Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», подготовила Тарасова О.В.,
Документы для скачивания
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времён», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах приобщению дошкольников в национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог
М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям». Моя работа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и селу (городу);
формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
расширение представлений о родной земле, её столице, городах;
знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
ознакомление с историческим прошлым России;
развитие элементарных знаний о правах человека;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
Воспитание чувств ребёнка, в т.ч. и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
К средствам патриотического воспитания относятся:
устное народное творчество;
декоративно – прикладное искусство;
музыка;
художественная литература;
игра;
самостоятельная детская деятельность.
Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:
комплексный подход;
знание педагогом истории и культуры своего народа;
правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
тематическое построение материала;
совместная работа детского сада и семьи;
Целью моей работы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение необходимых кадровых, научно – методических, материально – технических условий для реализации цели: наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, приобретение костюмов для выступлений, создание развивающей среды в группах и т.д.;
формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
воспитание Гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства всё чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребёнка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребёнка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребёнок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребёнком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребёнка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий