a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека логических упражнений для развития речи Т.А.Ткаченко (словесные игры)

Опубликовано: 2016-12-21 11:54:20

Документы для скачивания

Серия «Развитие и коррекция» Т. А. Ткаченко ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ для развития речи Закончить предложение одним из слов, данных в скобках. Повторить получившуюся фразу целиком. Три девочки трудятся, одна – смотрит телевизор. Маша уколола спицей палец, так как не умела( стирать, вязать, шить) . Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки( лупу, бинокль, очки) . Машина не могла двигаться дальше, так как у нее сломался( подфарник, багажник, руль) . Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была( старая, грязная, узкая) . Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в банку( прутик, камни, крошки) . Катя отдернула руку, потому что взялась за горячую( металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки. Подобрать к каждому данному слову слово, подходящее по смыслу, с учетом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов. Пример: кисточка — краски( клей, рисунок, рама, батарея и пр. ) . Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы. Щетка —. . . Тяпка —. . . Ложка —. . . Лейка —. . . Карандаш —. . . Спицы —. . . Иголка —. . . Грабли —. . . Половник —. . . Лопата —. . . Нож —. . . Клей —. . . Очки —. . . Портфель —. . . Весло —. . . Лифт —. . . Пузырек —. . . Полка —. . . Плита —. . . Вешалка —. . . Тачка —. . . Весы —. . . Градусник —. . . Сковорода —. . . Духовка —. . . Миксер —. . . Мясорубка —. . . Ножницы —. . . Ракетка —. . . Банка —. . . Молоток —. . . Крючок —. . . Гвоздь —. . . Удочка —. . . Отвертка —. . . Сантиметр Выбрать( с учетом выделенного признака) из трех предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор. ЦВЕТ Цыпленок, лимон, василек. Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег. ВКУС Конфета, картошка, варенье. Клубника, вишня, лук. Торт, селедка, мороженое. Чеснок, огурец, морковь. ВЕЛИЧИНА Бегемот, муравей, слон. Ванна, миска, тарелка. Дом, карандаш, ложка. Море, лужа, аквариум ВЕС Вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантель. Подушка, одеяло, кровать. Шкаф, платье, куртка. ФОРМА Телевизор, книга, колесо. Яблоко, апельсин, огурец. Косынка, арбуз, палатка. Дверь, мяч, одеяло. МАТЕРИАЛ Банка, кастрюля, стакан. Альбом, тетрадь, ручка. Ложка, вилка, чашка. Юб ка, платье, ремень. Сумка, кошелек, газета. П одобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор. Кисель, кефир, сок, чай — напитки. Клюв, перья, крылья, коготки — Салат, каша, борщ, запеканка — Серьги, браслет, цепочка, кулон — Муравейник, нора, логово, берлога — Двойка, тройка, пятерка, единица — Топор, лопата, пила, отвертка — Глина, шерсть, дерево, пластмасса — Самолет, корабль, лодка, мотоцикл — Дирижер, шофер, воспитатель, портной — Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка — Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло — Есть, спать, учиться, гулять — Храбрость, доброта, трудолюбие, честность Найти связь между парой слов. По аналогии подобрать недостающее слово. Подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка — часы, колесо — … Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо. Стрелка — часы, колесо — Коза — капуста, белка — Лошадь — сено, кошка Палец — кольцо, ухо — Кофта — шерсть, шуба — Ваза — стекло, кастрюля — Чай — печенье, суп — День — обед, вечер — Магазин — продавец, больница — Рыба — река, птица — Инструмент — работа, кукла — Молоко — масло, мясо — Машина — руль, корабль — Самолет — аэропорт, корабль — Продолжить ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие Стол, стул, диван, Сосна, береза, липа, Жасмин, шиповник, сирень, Земляника, клюква, малина, Сыроежка, лисичка, подберезовик, Сок, кефир, компот, Творог, сыр, масло, Сосиски, колбаса, котлета, Врач, повар, летчик, Автобус, электричка, трамвай, Телевизор, утюг, настольная лампа, Учебник, карандаш, тетрадь, Шишка, желудь, орех, Корабль, катер, яхта, Дождь, ветер, иней, Закончить предложение, используя союз потому что. К нач алу каждой фразы подобрать по 2- 3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком. Мама улыбнулась, потому что Дети прибежали домой, Собака грозно зарычала, Мама открыла окно, Петя громко вскрикнул, Мама отругала сына, Учительница весело рассмеялась, Бабушка выключила телевизор, У Саши заболело горло, Мальчик решил переодеться, Собака весело завиляла хвостом, Кот выгнул спину и зашипел, Машины резко затормозили, Милиционер громко засвистел, Мальчик быстро бежал к школе, Стая ворон поднялась над полем, Девочка поднялась с сиденья автобуса, Внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ. Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит: «Дай, я за тебя выпью! »( К. Д. Ушинский) Вопросы: • Для чего врач прописал маме лекарство? • Каким оно было на вкус? • Легко маме пить невкусное, горькое лекарство? • Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка? • Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство? • Как можно назвать такую девочку? • Как может девочка помочь больной матери? Найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким либо признаком. Объяснить ход рассуждений Например: книга, альбом, тетрадь. Лишний предмет — книга, так как в ней есть готовый текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага. Корова, лошадь, лев. Елка, береза, сосна. Море, река, озеро. Коза, свинья, корова. Брюки, шорты, юбка. Свёкла, морковь, огурец. Слива, яблоко, персик. Стол, полка, стул. Трамвай, электричка, троллейбус. Сковородка, чашка, кастрюля. Глаза, нос, брови. Ночник, торшер, свеча. Простыня, пододеяльник, наволочка. В нимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку Видит волк, что коза пасется на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моем, а о своем корме печешься! »( Л. Н. Толстой) Вопросы: • Где паслась коза? • Мог ли волк к ней подобраться? • Зачем волк предлагал козе спуститься с горы? • Как ты думаешь: внизу трава действительно была слаще? • О каком корме для волка говорит коза? • Кто из зверей( волк или коза) хищник? • Что могло случиться с козой, если бы она приблизилась к волку? • Могла бы коза стать кормом для волка? • О чьем корме заботился волк? Рассказать, во что превратятся следующие предметы. Стул без спинки Стол без ножек Чашка без ручки Окно без стекол Кепка без козырька Кофта без рукавов Снеговик без холода Мороженое без холодильника Дерево без веток Спички без серы Диван без спинки Книга без страниц Карандаш без грифеля Телевизор без электричества Всадник без лошади Подушка без перьев О бъяснить, кем является человек, если он оказывается: В школе В автобусе В магазине В седле В кинотеатре В походе На тротуаре В бассейне В больнице На собственных именинах За шахматной доской На теннисном корте Закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подоб рать по 2- 3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком. Папа купил цветы, чтобы Марина открыла окно, Дети сели в лодку, Лена налила в миску суп, Мама подошла к телефону, Рабочие привезли кирпич, Сережа подошел к ручью, Дима нагнулся над кустом, Петя закрыл лицо руками, Вова взял собаку за поводок, Мама надела нарядное платье, Катя подняла с земли птенчика, Дедушка поставил в огороде пугало, _ Водитель открыл багажник автомобиля, Лена достала лед из холодильника, _ Внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку. ЛЕВ И ЛИСИЦА Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лег в пещере и притворился больным. Стали звери приходить, навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей? » Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдешь ко мне в пещеру? » А Лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу — входило к тебе много зверей, а не выходил никто! »( Л. Н. Толстой) Вопросы: • Для чего Лев притворился больным? • Почему он не ходил на охоту? • Для чего Лев звал Лису в пещеру? • Как Лиса догадалась, что ее поджидает опасность? • Что особенного было в звериных следах? • Как узнать направление следа? • Удалось Льву обмануть Лису? • Кто из зверей( Лев или Лиса) оказался хитрее? О тветить на вопросы с учетом того, что подсказка прячется в последнем слове каждого из них. Пример: Под кустом, где играл медвЕЖОНОК, спрятался ежонок. Какой цветок получил на соревнованиях ЧЕМПИОН Кто спас от злого Волшебника кота ТИМОФЕЯ? За что в огороде зацепился мамин КАБЛУК? Что взял в руки самый высокий МАТРОС? Что летом опустилось на ЛОПУХ Что тащил по лесу БАРСУК? Кто спрятался под кустом, около которого играл МЕДВЕЖОНОК? Кто съел листок, над которым кружила СТРЕКОЗА? Что построили перед ЗАВОДОМ? Что малыш налил в НОСОК? Подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима. Храбрость Добрый Тупой( нож) Веселый Длинный Старый( диван) Грязно Темно Легко Быстро Покупать Открывать Молодой Толстый Полный( стакан) Высокий Широкий Гладкий Мягкий Мелкий Молчать Помнить Встречать Шершавый Ругаться Подниматься Грубый( разговор) Брать Искать Знаменитый Н азвать животных, для которых дети придумали шуточные прозвища. Подробно объяснить, почему вы так думаете? Пример: коротколапые колючки. Это ежу. Он самое колючее животное и у него действительно короткие лапки. коротколапые колючки гривастый трудяга пугливый чирикалка длинноухий короткохвостик пушистохвостая хитрюга зеленый пучеглазик крылатый повторюшка большеухий длиннонос Н айти связь между данным явлением( предметом) и временем года, к которому оно( он) относится. Составить предложение, включив в него оба слова — название времени года и предложенного понятия. Пример: снегопад. Зимой, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам. Ливень. Мороз. Листопад. Снеговик. Жара. Проталины. Ледоход. Иней. Слякоть. Вьюга. Капель. Сосульки. Купание. Пасмурно. Цветение. Снежки. Куличики. Почки. Пляж. Ручейки. Одуванчики. Каток. Урожай. Прополка. Найти и подробно описать различные черты двух сходных предметов( объектов) . Пример: самолет и птица. Подсказки взрослого: главное отличие( птица живая, а само- лет — неживой) , голова( у птицы есть голова, у самолета — нет) , движение крыльев( птица машет крыльями, а самолет — нет) , перья( птица покрыта перьями, а самолет — нет) и т. п. Самолет и птица. Кукла и девочка. Ваза и банка. Коляска и санки. Книга и альбом. Нож и ножницы. Столб и дерево. Платье и сарафан. Кастрюля и сковородка. Шкаф и тумбочка. Наволочка и пододеяльник. Велосипед и автобус. Трамвай и метро. Зонт и крыша. Солнце и луна. Река и озеро. Н айти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Используя по от- дельности обе части каждого сравнения, самостоятель но составить два правильных суж дения. Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые при- знаки( цвет, форму, величину, вес и пр. ) . Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый. Вата легкая, а гиря черная. Зебра полосатая, а леопард злой. Холодильник белый, а ковер мягкий. Ваза хрустальная, а стаканчик легкий. У гуся длинная шея, а цыпленок маленький. У зайца длинные уши, а медведь коричневый Морковь оранжевая, а огурец растет на земле П одробно рассказать об ассоциациях, вызываемых каждым словом. Пример: определение ребенка: « Лужа — это такая ямка в земле ». Вопросы взрослого: « А в асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно купаться? » и т. п. Праздник. Приз. Открытка. Песочница. Почтовый ящик. Дворец. Шалаш. Обои. Клетка. Скворечник. Гроза. Стужа. Телевизор. Почка. Бассейн. Душ. Балкон. Подъезд. Тюль. Кафель. Эскалатор. Рельсы. Теплица. Ложь. Ссора. Наказание. Соревнование. Дружба. Н айти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явле- ний, событий. Пример: дождь. Дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождем можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо. Снегопад. Листопад. Охота. Гимнастика. Путешествие. Долгий сон. Рубка леса. Солнечные ванны. Купание в реке. Поездка на дачу. Прогулка по лесу. Ремонт в квартире. Пребывание на пляже. Празднование дня рождения. Просмотр телевизионных передач. Р айти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного высказывания Ручеек шире реки. Муравейник выше дома. Тигр слабее кошки. Черепаха ползет быстрее змеи. Самолет движется медленнее машины. Луна ярче солнца. Трехэтажный дом ниже одноэтажного. У зайца ушей больше, чем у медведя. Туча ниже деревьев. Стол квадратнее окна. Стул деревяннее тумбочки. У Кати кукол больше, чем игрушек. Петя собрал поганок больше, чем грибов. В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира. Папа моложе сына, но старше дедушки. О бъяснить смысл пословицы, выбрав правильный вариант толкования. Пояснить на примере определенной жизненной ситуации свой выбор( так говорят, когда. . . ) Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Варианты: 1. После работы нужен отдых. 2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться. 3. Лежа вредно есть. Не зная броду, не суйся в воду. Варианты: 1. Хочешь искупаться — ищи мелкое место. 2. Сначала подумай, потом делай дело. 3. Не берись за тяжелую работу без помощников. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Варианты: 1. Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю. 2. Перед прыжком следует хорошо разбежаться. 3. Не хвастай о деле наперед. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Варианты: 1. За зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки. 2. Два дела сделать — лучше, чем одно. 3. Хорошо сделать два дела вместе — очень тяжело. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Варианты: 1. Сними мерку, потом разрезай ткань. 2. Очень хорошо подумай, прежде чем делать что9нибудь серьезное. 3. Сложенную ткань легче резать. О бъяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров жизненных ситуаций, в которых уместно такое высказывание. Хорош садовник — хорош и крыжовник. Ситуации: 1. Хорош крыжовник тогда, когда он созреет. 2. У способного учителя дети могут многому научиться. 3. У талантливого портного вся одежда красивая. Как постелишь, так и поспишь. Ситуации: 1. Мальчик постелил чистое белье, а собака его испачкала. 2. Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался. 3. Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник. Чужими руками жар не загребай! Ситуации: 1. Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор. 2. Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей. 3. Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой. В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает. Ситуации: 1. Девочка сама полная, а над другими толстушками смеется. 2. Девочка сама ест, а подруг не угощает. 3. Девочка сама умеет шить и подруг учит. Любишь кататься, люби и саночки возить. Ситуации: 1. Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет. 2. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. 3. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей. Р айти и подробно описать сходные черты двух различных предметов( объектов Пример: половник и отвертка. Половник и отвертка — металлические предметы. С по- мощью и половника, и отвертки мы достаем что9то( жидкость из кастрюли, ш уруп из стены) . У половника и у отвертки есть руч ка. Половник и отвертка. Шкаф и холодильник. Ват а и облако. Мука и песок. Кран и жираф. Снеговик и пирамидка. Грабли и расческа Волосы и трава. Дверь и окно. Часы и градусник. Мыло и лед. Кофеварка и самовар. Зонтик и гриб. Муравейник и детский сад. Рак и помидор. Дрель и велосипед. Аквариум и теплица. П илотка и лодка. Панцирь( черепахи) и платье. Батарея и гармонь. На основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение. Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит … она растет( вырастет и т. п. ) . Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит. . . Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку. Значит. . . Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин. Значит… Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит. . Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит. . . В нимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ. ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: « Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку». ( Л. Н. Толстой) Вопросы: • Прав мужик или нет? • В чем его ошибка? • Мог ли он наесться одной баранкой? • Почему он стал сыт после того, как съел баранку? • Зря мужик ел калачи? О бъединить три далекие по смыслу понятия в небольшом рассказе. Пример: каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу. ! Чем меньшее предложений войдет в рассказ, тем лучше. Пример: Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу Каша — листья — рыба. Весы — дом — берег. Часы — плита — море. Попугай — ветер — пила. Кран — торшер — облако. Дерево — гвоздь — озеро. Лес — парта — бегемот. Шишка — помидор — дождь. Портфель — скакалка — елка. Собака — грузовик — тетрадь. Обезьяна — самолет — сахарный песок. Лодка — карандаш — муравейник. Н азвать как можно больше функций одного предмета. Пример: карандаш. Он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жердочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы и пр. Газета. Книга. Кубик. Ящик. Бинт. Бревно. Кирпич. Зеркало. Лампочка. Катушка. Длинная доска. Лист фанеры. Кусок материи. Кусок стекла. Стеклянная банка. Пластмассовая бутылка К данному слову подобрать название предмета, объекта или явления с противопо- ложными свойствами. Подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное понятие. Пример: зоопарк. Здесь звери живут в неволе, значит, понятие с противоположным значением — лес, в котором звери живут на воле. Гора. Лес. Река. Нора. Дупло. Ствол. Капля. Огород. Самолет. Аптека. Больница. Колодец. Ураган. Шторм. _ Муравейник. Холодильник.

Оставить комментарий: