a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Образование и наука в первой половине XIX века

Автор: Закревская Анжела Александровна Опубликовано: 2016-12-19 19:25:56

Документы для скачивания

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ТЕМА: Российская культура первой половины XIX в. Образование и наука. ( сл1) КЛАСС: 8 ДАТА: 16. 12. 2016 г. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: М униципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская средняя школа», Б елогорского района Республики К рым ЦЕЛИ УРОКА: ( сл2) 1) образ овательная познакомиться с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX в; способствовать созданию представления о российской науке первой половине XIX в. ; 2) развивающая пополнять и развивать понятийный аппарат школьников по курсу Отечественной Истории XIX в. 3) воспит ательная воспитывать любовь и уважение к российским ученым. ТИП УРОКА: урок изучения нового материала. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Учебник « История России XIX век. / Данилов А. А. , Косулин Л. Г. . П ортреты деятелей( Приложение 1) , карточки Мультимедийный проектор, слайды презентации ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Компьютерная Традиционная Проблемная ФОРМЫ РАБОТЫ: проверка знаний – вопросы, рассказ учителя, самостоятель ная работа с учебным материалом. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Взаимное приветствие II. Актуализация знаний по теме: «Крымская война 1853- 1856» Определите правильность суждений: 1. Под восточным вопросом понимаются споры между ведущими государствами Европы за влияние над территорией Османской империи( Да) 2. В Крымской войне против России выступали Османская империя, Англия, Франция и Италия( Нет) 3. Главной причиной войны стала передача Турцией христианских святынь католической церкви( Нет) 4. Крупнейшее морское сражение Крымской войны произошло в бухте Синоп( Да) 5. Англия и Франция вступили в Крымскую войну, так как опасались усиления влияния России на Балканах( Да) 6. Крымская война продолжалась с 1853 по 1856 гг. ( Да) 7. В Синопском сражении черноморским флотом командовал адмирал П. С. Нахимов( Да) 8. Оборону Севастополя возглавил В. А. Корнилов( Да) 9. Одним из лучших врачей Севастополя стал Э. Тотлебен( Нет) 10. Мирный договор 1856 г. Был подписан в Берлине( Нет) 11. По мирному договору Россия теряла Севастополь и право иметь военный флот в Черном море( Нет) 12. После Крымской войны Россия оказалась в международной изоляции( Да) III. Изучение нового материала Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с интересной темой из курса Истории России, которая называется: Наука и образование первой п оловины XIX века и к концу урока, после проделанной работы, ответим на проблемный вопрос: Почему в начале XIX века происходит резкий подъем в образовании и науке в России? ( слайд 2) ( Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине XIX в стали: Увеличение числа высших и средних учебных заведений Рост численности научных работников Усиление практической направленности научных исследований Укрепление связей науки с промышленным производством) План( сл 5) Образование Система образования в первой половине XIX века Сословность в общеобразовательной школе Наука Биология Медицина Геология Астрономия Математика Физика Химия Наука и производство 1. Система образования сл 6 В начале 19 в. в России сложилась система высшего, среднего и начального образования. В Губернских городах были гимназии, в уездных городах и сельской местности создавались уездные училища. В приходские училища принимались дети «всякого сословия, без различия пола и лет». Дети крепостных могли учиться только в приходских школах. Было очень мало учителей, например в уездном училище работали как правило 2 учителя, преподававшие по 7- 8 предметов, в гимназии – 8 учителей. При Николае I было четко определено, что нужно преподавать во всех типах школ. Так в рескрипте 1827 г. Сказано, что «Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущем учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться» Сословность образования сл 7, 8 Биология. К началу XIX века огромный фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьезном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменности растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран. Наиболе е известные учёные- биологи: Иван Алексеевич Двигубский; Иустин Евдокимович Дядьковский; Карл Максимович Бэр, Эдуард Александрович Эверсман. ( сл 9, 10, 11) Медицина. Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Ме дико- хирургической академии Николай Иванович Пирогов( 1810- 1881) , явившийся основоположником военно- полевой хирургии. Ввел в практику использования наркоза и применение гипсовых повязок дл я лечения переломов конечностей. Мировую известность Николаю Ивановичу приносит анатомический атлас, изданный в 3х томах. ( Сл 12) Геология Острый характер приобрела в эти годы борьба между сторонниками двух теоретических направлений – « нептунистами », считавшими, что все геологические процессы обусловлены действиями воды и « плутонистами », полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли. Большинство геологов стояло на позициях плутонизма. Главным итогом развития геологии в первой половине XIX века стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась. Николай Иванович Кокшаров в 1840году Составил первую" геолого- стратиграфическую карту" , охватившую значительные территории Европейской России. Сл 13, 14 Астрономия. Астрономия в первой половине XIX в. развивалась медленнее остальных наук, что было связано с накоплением знаний о Вселенной. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Николаевской Пулковской обсерватории, во главе которой стоял Василий Яковлевич Струве. сл 15 Математика. Математика в первой половине XIX века переживала в стране настоящий подъём. Признанным лидером российских математиков в это время был основатель математической физики Михаил Васильевич Остроградский. Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. профессором казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским новой, неевклидовой геометрии. Окончательное признание открытие Лобачевского получило позже. Это произошло следующим образом. Николай Иванович выдвигал теорию, что в космическом пространстве земные законы не действуют, и в космосе прямые могут пересекаться. Не найдя понимания на Родине, Лобачевский попытался найти единомышленников за рубежом. ( Карл Фридрих Гаусс- «король математиков» той поры) , также тайком развивал неевклидову геометрию, однако так и не решился опубликовать что- либо на эту тему, полагая, что научная общественность ещё не готова воспринять столь радикальные идеи. Сл 16, 17 Физика. В начале XIX в. в России был изобретён первый источник электрического тока. Это открытие повлекло за собой многочисленные открытия в физике. Наибол ее известными физиками были Василий Владимирович Петров, Эмилий Христианович Ленц, Борис Семенович Якоби, П. Л. Шиллинг. ( 18, 19, 20, 21) Химия. сл. 22 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ( стр. 105, параграф 15 пункт «химия») На слайде представлены ключевые слова из пункта параграфа, который вы сейчас прочтете. ЗАДАНИЕ: соотнести дату, д еятеля и разработку( открытие) . ( 1840 год – Герман Иванович Гесс открыл основной закон термохимии. Кристиан Иоганн Гротгус, работавший в Литве, открыл основной закон фотохимии Константин Сигизмундович Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. ) сл. 23, 24, 25 В первой половине XIX в. гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. Значительными были достижения исторической науки. Самыми знаменитыми историками были Николай Михайлович Карамзин( сл. 26) и С ергей Михайлович Соловьёв. ( сл. 27) Одной из основных особенностей первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И КАРТОЧКАМИ, СТР 106 Задание: заполнить пропуски, сл 28, ответы – сл. 29 деятели- сл 30, 31, 32 Область науки Представители науки Вклад в науку, открытия Наука и производство П. П. Аносов Разработал технологию получения булатной стали Е. и М. Черепановы Первая паровая железная дорога( 30е гг. 19 в. ) Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров Создали устойчивые химические красители для текстильной промышленности IV. Закрепление изученного материала, подведение итогов( сл33) Пара обучающихся, получивших в начале урока раздаточный материал, подводит итоги и устанавливает связь с изученной темой. Ответ на проблемный вопрос: Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине XIX в стали: Увеличение числа высших и средних учебных заведений Рост численности научных работников Усиление практической направленности научных исследований Укрепление связей нау ки с промышленным производством. Именно поэтому в начале XIX века происходит резкий подъем в образовании и науке в России Но, к сожалению, уровень грамотности среди населения составлял лишь 5- 6% был значительный разрыв между уровнем высших и низших слоев населения научные открытия слабо внедрялись в практику. И только поражение в Крымской войне заставило провести реформы, среди которых важное место занимала реформа образования! V. Домашнее задание: Параграф 15, знать записи в тетради( 34 слайд) VI. Рефлексия( если остается время) Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: