a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевое развитие детей раннего возраста

Автор: Миронова Надежда Валерьевна Опубликовано: 2016-12-21 11:55:16

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

В последнее время мы (психологи, воспитатели, педагоги доп. образования), все чаще сталкиваемся с детьми, у которых отсутствует речь, что значительно затрудняет воспитательно-образовательный процесс, и общение со сверстниками. Работа с такими детьми требует особого подхода.  Чем раньше начинается активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

Этапы развития речи таковы, что концу первого года жизни многие дети произносят уже несколько простых слов из одного-двух слогов, значения которых они понимают – «мама», «дай», «на», «кака» и другие. К двум годам в словарном запасе малыша уже имеется от 100 до 200 слов, и он уже умеет связывать по два-три слова в одно предложение. А к концу третьего года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложения, вести диалоги и рассказывать то, что видели или слышали.

С 1 года до 2 лет важнейшим показателем правильного речевого развития является не объем активного словарного запаса, а то, насколько хорошо ребенок вас понимает и способен реагировать на словесное обращение. Условно нижней границей возрастной нормы для ребенка 2 лет является объем активного словаря около 50 слов при хорошем понимании обращенной речи.

С 2 до 3 лет речь ребенка развивается только в активном общении! Никакие мультики и компьютеры не научат ребенка говорить!

Конструктор, пластилин, пальчиковые краски – помимо основного своего назначения, прекрасно развивают моторику рук, а значит, способствуют и речевому развитию. Слушайте с ребенком музыку, поощряйте танцевальные движения. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Если ребенок левша, ни в коем случае не переучивайте его!

Читайте ребенку сказки, детские энциклопедии. Разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы. Создайте малышу «выгоду» от использования речи: «Когда ты плачешь, я не понимаю тебя. Скажи словами. Так я быстрее дам тебе то, что ты хочешь». Если ребенок просит включить мультик, озвучив его название, он быстрее получит желаемое, и т.п.

К трем годам в речи ребенка должны появиться разнообразные наречия, прилагательные, причастия, сложные предлоги, соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни.

Многие дети учатся говорить самостоятельно. Конечно, при условии, если с ними постоянно общаются, и они часто находятся в окружении говорящих сверстников. Но бывает так, что ребенок, который уже давно переступил годовалый рубеж, до сих пор даже не пытается заговорить. Предлагаю несколько несложных правил, следуя которым можно помочь малышу в его речевом развитии.

  1. Внимательно слушайте ребенка, когда он говорит. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки. Читайте ребенку стихотворения. Включайте аудиосказки. Показывайте коротенькие театрализированные сказки. Это обогащает речь, которую малыш слышит.
  2. Разговаривайте с ребенком четко и внятно, без сюсюканья, обычным взрослым языком. При этом речь взрослого должна быть краткой и неторопливой. Называйте предметы, которыми ребенок интересуется. Озвучивайте свои действия или действия малыша. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.
  3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу. Ваша речь должна быть эмоциональна и хорошо интонирована. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете.
  4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
  5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.
  6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.
  7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
  8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
  9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
  10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.

Это самые основные правила, которые я рекомендую всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить. Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации, родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком ежедневно. Приведу самые распространенные и эффективные из них.

  • Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи. Развитие речи детей дошкольного возраста трудно представить без таких упражнений. Благодаря им ребенок не только научится говорить, но и одеваться, пользоваться ложкой, ручкой, а также малыш сможет легко научиться чистить зубы и т.д. Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином, перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.). Еще с пеленок малышу можно давать на ощупь разные предметы, погремушки с различными деталями, за которые он мог бы ухватиться пальцами.
  • Физические упражнения. Имеются в виду упражнения с артикуляционным аппаратом: «Поцелуйчики», «Губки-зубки», «Потерялся язычок» и др. подходят для детей от года.
  • Голосовые упражнения. Их можно делать с детьми начиная с полугода. В этом возрасте они уже начинают подражать взрослым, повторять за ними. Поэтому любые голосовые звуки дети будут с удовольствием повторять.
  • Упражнения на произношения согласных звуков. Их много. На каждый звук есть свои стишки или потешки. К примеру, на звук «ш» - «Антошка как кошка залез на окошко…», или на звук «р» - «Ра-ра-ра варим кашу с топора…».

Виды речевой деятельности, используемые вне игр-занятий:

  1. Рассматривание иллюстраций, картинок.
  2. Словесные поручения.
  3. Дидактические игры.
  4. Упражнения.
  5. Разговоры.
  6. Наблюдения.
  7. Рассказывание.
  8. Заучивание.
  9. Показ театра.
  10. Рассматривание игрушек.
  11. Выполнение инструкций по словесным инструкциям.

12. Естественное общение в бытовой, практической, игровой деятельности.

Оставить комментарий: