Материал педагогических чтений Сивоченко В,И.
Документы для скачивания
Материал педагогических чтений
МБУ ”Ресурсный центр информатизации образования и методического обеспечения.”
Валентина Ивановна Сивоченко
Воспитатель МБДОУ
“Александровский детский сад”
Оптимизация процесса адаптации в условиях открывающейся дополнительной группы в ДОУ.
К открытию группы и прием в неё детей ,ранее не посещавших детский сад,
коллектив ДОУ во главе с заведующим пояснить подготовится за день до этого важного события .Важного и для ребенка события и его семьи и для ДОУ. Для этого заведующий ДОУ, психолог, мед. Сестра ,методист(есть и такая специальность ),воспитатели должны разработать систему предупреждения дезодаптации детей при приеме в ДОУ.И назначить ответственных за проведение этих мероприятий.
Что должна сделать заведующая:
- Провести все необходимые мероприятия по созданию необходимых благоприятных условий пребывания детей в группу-выполнение требований Роспотребнадзора и пожарной службы.
- Собрать сведение о ребенке, его семье.
- Подготовить нормативно –правовую базу(договор с родителями)
- Познакомить родителей с системой работы ДОУ: образовательной программой, организации жизнедеятельности детей и взрослых, работой специалистов.
- Решает ряд психологических задач:−
-создание полопсительного отношения к ДОУ,
-снятие тревожности родителей за ребенка,(рассказать родителям об обеспечении мер безопасности детей в ДОУ).
- Показать помещение ДОУ: рассказать о кадровом обеспечении, знакомство с воспитателями группы в которую пойдет их ребенок.
- Комплектует группы с соблюдением норм. Советуется с медсестрой, психологом, методистом.
- Организуют, контролируют создание предметно-игровой средств в группе в соответствии нормативно-провавыми требованиями.
- Проводит(если нет в ДОУ психолога)псилогическое обеспечение адаптационного периода:
Это:
- Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей.
- Обучение воспитателей приема психопрофилоктики.
- Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе.
- Коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми, взаимодействие со специалистами.
- Психологическое основание рекомендованных мероприятий.
- Определить количество адаптирующих детей по подгруппам 5-6 в неделю.
Далее в этой системе должны быть мероприятия за которые отвечают воспитатели группы которую приведут детей на адаптацию:
Что должны делать воспитатели:
- Работать с семьей(беседы ,анкетирование ,с оставленные индивидуально режима ребенка ,учитывать индивидуальные запросы родителей в отношении ребенка)
- Реализовать индивидуальные подход к ребенку ,учитывая его актуальныльные потребности, уровни психофизического развития;
- Использовать психосберегающие технологии;
- Организовать благоприятную развивающею среду;
- Создавать благоприятные психологический климат в группе;
- Вести адаптационный мест ребенка;
- Вместе с музыкальным руководителем организовать специальные оздоровительные и развлекательные игры с музыкальным сопровождением (муз.игры ,хороводы ,элементы музыкальных движений, песни).
Все эти мероприятия проводятся и до ногата приема детей, непосещавших группу ДОУ и в период адаптации детей в ДОУ всем коллективом .А теперь я подробней расскажу об особенностях работы воспитателя и оптимизации процесса адаптации в открывающихся дополнительных группах в ДОУ.
В каком бы возрасте ребенок ни пришел бы в детский сад ,для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
По данным американским исследователей такое состояние можно сравнить с переживаниями взрослого человека в ситуации развода .Это не трудно понять-ведь ломается привычные стереотип жизни ребенка ,в котором он чувствовал себя спокойно и уверенно среди своих родных и близких.
Чрезвычайно психотравматический факт для ребенка-это разлука с мамай .Она порождает у ребенка тяжелое ощущение тревоги, неуверенности, незащещености, к которому чаще всего примешивается чувство покинутости, брошенности.
Чтобы удостоверится, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как бы проверяя ,насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет больше его видеть раз оставила здесь ,а за одно и эта новая тетя ,с которой его оставляют здесь. И определить каким-то образом ,добрая она или злая, любите его или нет.
Большой процент успешно-положительного привыкания ребенка к детскому саду зависит от воспитателя .Поэтому каждый педагог детского сада должен знать особенности работы воспитания в период одаптации детей к дошкольному учреждению.
üПроцесс адаптации ребенка ,во многом зависит и от того ,как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
üНеобходимы поддерживать тесную индивидуальную и общую работу с родителями : консультантами, семинары, доверительные беседы .Покажите и покажите своим профессионализмом родителям, что вы не безразличны ,не равнодушны к их детям .Живо интересуйтесь характером ребенка ,его жизненным опытом(что он знает, умеет),как спит ,во что любит играть, какие у него любимые игрушки и т.д.
üПредложить родителям заполнить анкету ,в которой будут волнующие вас, педагогов вопросы и проблемы воспитания ребенка в семье например:
и т.д.Такую анкету конечно необходимо получить от родителей до поступления ребенка в ДОУ.
üКроме того, в ходе беседы, важно,чтобы воспитатель устанавливая контакт с родителями,помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протякании адаптационного процесса ориентировал на активное взаимодействие и сотредничество.
üРуководителю ДОУ и педколлективу для приема детей и их успешной адаптации, необходимо подготовить предметной-развивающею и предметно –игровою среду. И использовать её как объект отвлекающей, развлекающейся и одновременно развевающей.
üВесь коллектив ДОУ и педагогической и обслуживающий персонал должны использовать элементы телесной терапии: (брать ребенка наруки ,обнимать, поглаживать); Предлогать ребенку ложится в постель с мягкой игрушкой, рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.
ü Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком.
üК воспитателю ребенок так же должен иметь возможность привыкнуть и удостоверится в том ,что он готов взять на себя забот о его благополучии, что на него”можно положится”.Это требует времени и терпения со стороны взрослого .Первые контакты с ребенком должны быть помощи контактов помощи и заботы .Основная задача педагога-заслужить доверие ребенка. Если вы, как педагог потеряете доверие со стороны ребенка ,то он никогда вас неполюбит ,он с большой неохотой ,а то и с явным протестом, выраженным капризами ,упрямством ,сослезами будет идти в детский садик .А это значит ,что и его родители будут относится к вам с недоверием ,претензиями и неудовольствием .Для того чтобы обрести в лице родителей союзников ,нужно и важно учитывать ,что общение имеет свои закономерности. Прежде всего воспетателю и руковадителю ДОУ следует настроится на диалог ,а не на поучение и упреки в адрес родителей. Некоторые советы Дейла Корнеги позволяют вам сберечь собственную энергию и душевные силы и сделать общение с родителями приятными и конструктивными. И так помните: что критика бесполезна потому, что она заставляет человека оборонятся и как правило стремится оправдать себя.
ü“Будьте чисто сердечными в своей оценке и щедры на похвалу ,и люди буду хранить в памяти ваши слова и повторять их через много лет после того, как вы их забудете”
ü“Улыбка ничего не стоит, но много даст.”Она обогащает тех ,кто её одаривает. Она длится многовение ,а в памяти остается порой на всегда. Никто не богат настолько настолько чтобы обойтись без неё ,и нет такого бедняка ,который не стоял бы от неё богаче”
üОчень важно для воспитания в период адаптации детей обладать и высоким профессионализмом, проявить надежные творческие и организаторские способности. Если отдельно взятому ребенку или даже всему коллектипу -группы детей будет ,неинтересно с этим воспитателем, они просто незахотят посещят детский сад. Поэтому адаптаций должен заниматься опытный воспитатель ,добрый человек и уважающий.Воспитателей неспособный сформировать положительные навеки и качества в поведении воспитоников своей группы ,будет испытывать большие проблемы в организацыоных вопросах .А неорганизованные коллектив детей(без навыков дисциплин нормой характера ,положительно взаимоотношений между детьми)неспособен на развитие. Воспитатель должен постоянно ,во всех видах деятельности работать на сплочение группы детей ,на коллективное взаимоотношение через игры: с тактивным сопровождением “Ручек”,”Плетень”,хороводные,подвижные,соревновательные,развивающие,инстинеровки,хоровые песни, танцы.
üНеобходимое умное и умеренное психологическое сопровождение-переключить , отвлечь тревожного ребенка от мысли о маме ,о доме. Заверить его что мама придет и заберет его.
üКак можно чаще ласкайте ,хвалите ,подбадривайте ребенка :Он будет чувствовать себя уверений.
üПостоянно держите под наблюдением каждого адаптируемого ребенка.
üВремя от времени подходите к нему поглаживайте, ласково разговаривайте, интересуйтесь его настроение ,поиграйте вместе с ним ,почитайте ему .Ребенок должен знать что его здесь любят и ждут.
üВоспитатель в адаптационный период должен буз ошибочно выбрать правильный стиль общения с детьми только что пришедший в его группу.
üВажно помнить следующее :ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем ,как мама или бабушка .Скажите ребенку ,как можно вас назвать .Форма обучения может быть разно ,допустима в ДОУ форма обучения приближенная к домашней ,ведь д\с это второй дом для ребенка .Если ребенок не умеет достаточно хорошо говорить, то воспитателя он может называть “тетя”,”баба”
В адаптационный период очень важно:
üПроявить к ребенку максимум терпимости ко всем его просьбам и капризам и заслужить его доверие .Он должен понять ,что на вас можно положится ,как на маму ,что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом для него месте ,в этом огромном доме ,где все не привычно и непонятно ему.
üВажно сохранять постоянство обстановки в группе и порядка следования различных событий жизни ,обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успел на него настроится(поиграем, уберем игрушки, уберем игрушки потом будем завтракать, потом послушаем сказки, пойдем гулять на улицу и т.д)
üНайти возможность индивидуального общения с каждым ребенком; неформировать начало группы”групповой ”жизни.
üИспользовать ненавязчиво через игры ,беседы, познакомить детей друг с другом и их правилам общения, сотрудничества.(Использовать можно пособие”Эпитеские пособия с детьми” авторы В.И Петрова, Т.Д Стульник.)формировать понятие что такое хорошо ,что такое плохо ,можно, нельзя ,провести экскурсию в групповой ячейке ,по детскому саду-помогать, что в д\с есть еще дети познакомившись с другими детьми в группах ДОУ, и установить незабменые правила общежития.
Дети очень чуткие и внимательные ,они в воспитателе замечают все.
Что же нравится детям в воспитателях?
üИскренность всех проявлений.
üДоброта и отзывчивость к живым существам(животным, растениям)
üВеселое доброе настроение и умению создать его у других.
üБогатая фантазия и воображение ,способность увлечено играть на равных, придумывать праздники и развлечения.
üКрасивая одежда, опрятная прическа, украшение.
üМелодичные, певичный голос ,ласковое обращение, негромкая, интонацыонально выразительная речь.
üМягкие, ласковые движения.
üУмение придумывать и рассказывать истории, перевоплощаться, шутить и даже озорничать.
Литература.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий