a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Материалы педагогических чтений Жунусовой М.Б

Опубликовано: 2014-08-27 19:17:24

Документы для скачивания

Материал педагогических чтений МБУ «Ресурсный центр информатизации образования и методического обеспечения»

                                                           

Реализация в детском саду образовательной области «Коммуникация»

 

Махаббат Ботажановна Жунусова

              Воспитатель МБДОУ

                                  «Александровский детский сад»

 

Шербакуль 2013

 В нашем детском саду с введением ФГТ произошли следующие изменения:

1) Интеграция образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»);

2) Занятия проводятся в форме игровой деятельности;

3) Обновление планирования (комплексно – тематический вид);

4) Совершенствование мониторинга.

Весь процесс интеграции образовательных областей можно назвать-  «Коммуникация». Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена на развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Я хочу показать интеграцию образовательной области «Коммуникации» на примере одного дня:

 

Основные виды деятельности    

Формы организации деятельности детей

Интеграция образовательных областей

коммуникативная

 

Прием детей Ситуативная беседа.

Коммуникация

социализация

трудовая

Дежурство по столовой

Труд

 Коммуникация

игровая

Игра «Посуда для повара, няни и девочки»

Социализация

коммуникация

Познавательно- исследовательская

Экскурсия (рассматривание посуды повара ,няни, куклы)

Познание коммуникация

продуктивная

Лепка «Посуда»

Худ. творчество

(лепка)

Труд

 

Чтение худ. литературы

Чтение сказки «Федорино горе»

Коммуникация

Социализация

худ. литература

 

Коммуникативная

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за посудой, которая имеется дома на кухне

коммуникация

 

 

                    Я использую формы организации детей: беседы(беседа с куклой Катей. Рассказы детей о своих семьях ), ситуативный разговор(о том, как надо дружно играть, делиться игрушками друг с другом), речевая ситуация(сбор детей на прогулку, обратиться к воспитателю за помощью), составление и отгадывание загадок(сначала отгадываем загадки, а потом вместе пытаемся составить загадки ), сюжетные игры(«Пора кушать» ), игры с правилами(игра в «Семью»).

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.

Я, развиваю речь и коммуникативные способности детей, во второй младшей  группе, с помощью: 

1) Задач на развитие свободного общения со взрослыми и детьми :

  1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми;
  2. Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым;
  3. Стимулировать проявление признаков вне ситуативно-познавательного общения со взрослыми;

2) Задач на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности  :

  1. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;
  2. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;
  3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз;
  4. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения;
  5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах;
  6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием;
  7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падежа.

3) Задач на практическое овладение нормами речи  :

  1. Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками;
  2. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Ориентация детей в образовательной области

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия («Это мишка. Мишка спит», «Здесь зайка. Он ест морковку»); отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут? Какого цвета твое платье?»), узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой.

Вступать в игровое общение со сверстниками — парное и в малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях(«Давай строить гараж», «Давай катать машинки»), о ролях («Я буду варить суп. Приходите обедать»),

С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.

Связная речь.

Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т. п.)

Дети начинают осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого(«Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам — маленькие чашки»); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Грамматически правильная речь.

Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка — котенок, котята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), определения («Пойду гулять с новой куклой»), обстоятельства («Я  быстро, оделась на прогулку)»; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» — крякает, кошка «мяу-мяу» — мяукает; с помощью воспитателя строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами: «Киска мяукает — она хочет есть», «Кукла плачет, потому что она хочет спать».

Словарь.

Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия(смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов(мягкость, твердость, гладкость и т.п.; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей(кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и т.п.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) .

Дошкольники осваивают умения: знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба(дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо Алеша), знакомство (как тебя зовут, меня зовут Никита, давай играть); использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте Махаббат Ботажановна— здравствуй Ильюша); узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен (Лена— Леночка, Алина — Алиночка); вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверстника.

Нас радуют достижения ребенка:

-Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.

-Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.

-Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».

-Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений.

-Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.

-Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

   Иногда итоги освоения содержания образовательной области вызывают озабоченность, и требует совместных усилий воспитателей и родителей :

-Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему;

- На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь («язык нянь»);

- Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения;

- Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками;

- Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.

 

 

 

Оставить комментарий: