Рабочая программа детского объединения по ПДД «Азбука дорожного движения»
Документы для скачивания
- 1122869- 695376 Содержание I. Целевой раздел Программы 1. 1. Пояснительная записка …………. . …………………………………………. . 3 1. 2. Цели и задачи реализации Программы. ……………………………………. 4 1. 3. П ринципы построения Программы …………………… …………………. . . . 5 1. 4. Нормативный срок освоения рабочей программы …………………. ……. . . 6 1. 5. Планируемые результаты освоения Программы… ……………………. . …. 6 II. Содержательный раздел Программы. 2. 1. Этапы реализации программы ………………………………………………6 2. 2. Методы реализации программы ……………………………………………. 7 2. 3. Направления работы по реализации программы ………………………. 7 2. 4. Органи зация образовательного процесса ……………………………. . 8 2. 4. 1. Содержание образовательной деятельности. . ……………………………8 2. 4. 2. Перечень знаний, которыми должны о владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах ……………… ……………………………………………………………. . 9 2. 4. 3. Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения …………………………………………………………………. 9 2. 4. 4. Ожидаемые результаты кружковой деятельности………………… …. . 10 2. 5. Тематический план работы кружка в старшей группе( дети 5- 6 лет) …. 12 2. 6. Тематический план работы кружка в подготовительной к школе группе( дети 6 – 7 лет) …………………………………………………………………. 17 2. 7. Методическое обеспечение ………………………………………………23 Литература………………………………………………………………………. 24 I. Целевой раздел Программы 1. 1. Пояснительная записка Программа кружка « Азбука дорожного движения » для старшего дошкольного возраста разработана в рамках: - Постановление Администрации Смоленской области от 20. 11. 2013 N 932" Об утверждении областной государственной программы" Развитие дорожно- транспортного комплекса Смоленской области" на 2014- 2020 годы- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « О безопасности дорожного движения »( с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г. М осква) ( редакция, действующая с 5 ноября 2013 года) - Федеральная целевая программа" Повышение безопасности дорожного движения в 2013- 2020 го дах»( распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864) Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста( 5- 7 лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы. Программа кружка для детей 5- 7 лет разработана на примере программы Даниловой Т. И. «Светофор». Актуальность Программа кружковой деятельности «Азбука дорожного движения», разработана в силу особой актуальности проблемы- обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах. По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно- транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно- транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах. Наиболее распространённые причины дорожно- транспортных происшествий: - в ыход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом( мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию сл ева и справа во время движения) ; - в ыход на проезжую часть из- за автобуса, троллейбуса или другого препятствия( наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из- за кустарника или сугробов) ; - и гра на проезжей части( наши дети привыкли, что вся свобод ная территория – место для игр) ; - х одьба по проезжей части( даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями) . Программа кружковой деятельности «Азбука дорожного движения» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа « Азбука дорожного движения » – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. Необходимо доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. 1. 2. Цели и задачи реализации Программы Цель программы: Формирование навыков правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах, во дворе и транспорте; соблюд ение и осознанно е выполнение правил дорожного движения. Вооружить дошкольников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города Задачи: 1. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. 2. В оспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; 3. Р азвивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортной ситуации; 4. Р азвивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; 5. Формировать представления о П равилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 6. Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; 7. Закрепить знания цветов светофора и их назначения. 8. Познакомить детей с дорожными знаками: сигнал за прещён, п ункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход и др. ; 9. Познакомить с запрещающими и предписывающими знаками. 10. Систематизировать знания детей об устро йстве улицы, дорожного движения; 11. Учить детей применять полученную информа цию в практической деятельности; 12. Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге; 13. Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми; 14. Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и в конце учебного года. Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидет ь опасные ситуации в дорожно- транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения. Направленность программы социально- педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. 1. 3. Принципы построения Программы Организация всей работы по воспитанию и формированию навыков безопасного поведения на дороге у ребёнка строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве. 1) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. 2) Принцип последовательности и системности – Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий( 1раз в неделю) . Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе. Р абота проводится систематически в течение учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала 3) Принцип деятельности- включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. 4) Принцип интеграции- интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе. 5) Принцип дифференцированного подхода- решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге. 6) Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи- ничто не убеждает лучше примера родителей. 8) Принцип учета условий го родской и сельской местности 1. 4. Нор мативный срок освоения рабочей П рограммы кружка Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и п одготовительной к школе группы. Первый год обучения с детьми 5- 6 лет. Второй го д обучения с детьми 6- 7 лет. 1. 5. Планируемые результаты освоения Программы Дети получат систематизированное представление об опасностях на дороге и о пр огнозировании опасных ситуаций; научатся оцени ва ть влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. II. Содержательный раздел Программы. 2. 1. Этапы реализации программы 1. Подготовительный. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки. Анализ исходного состояния предметно- развивающей среды в группе. 2. Практический. Организация развивающего образовательного пространства в группе, создание условий и оформление необходимого материала. Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников. 3. Аналитический Мониторинг детей. Спецопрос родителей. Выводы и предложения. 2. 2. Методы реализации программы Методы, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми: в обучении: - практический( различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД) ; - наглядный( изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств) ; - словесный( как ведущий- инструктаж, беседы, разъяснения) ; - видеометод – использование ИКТ( просмотр, обучение) . в воспитании: - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений( рассказ, этическая беседа, пример) ; - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения( воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки) ; - методы стимулирования поведения и деятельности( соревнования, поощрения) . 2. 3. Направления работы по реализации программы 1. Создание развивающей среды по ПДД: оформление уголка по ПДД; подбор литературы, фотографий по ПДД; изготовление атрибутов к сюжетно- ролевым играм оформление макетов разные виды транспорта Дидактические игры Настольно- печатные игры Плакаты, иллюстрации, картинки Дорожные знаки Видеофильмы 2. Формы организации совместной деятельности с воспитанниками: Экскурсии Наблюдения. В стречи, беседы с инспектором ГИБДД. Продуктивные виды деятельности. Игровая деятельность. Знакомство с художественной литературой. Развлечения, досуги. Занятия в кружке по ПДД. Беседы- диалоги Целевые прогулки( по территории детского сада, к остановке, к перекрестку) . Изготовление и ремонт атрибутов и пособий. Игровые тренинги. Просмотр видеофильмов. 3. Диагностика Выявление уровеня представлений воспитанников о правилах дорожного движения. 4. Взаимодействие с родителями: Анкетирование Памятки и листовки по соблюдению ПДД Папки- передвижки Консультации Родительские собрания Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД 2. 4. Организация образовательного процесса: Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно- эпидемиол огическими правилами и нормами» Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств( велосипед, санки, ролики и др. ) 2. 4. 1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШАЯ ГРУППА Подведение к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Правила для пешеходов. Правила для пассажиров. Работа светофора. Движение транспорта. Игры на ориентирование. Целевые прогулки. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Формирование свободного ориентирования в пределах близлежащего микрорайона к детскому саду. Соблюдение правил дорожного движения. Правила движения транспорта. Работа водителя. Правила для пешеходов. Работа светофора. Работа регулировщика. Знакомство с понятиями: « перекрёсток», «площадь». Значение дорожных знаков. Игры на закрепление правил дорожного движения. Целевые прогулки. 2. 4. 2. Перечень знаний, которыми должны о владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах: 1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир. 2. Виды транспорта( грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд) . 3. Пешеходный переход( наземный, подземный, надземный) . 4. Правила перехода дороги( посмотреть налево, направо и т. д. ) 5. Опасные места на улицах и дорогах. 6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, 7. Дорожные знаки, светофор( транспортный, пешеходный) . 8. Виды и назначение транспорта. 9. Опасные и безопасные действия. 10. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате. 2. 4. 3. Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения: Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров. Водитель - человек, управляющий транспортным средством. Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях. Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы. Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями. Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении. Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником. Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве. Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу. Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу. Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине. Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним движением( машины движутся, только в одну строну) и двусторонним( машины движутся в разных направлениях) , границы которых обозначены разделительными полосами. Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза. Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу. Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами. Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами( «зебра», подземный, надземный) , домами и учреждениями, школами, детскими садами и др. Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта. 2. 4. 4 Ожидаемые результаты кружковой деятельности: 1. Совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а также ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. 2. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. 3. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно- транспортной среде. 4. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 5. Знают все сигналы светофора и расска зывают об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»; знают дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»; имеют представление об основных правилах дорожного движения, где можно переходить проезжую часть; узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать их: водный, воздушный, наземный, умеют объяснить их назначение; называют правила поведения в транспорте, на проезжей части, на улице. умеют решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе; узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать: пассажирский, строительный, военный; имеют представление о работе регулировщика и его функциях; умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно- указательные. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. 2. 5. Перспективный план работы кружка в старшей группе( 5- 6 лет) Сентябрь II- III Диагностика Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. Октябрь Тема: «Готовы ли мы стать пешеходами? » Неделя Тема Цель Методы и приемы I Основные определения( ГИБДД, автомобиль, пешеход, водитель, дорога, улица, светофор) Дать детям понятие об основных определениях, необходимых при изучении ПДД. I I Экскурсия по улице посёлка Познакомить детей с особенностями улиц своего посёлка. Познакомить детей с видами дорог, с её разметкой и обратить внимание детей на знаки дорожного движения 1. Беседа «Улица города». 2. Чтение стихотв орения С. Михалкова «Моя улица» 3. Наблюдение за движением транспорта. II I « Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром » Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. С формировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные- безопасные и неправильные – опасные. Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов. Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях. 1. Рассматрива ние сюжетных картинок. 2. Чтение Завойс кая К. «Ехал странный пассажир» 3. Дидактическая игра «Запомни правило». 4. С/ р игра «Автомобили и пешеходы» IV «По дороге в детский сад» Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети», «Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно переходить улицу. Учить воспитанников св ободно ориентироваться на плане. 1. Беседа «Дом, в котором я живу». 2. Словесная игра «Доскажи словечко». 3. Дидактическая игра « Мой адрес», «По дороге» 4. Пробл. ситуация «Что делать, если ты потерялся». Ноябрь Тема: «Транспорт» I «Транспорт прошлого, настоящего, будущего» Через информативно- поисковую деятельность познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. 1. Беседа «Машины прошлого, настоящего, будущего». 2. Рассматрива ние иллюстраций. 3. Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт». 4. Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего». II Транспорт помогает людям Закрепить понятия наземный транспорт, воздушный, водн ый. Расширять знания о машинах специального назначения( скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, по дъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие) ; З акрепить знания о видах общественного транспорта; 1. Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает». 2. Дидактическая игра «Что? Где? Когда». 3. Дидактическая игра «Гараж», «Назови правильно». 4. Вечер загадок о транспорте. 5. Разрезные картинки «транспорт » III Профессии, связанные с транспортом Расширять представления воспитанников о профессиях, связанных с транспортом. Закрепить виды транспорта. Познакомить детей с нужными и смелыми профессиями. 1. Презентация: «Все работы хороши, выбирай на вкус». 2. Словесная игра: «Кто, чем управляет». 3. Беседа «Кем ты будешь ». 5. с/ р игра «Автомастерская» IV Виды транспорта Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности. Зна ть виды транспорта и его отличительные особенности, названия профессий, связанных с транспортом. 1. Презентация «Виды транспорта». 2. С/ р игра «Автомобили и пешеходы» 3. Наблюдение за транспортом. 4. п/ и «Цветные автомобили» 5. Аппликация «Машины на нашей улице»( коллективная) Вечер досуга «Знатоки транспорта» Декабрь Тема: «Светофор и его помощники, дорожные знаки » I «Дорожные знаки». Д ать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения. 1. Беседа «Виды дорожных знаков» 2. Рисование дорожных знаков 3. Чтение «Бездельник светофор» С. Михалкова; Чтение В. Кожевникова «Песенка о правилах» 4. Д/ и «Дорожные знаки»( разрезные) I I « Дорожные знаки- помогающие людям » Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими, предупреждающими дорожными знаками. 1. Беседа «Виды дорожных знаков ». 2. Беседа «Запрещающие дорожные знаки», «Знаки предупреждающие». 3. Дидактические игры «Разрезные знаки»; «Назови знак». 4. Режиссёрская и гра «Расставь знак и и объясни». 5. Продуктивная деятельность «Раскрась и расскажи». II I «Как устроен светофор» Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы. Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры. Н аучить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление. 1. Беседа. « Что такое светофор? Какие бывают светофоры» 2. Показ иллюстраций светофоров для машин и для пешеходов 3. Дидактическая игра «Покажи правильно», «Светофор» 4. Игра мал. п одв. «Светофор» 5. Чтение «Бездельник светофор» С. Михалкова 6. Аппликация « Три глаза светофора» I V « Путешествие по городу дорожных знаков » У точнить и закрепить представления воспитанников о дорожных знаках. Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с участием родителей. Январь Тема: «Мы пассажиры» II Пешеходы и пассажиры( правила поведения в транспорте) Познакомить с правилами поведения на остановках и в общественном транспорте: - в ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги; - нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой; - высадка и посадка осуществляется при полной остановке транспорта; - нельзя отвлекать водителя, стучать в стекло кабины; - надо быть вежливым, уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам; - нельзя высовываться из окна. Целевая прогулка к остановке транспорта 1. Беседа о правилах поведения на остановках и в общественном транспорте. 2. Проблемные ситуации «Что случится если…». 3. Дидактическая игра «Можно — нельзя». 4. Сюжетные картинки опасных ситуаций 5. Игра «Пассажиром быть не просто». III «Я примерный пассажир» Познакомить детей с правилами этического, нравственного и безопасного поведения в транспорте, на остановке. Воспитывать уважение к старшим и младшим. 1. Беседа «Как вести себя в автобусе». 2. Инсценировка ситуаций: - в автобус входит пожилой человек с клюкой- в автобус входит женщина с тяжелыми сумками- в автобус входит женщина с младенцем. 3. Выставка детских работ «Я пассажир». 4. Сюжетно — ролевая игра «Автобус». 5. Разучивание стихотворения «Автобус» IV Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено» Закрепить знания о пра вилах дорожного движения, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах. 1. П одготовка к спортивному празднику. 2. Дидактическая игра «Знаешь ли ты? » 3. Дидактическая и гра: «Да или нет». 4. Соревнование команд « Светофорики » и «Пешеходы». Февраль Тема: «Пусть дорога станет безопасной» I Безопасный путь Закрепить п равила дорожного движения. Формировать о со зна нное отношение к правилам дорожного движения. Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу. 1. Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад». 2. Режиссёрская и гра «Помоги Домовё нку дойти до дома». 3. Ситуация общения «Для чего нужны правила движения». 4. Дидактическая и гра «Пройди лабиринт». II Правила для велосипедистов Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и п равила безопасной езды на велосипеде. 1. Беседа «Правила для юного велосипедиста» 2. Проблемная ситуация «Велосипед- за и против». 3. Фотовыставка «Мой велосипед». 4. П/ и «Три цвета» III «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке» Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «обочина» «пешеходная дорожка»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность. 1. Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева 2. Иллюстрации по теме, 3. Чтение: Т. А. Шорыгина" Марта и Чичи идут в парк», 4. Игра" Доскажи словечко IV «Пусть дорога станет безопасной» Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов. Развлечение «Дорожная азбука»( с участием детей подготовительной к школе группы) . Март Тема: «Я примерный пассажир» I Я и другие пассажиры и пешеходы Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте. 1. Экскурсия к автобусной остановке. 2. Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты». II Я в машине Закрепить правила поведения в автомобиле. 1. Чтение А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей». III «День грамотного пассажира» Расширить знания детей о пассажирском транспорте, уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, на остановке. Беседа «Правила для пассажиров» С/ р игра «Автобус» Разучивание стихотворения «Автобус» Целевая прогулка к остановке транспорта Конкурс «Грамотный пассажир» IV Апрель Тема: «Правила дорожные детям знать положено» I Правила дорожного движения Закрепить знания детей по правилам дорожного движения. 1. Подвижные игры по желанию детей. 2. Катание на трехколесном велосипеде. 3. Дидактическая и гра «Не нарушай! ». II Мы пешеходы Закрепить знания детей по правилам дорожного движения. 1. Проблемные ситуации «Что делать? », «Как поступил бы ты? ». 2. Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать и никогда не нарушать». III- IV Диагностика Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения Май Тема: « Чему мы научились» I II У нас гости Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения. Инсценировка сказки «Веселые гуси» д етьми подготовительной к школе группы 2. 6. Перспективный план работы кружка в подготовительной к школе группе Неделя Тема Цель Методы и приемы Сентябрь I Беседа- диалог активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. Беседа- диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера( зачем нужны правила дорожного движения? ) II «Я потерялся» У чить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. У чить действовать в сложившейся обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации. Беседа « Если ты потерялся в городе» III- IV Диагностика Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения Октябрь Тема: «Безопасность на дороге» I Наша улица Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить п равила дорожного движения. 1. Б еседа: «Улица полна неожиданностей». 2. Дидактическая игра «Правильно – неправильно ». 3. Литературный вечер( ч тение стихотворений о ПДД) . II «Что такое пешеходный переход». Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. 1. Беседа: «Вспомним правила перехода улицы » 2. П/ и «Умелый пешеход», 3. чтение стихотворений. Чтение и обсуждение «Если бы…» О. Бедарева 4. Решение проблемных ситуаций на дороге III «Безопасный перекрёсток» Д ополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора. IV Знай и выполняй правила уличного движения Закреплять знания и умения воспитанников по использованию правил до рожного движения в игровых и пр облемных ситуациях. Учить детей видеть то, что представляет опасность дл я их жизни и здоровья. Систематизировать знания детей о дорожных знаках. 1. Ситуация общения «Как безопасно себя вести на дороге». 2. Подвижная игра «Цветные ав томобили». 3. Э кскурсия по улице нашего посёлка. «Ка кие дорож ные знаки в нашем посёлке? » 4. Вечер развлечений «Улица полна неожиданностей». Ноябрь Тема: Транспорт I История транспорта Расширя ть знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорт а. 1. Рассказы о старинном транспорте. 2. Рассм атрива ние иллюстраций. 3. Ситуация общения «Транспорт будущего». 4. Рисование «Транспорт прошлого, настоящего, будущего». II Специальный транспорт Знать специальный транспорт, его назначение, способы вызова, отличительные особенност и, уметь выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации; рассказывать, для чего оно используется и как его вызывать. 1. Беседа «Машины- помощ ники» 2. д/ и «Помощь спешит» 3. Наблюдение за специальным транспортом» 4. с/ р игра «Вызываем помощь» 5. п/ и «Кто быстрее» III Велосипед Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста. Загадка про велосипед. Ситуация общения «П равила велосипедиста» Дидак тическая игра «Д орожные знаки для велосипедиста». Дидактическая игра «Экзамен Светофор Светофоровича ». IV «Опасный перекресток» Расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке, дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика, продолжать знакомить с правилами пешеходов и машин с помощью светофора. Продолжать знакомить с п равилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. 1. Целевая прогулка к перекрестку улицы 2. Беседа «Опасный перекресток» 3. Ситуация общения «Как перейти перекресток». 4. Игра «Перекресток». 5. Сюжетно- ролевая игра «Светофор у перекрестка». 6. с/ р игра «Дорога» 7. д/ и «Говорящие знаки» 8. П/ и «Светофор» Декабрь Тема: Помощники на дороге I «Пост ГИБДД; Работа сотрудника ГИБДД » Уточнить представления детей о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов. Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге, познакомить детей с особенностями работы сотрудников ДПС. 1. Встреча с сотрудником ГИБДД. 2. Беседа «Работа сотрудника ГИБДД» 3. с/ р игра «Инспектор» 4. с/ р игра « Дорога» 5. Разучивание стих « Постовой» 6. д/ и «Знаки регулировщика» 7. д/ и «Светофор и регулировщик» 8. п/ и «Светофор» 9. Ситуация общения «Сотрудник ГИБДД и его обязанности». II Дорожные знаки Расширять знания о дорожных знаках, системат изировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные. 1. Дидактическая игра «Узнай и назови». 2. Дидактическая игра «Какой это знак». 3. Дидактическая игра «Почини машину». 4. Дидактическая игра « Объяснялки ». 5. Продуктивная деятельность «П ридумай свой знак и объясни ». III Безопасное поведение на улице в зимний период Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице. Целевая прогулка. Январь Тема: Поведение в транспорте II Мы пассажиры Продолжать знакомить воспитанников с пр авилами поведения в транспорте. 1. Ситуация общения «Правила поведения в транспорте». 2. Дидактическая игра «Автомобиль». 3. Проблемная ситуация «Что случит ся, если…» III Автомобиль не для игры Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения, умение адекватно оценивать поступки героев. 1. Чтение произведения Н. Носова «Автомобиль». 2. Ситуация общения «Для чего нужны правила». IV Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто» О бобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте. Февраль Тема: Пусть дорога станет безопасней I Безопасное движение Учить составлять индивидуальный маршрут от дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту. 1. Ситуация общения «Как дойти до детского сада». 2. Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада. 3. Режиссёрская игра «Помоги Н езнайке». II Пассажиры, пешеходы будьте внимательны Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте. Учить действовать в сложной дорожной ситуации. 1. Дидактическая и гра «Автобус». 2. Чтение стихотворения А. Усачева «Правила для пассажиров». 3. Ситуация общения «Правила дорожного движения». 4. Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир»; «Пешеходам быть наука »; «Как мне дойти до школы». II I Как рождаются опасные ситуации на дороге У чить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге, и стараться её избегать. На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. Чтение книги А. Иванова « Как неразлучные друзья дорогу переходили» I V Безопасный перекрёсток дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора. Март Тема: Дорожные знаки I Дорожные знаки: предупреждающие, информирующие, з апрещающие Закрепит ь знания о предупреждающих дорожных знаках. Закрепит ь знания о б информирующих дорожных знаках. Закрепит ь знания о запрещающих дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено» и др. 1. Дидактическая игра «Найди предупреждающий знак». 2. Ситуация общения «Что обозначают предупреждающие дорожные знаки». 3. Дидактическая игра «Найди знак». 4. Ситуация общения «Что обозначают информирующие знаки». 5. Ситуация общения «Что обозначают запрещающие знаки». 6. Кроссворд дорожные знаки. II Моя дорожная грамота. Р асширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток». III «Знаки сервиса» Дать представление о знаках сервиса: « Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи» 1. Беседа « Знаки сервиса» 2. с/ р игра Больница» « Автомастерская» 3. д/ и «Поставь правильно знак» 4. д/ и «Угадай знак» 5. д/ и «Говорящие дорожные знаки 2 IV Моя дорожная грамота. Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге( проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно- указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Апрель Тема: Мы водител и I Твой велосипед Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов. 1. Ситуация общения «Твой транспорт». 2. Дидактическая игра «С обери картинку». 3. Чтение произведения А. Усачева. II Идем в гости Показ сказки « Весёлые знаки». Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения. Спектакль « Веселые знаки »( для детей старшей группы) . III «Правила дорожные детям знать положено» Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте. Выставка макетов, рисунков. I V «Путешествие Незнайки»( открытое занятие) Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта. - Закрепить правила пользования общественным транспортом. - Закрепить знания детей о сигналах светофора; - Закрепить умение детей применять полученные знания о Правилах дорожного движения в играх. - Повторить правила дорожного движения и правила поведения в транспорте; - Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им. Предварительная работа: Закрепление ПДД и безопасного поведения на улице, знакомство ребят с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам, знакомство с видами транспорта. Май Тема: «Правила дорожные детям знать положено» I Игра- викторина «Знаки на дорогах» Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими. II Грамотный пешеход Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Развлечение «Правила дорожного движения»( с участием родителей) III- IV Диагностика 2. 7. Методическое обеспечение: Пословицы и поговорки о правилах дорожного движения; Дидактические игры; Дорожные запрещающие и предписывающие знаки; Картинки с видами транспорта; Иллюстрации с изображением работника ГИБДД; Картинки с разными ситуациями на дороге; Художественное слово о правилах поведения на дороге, в транспорте; Художественное слово о светофоре и зебре; Транспорт различного функционального назначения; Плакаты; Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации. Список использованной литературы: Гарнышева Т. П «Как научить детей ПДД? » Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство- Пресс» 2010 – 64с. Данилова Т. И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб. , издательство «ДЕТСТВО- П РЕСС» 2009 – 208с. К. Ю. Белая, Кобзева Т. Г. «Правила дорожного движения»/ Система обучения дошкольников. Серия: «Методическая работа в ДОУ» Романова Е. А. , Малюшкина А. Б. «Занятия по правилам дорожного движения. Авдеева Н. Н. , Князева О. Л. , Стёркина Р. Б. « Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста ». - СПб. : Детство – Пресс, 2007. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г. Елжова Н. В. «ПДД в детском саду: развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий» Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3- 7 лет» Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» Рекомендуемая литература для родителей и детей: «Добрая Дорога Детства»( ДДД) . Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику « STOP – газета». М. , 2000 – 2012года; «Нам на улице не страшно( воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода) ». Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М. : «АВИКО ПРЕСС», 2000; «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/ Д: Донпечать, Лицей, 1994. Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997. Бедарев О. «Если бы …»; Берестов В. «Про машины»; Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты? »; Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»; Дорохов А, «Пассажир»; Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» ( детские стихи про правила безопасности на дороге) ; Лешкевич И. «Гололёд»; Михалков С. «Бездельник светофор». М. , 1987. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»; Носов Н. «Автомобиль». Носов Н. «Автомобиль»; Огнецвет Э. «Кто начинает день»; Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»; Прокофьева С. , Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М. , «Пусть ребенок растет здоровым ». 1980. Семернин В. «Запрещается – разрешается»; Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989. Усачёв А. «Домик у перехода»; Шалаева Г. П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М. : Эксмо, 2004. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки». – М. : Прометей, 2003. Элькин Г. Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте. - С. - Пт. : Л итера. 2008; Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;