме- Неделе. Гномы очень трудолюбивы, у каждого из них есть свои обязанности, своя работа. Они сменяют друг друга по очереди и никогда её не путают. Вот стоит красивый дом, И живёт неделя в нем. Дней в недели ровно( сколько ребята? ) семь- Знать об этом надо всем! Братья гномы здесь живут Дружно песенки поют. И рассказывая сказки. Каждый день меняет краски. Вот неделя началась, За работу принялась… В понедельник первый гном. ( Появляется гном понедельник, и воспита- В красный цвет покрасил дом, тель вставляет его изображение в Ели гномы помидор прорезь окошечка на наглядной модели И болтали разный вздор. д ома, и предлагает ответить на вопросы. ) Как называется этот красивый, необычный дом? Какой гном приходит первым? В какой цвет красит дом гном Понедельник, и что делают в этот день все гномы? А во вторник стало вдруг Всё оранжевым вокруг. Ели гномы на обед Семь оранжевых конфет. Какой гном приходит вторым? Рядом с каким гномом он поселился? В какой цвет покрасил дом гном Вторник? Жёлтым всё покрасил в среду И успел он лишь к обеду, Самый средний крошка – гном, Жёлтый, как цыплёнок, он Приготовил к ужину Он лимонов дюжину. Какой по счёту средний братик гном? Кто его сосед? ( Гном Вторник. ) А кто соседи Вторника? ( Слева – Понедельник, справа – Среда. ) Что приготовил на ужин гном Среда? В какой цвет он покрасил дом? Гном Четверг – зелёный весь, Он принёс такую весть: Луг зелёный, лес и сад, Будем есть в обед салат! Как вы думаете, почему этого гнома зовут Четверг? А в какой цвет он всё покрасил? В пятницу стал дом другим – Словно небо голубым. Гном поил друзей водою Голубою – голубою! Вы уже догадались, почему у этого гнома такое имя? ( Он в неделе пятый по счёту – поэтому его и назвали Пятница. ) Кто сосед гнома Пятницы в доме Недели? А шестой был гном – Суббота. Синий цвет- его работа. Синим стало всё вокруг – И дома, и лес, и луг! Как зовут шестого брата гнома? В какой цвет он покрасил дом и всё вокруг? Кто его сосед? В воскресенье гномы Отдыхали дома; Фиолетовая краска Им рассказывала сказки. Вот неделя пролетела, свою песенку пропела! Сколько времени прошло с субботы до воскресенья? . Какая краска в воскресенье гномикам рассказывала сказки? После воскресенья, какой день недели снова наступит? Одна неделя «пролетела свою песенку пропела», но начинается следующая неделя и снова будут трудится по очереди братья гномы. Давайте, ребята, с вами назовём по порядку дни недели: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. А теперь мы с вами поиграем в игру «Весёлая неделька». Ребята, гномик Тик- Так ещё вам загадает загадку. Друг за другом ходят, Друг друга не обходят. ( Месяцы) - Правильно, это месяцы, А сколько всего месяцев в году? ( 12) Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году сколько времён различают? ( 4) . Назовите, какие времена года вы знаете? ( Зима, весна, лето, осень. ) Дети рассматривают картинки «Времена года», которые принёс нам гномик Тик- Так. - Ребята, давайте поиграем с вами в игру: «Когда это бывает? » Снег на полях, ( Дети, отгадавшие время Лёд на водах, года, рассказывают по Вьюга гуляет. к артинке и называют зим- Когда это бывает? ( Зимой) ние месяцы. ) Тает снежок. Ожил лужок. ( Рассказ по картинке о весне, назвать День прибывает. в есенние месяцы. ) Когда это бывает? ( Весной) Ребята давайте поиграем с вами, игра называется «Веснянка». А уж ясно солнышко( Дети идут по кругу, взявшись за Припекло, припекло. р уки медленно поднимают руки вверх. ) И повсюду золото( Идут по кругу, взявшись за руки, Разлило, разлило. м едленно опускают руки вниз. ) Ручейки по улице( Бегут по кругу в противоположную Всё журчат, журчат. с торону на носочках, держа руки на поясе. ) Журавли курлыкают( Идут по кругу в противоположную сторону И летят, летят. с высоким подниманием колена, руками изображая взмахи крыльев. ) - Ребята, продолжим дальше игру «Когда это бывает? » Солнце печёт, Липа цветёт. Рожь колосится, ( Рассказ по картинке о лете, Золотится пшеница. Назвать летние месяцы. ) Кто скажет, кто знает Когда это бывает? ( Летом) Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает, лист опадает. ( Рассказ по картинке об осени, Когда это бывает? ( Осенью) назвать осенние месяцы. ) Дидактическая игра: «Времена года». А сейчас какое время года? ( Весна) А какой сейчас месяц? ( Март) Стихотворение «Март»: Все с зимой простились дети. В марте солнце ярче светит, И везде, где снег заметит, - Растопить его спешит. Снега нет – вода бежит, И звенят поют ручьи, И летят скворцы, грачи, Журавли и утки стаей – Все весной к нам прилетают. А в лесу, несмелый, нежный, Пробивается подснежник. «Радуга недели»- Дети, сегодня мы будем рисовать радугу. Вы уже знаете, что такое радуга. Она появляется на небе летом, когда сразу после дождя выглянет солнце и капельки воды в воздухе заблестят разноцветными красками. Но сегодня мы будем рисовать не обычную радугу, а радугу Недели. Мы будем использовать по порядку все те цвета, какими раскрашивали свой дом братья Гномы.