Консультация для родителей «Чтобы сказка была интересней», подготовила Тарасова О.В., воспитатель
Документы для скачивания
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Шорохова В. Совершенно справедливо утверждает следующее:
- существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело Иванушке – дурачку и т.д.;
- сказки подаются детям не достаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;
- сказка далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
- с развитием телевидения читать детям стали значительно меньше; Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее.
Поскольку сказки не в полной мере используются в семье, для развития детей учеными – педагогами разработана универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
Название сказки.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки.
Родители могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезным для своего ребенка. Это нетрадиционный метод работы со сказкой.
Раздел «нравственный урок», это то, в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладываются в его душе, в его сознании. Нетрадиционный подход дает ребенку возможность уяснить, что в сказке хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано.
Раздел «Воспитание добрых чувств». Дети любят сказочных героев, они им становятся родными, близкими, могут и должны стать примером для подражания. Важно только тактично направлять мысли и чувства малышей в нужное русло. Добрый человек не может не любить, не проявлять щедрость души, не уважать людей, не проявлять чувства сострадания, сочувствия. Он не может быть завистливым и грубым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. Необходимо детей учить:
- сравнивать, сопоставлять поступки героев;
- ставить ребенка на место положительного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражнять детей в умении сопереживать действиям и поступкам героев. «Кого тебе жалко в этой сказке». «Как бы ты поступил на месте…?».
Речевая зарядка способствует воспитанию правильной , красивой, связной речи. Можно вместе с детьми придумать несколько однокоренных слов (лес – лесовичок – лесок); срифмовать два слова (кузнец – удалец); составить длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку»: колобок – колобок катится – колобок катится по дорожке и т.д. Можно предложить детям придумать новое название сказки, например сказка «Рукавичка», новое название «Дружный домик», «Новый домик для зверей».
Важным является воспитание чуткости к слову:
- найти ласковые, красивые, сказочные слова;
- сочинить длинное или смешное слово (длиннохвостая, пушистохвостая).
Ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Для развития мышления и воображения полезно задавать вопросы поискового характера. Например: Что бы было, если бы медведь заглянул в короб, где сидела Машенька с пирогами?»
Сказки связаны с математикой. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности: «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Три медведя», «Три поросенка». Используются игры «Чем похожи и чем отличаются?», «Спрячь героев в фигурки».
Сказки связаны с экологией. Дети должны понимать, что все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет шубы, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему добывать корм. Это понимание взаимозависимости желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их беде. Более осознанному пониманию детьми природы помогает игра «А если бы…» (если бы не наступила весна, если бы пропал ветер, если бы не взошло солнце). Природа, как и все вокруг нас противоречива. Поэтому нередко приходится использовать игру «Хорошо – плохо», «Вред – польза». Например: болото – плохо: много комаров, но ведь болото – это хорошо, в нем живут лягушки.
Так с помощью игр в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всем ее многообразии.
Сказка развивает руки. Детям предлагается что либо сделать, вырезать, склеить, изобразить сказку схематично. Уважаемые родители, используйте нетрадиционные методы работы со сказками, это поможет воспитать ребенка всесторонне развитым, с правильной связной речью.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий