a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Готов ли ребенок к школе?"

Автор: Миронова Надежда Валерьевна Опубликовано: 2016-12-21 12:19:51

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать внима­ние на том, что ребенок видит во время прогулок, экскурсий. Надо при­учать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более по­дробный и развернутый рассказ. Родителям следует чаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, если у не­го не сформировано положительное отношение к школе. Общение с ним нужно строить не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого учени­ка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появле­нию стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.

Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое зна­чение имеет участие ребенка в коллективных играх. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия ка­ких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (напри­мер, игровая роль врача, капитана корабля, продавца в магазине и т. п.). Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимание и выпол­нение заданий типа тех, которые приведены в брошюрах-рекомендациях для про­верки развития мышления и речи. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей он окажется таким же беспомощным, как и раньше.

Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрас­те, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на до­школьный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ре­бенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее устранить. Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и с помощью различных конструкторов. Полезно давать задания: нарисо­вать картинку, собрать простую модель из конструктора и т. п. В подборе заданий можно опираться на программу воспитания в детском саду.

Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допустить воз­никновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности (изобразительная, конструктивная), что и для развития образных представлений: можно нанизывать бусы, застеги­вать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в игре с куклой: ее раздевают перед «укладывани­ем спать», одевают для «прогулки» и т. п.).

Для развития крупных движений важно добиваться повышения дви­гательной активности. Не нужно привлекать малыша к участию в спор­тивных соревнованиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его от физ­культуры. Гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая закалка, шуточные игры типа «Каравай», «Баба сеяла горох» и т. п. Родителям следует чаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах и т. п. Очень полезны занятия плаванием.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:

 

  • Как тебя зовут? (ответ должен быть полным, т.е. ФИО)
  • Сколько тебе лет?
  • Когда ты родился? (полностью число, месяц, год)
  • Как зовут твоих родителей? (ФИО родителей)
  • Где они работают и кем?
  • Как называется город, в котором ты живёшь?
  • Какая река протекает в нашем городе?
  • Назови свой домашний адрес.
  • Есть ли у тебя сестра, брат?
  • Сколько ей (ему) лет?
  • На сколько она (он) младше (старше) тебя?
  • Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
  • В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
  • Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
  • Сколько времён года ты знаешь?
  • Сколько месяцев в году и как они называются?
  • Где правая (левая) рука? (покажи правую руку, затем левую)
  • Прочти стихотворение. (любое, которое знает)
  • Знания математики:
  • счёт до 10 (20) и обратно
  • сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
  • решение задач на сложение и вычитание

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

 

  • Хочешь ли ты пойти в школу?
  • Зачем нужно ходить в школу?
  • Чем ты будешь заниматься в школе?
  • Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  • Как нужно вести себя на уроках в школе?
  • Что такое домашнее задание?
  • Зачем нужно выполнять домашнее задание?
  • Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

 

ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит, у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит, вам надо ему еще многое рассказать о школе.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей. Играйте с ребенком в настольные игры, умение следовать правилам поможет ребенку быстрее адаптироваться в школе.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен

 

Подготивила: 

педагог-психолог

Миронова Н.В.

Оставить комментарий: