СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Документы для скачивания
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила воспитатель Зеленецкая С. В. Санкт – Петербург Толерантность в переводе с английского языка- возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как терпимость по отношению к другому. Толерантность- искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. По сферам проявления толерантности различают такие направлениям, как: Политическая толерантность- терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические установки; Научная толерантность- терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ; Административная толерантность- умение руководить без нажима и агрессии; Культурная толерантность- уважение явлений культуры, представляющей ценность для других, допущение плюрализма вкусов; Этническая толерантность- разнообразие и взаимопроникновение этносов и многое другое. Педагогическая толерантность- терпимость к собственным детям и ученикам, умение понять и простить их несовершенство. Считается, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относится друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей является крайне важным в дошкольном возрасте. Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, русский он или оказался жителем нашего города по каким- либо причинам. Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие- либо преобразования в современной педагогике. Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства и самовыражения личности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения. Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии. Цель воспитания толерантности- воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока: 1. Создание условий для развития толерантных установок т. е. создание толерантной среды в обществе и в сфере образования 2. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Создавая, условия для развития толерантных установок у детей, педагогу необходимо организовать свою деятельность и спроектировать в ней три взаимосвязанных направления работы: - с педагогами, - с детьми, - с родителями. Работа с педагогами не случайно «заняла» первое место. Это исходит из того, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых. Толерантность у ребенка возможно развить только лишь на собственном примере, реализуя в практике работы с ним личностно- ориентированную модель общения с детьми, основой которого будет толерантное к нему отношение. В процессе взаимодействия с детьми, необходимо пытаться понять их настроение, а для этого при помощи системы психолого- педагогических мероприятий( деловые игры, мини- тренинги, тренинги- этюды и пр. ) , которые организуются психологом нашего дошкольного образовательного учреждения, развиваем педагогическую наблюдательность; пытаемся «взглянуть на себя со стороны», анализируя собственную деятельность; стремимся ставить себя на место ребенка; развиваем способность признавать свои ошибки в общении с детьми. Демонстрируя детям пример гуманного, доброжелательного отношения к окружающим( как утешить, помочь, угостить, обрадовать и т. д. ) , воспитатель. п омогает малышам не только почувствовать, но и увидеть в мимике и жестах проявление эмоционального состояния окружающих( как взрослых, так и детей) , а своим одобрением воспитатель поддерживает стремление детей к положительным поступкам. Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более раскрепощенным и инициативным в общении не только с взрослым, но и со сверстниками, приобретая таким образом опыт положительного взаимодействия с ними, доброжелательного отношения к ним, что и будет составлять основу воспитания у детей данного возраста толерантного отношения к окружающим. Следовательно – важнейшим условием воспитания основ толерантного отношения между детьми является пример взрослых — их приветливое и доброжелательное отношение, которые, в силу возрастных особенностей малышей, передаются детям. Учитывая роль семьи в воспитании детей, должна была спроектирована и система работы с родителями. Наиболее эффективными, являются следующие формы взаимодействия с родителями: - участие родителей в создании мини- музея кукол, отражающих национальные мотивы; - изготовление национальных костюмов для детей; - с портивный досуг «Вместе весело играем»( национальные игры) ; - музыкальное развлечение «А у наших у ворот развесёлый хоровод»( хороводные игры и забавы) . Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать – значит понимать, поддерживать, верить. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих( как взрослых, так и сверстников) . Для современных педагогов детского сада актуальна задача создания условий образовательной среды, в которых процесс образования, развития и обучения будет безопасным. Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды дошкольного учреждения, свободное от насилия во взаимодействии с ребенком, способствующее удовлетворению детей в общении, обеспечивающее психологическое здоровье всех участников. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ организуется с учетом конкретных условий, направлена на сохранение здоровья детей, формирование адекватного поведения и успешной деятельности каждого ребенка. Итак, проблема воспитания толерантной культуры – одна из самых актуальных в современном российском обществе. Дошкольное образовательное учреждение способно показать детям пример ненасилия, свободы, толерантности. Осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её воспитательные возможности и «приспосабливая» её к нуждам детства, ДОУ должно стать центром толерантного воспитательного пространства. Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты: 1) Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек. 2) Ребёнок учится общаться с разными людьми. Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня. Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха, так и неудач. Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения. Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик. Работа по формированию толерантности естественно и органично входит в целостный педагогический процесс. Целесообразна интеграция с содержанием занятий по изобразительной, театрализованной деятель ности, познавательному, речевому, физическому развитию, игровой деятельности, обучению детей иностранному языку. Необходимо тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей по данному вопросу, это помогает выработать единый стиль в работе. Исследователи толерантности( С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, Е. О. Смирнова и др. ) уверены, что особенности и закономерности психического развития ребенка в первые годы жизни, дают основания и возможность для воспитания его в духе толерантности: «толерантность, сформированная в ранние и детские годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе».