Конспекты уроков по русскому языку
7 класс
Повторение по теме «Местоимение»
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Цели: обобщение и систематизация знаний о местоимениях;
формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний; развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, орфографической зоркости;
воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую среду и атмосферу комфортного доверительного общения.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организацияурока.Целеполагание.
Цель нашего урока – обобщить знания, проверить их прочность, суметь использовать их, выполняя различные задания.
2.Вступительноесловаучителя.
- Актуализация мышления.
1.Проверка домашнего задания.
- Работа с ассоциациями.(работа в группах)
Личные я, ты, мы, вы, он, она, они
|
картинка - лицо человека | |
Возвратное себя
|
картинка - возврат денег | |
Притяжательные мой, твой, ваш, наш, свой её, его, их
|
картинка - магнит притягивает металл | |
Вопросительные кто? что? какой? каков? чей? сколько? который?
|
картинка - знак вопроса |
|
Относительные кто, что, какой,каков, чей, сколько, который
|
картинка - относиться к другим людям | |
Указательные тот, этот, такой, таков, столько
|
картинка - указательный палец | |
Определительные сам, самый, любой, иной, другой, весь, каждый, всякий,
|
картинка - определяют с лупой |
|
Неопределённые некто, нечто, некоторый, несколько
|
смайлик - неопонятно | |
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего
|
картинка - жест "нет" | |
- Составление сетки.(работа в парах)
По частоте употребления местоимения занимают 3место, после существительных и глаголов;из 30 самых частых слов 12 местоимений: он, я, этот, весь, они, она, мы, ты, тот, вы, свой, который.
Мы-личн.
Его-прит.
Себя-возвр.
Тот-указ.
Он-личн.
Их-прит.
Мой-прит.
Её-прит.
Наш-прит.
Иной-опред.
Е
- Обобщение и систематизация изученного
- Закончите предложения
1)Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая...
2) Существуют следующие разряды местоимений…
3) Личные местоимения -это…
5)Возвратное местоимение (себя) не имеет...
6)Вопросительные местоимения служат...
7) Относительные местоимения отличаются от вопросительных тем….
8)В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ...
9) Не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно, когда…
- «Четвёртый лишний»
1.Сам, другой, иной, мы (мы- личное, остальные-определительные)
2. Себя, тот, этот, сей(себя-возвратное)
3.Никто, никакой, некто, ничей (некто- неопределённое)
4.Тобой, мы, её, нас. (Её, т.к. может быть притяжательным и личным)
- Тот, такой, этот, таков.(Таков, т.к. не изменяется по падежам )
- Я, вы, ты, он. (Он, т.к. изменяется по родам)
7.Никому, чей, тот, иной. (Чей, т.к. может быть вопросительным и относительным)
3.Выборочный диктант
- Выпишите местоимения, определите их разряд.
Вредные советы.
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Г.Остер
- Как мы назовём человека, который следует этим советам?
- Почему стихотворение так названо?
- Попробуйте эти советы превратить в полезные! Для этого помните о словах
- Словарный диктант
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не спросил, кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся.
- Индивидуальное задание
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
(евонный – его, ихние – их, ейные – её)
-Исправьте предложения:
- Я укорял меня за невнимательность. 2. Он хвастун: всё время хвалит самого его. 3. Он обиделся на их. 4. Мы с ими давно дружим. 5. Они ждали него. 6. Я горжусь ним.7. Ихние слова очень трогательны.
- Тесты «Крестики-нолики»
- Местоимение – это самостоятельная часть речи.
- Местоимение называет предмет, признак, количество.
- Местоимение отвечает на вопрос где, куда, откуда.
- Местоимение в предложении бывает подлежащим, дополнением, определение.
- Местоимения делятся на 9 разрядов.
- Мой, твой, наш, ваш – это личные местоимения.
- Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются.
- Указательные местоимения – другой, каждый.
- Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
- Не, ни с местоимениями пишутся слитно.
- В сочетании ни с кем ни – это частица.
- В предложении Ни у кого не было их книг. ошибок нет.
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12
+ 0 0 + + 0 + 0 + + + +
- Синтаксический анализ предложения. Морфологический анализ
Тот человек взял пять щенков и отнёс их домой.( прост, невоскл, повеств., двусост, распр, полн.)
Пять- сколько?, имя числ., колич., целое, прост, В.п., дополн.
Тот- какаой?, мест., указ., м.р., ед.ч., И.п., опред.
- Работа с фразеологизмами
Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание-
нечто неопределённое -
смотреть внимательно -
искусный мастер –
спешить -
чувствовать себя неловко –
оглядываться беспрестанно -
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)
5.Рефлексия.
-Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?
-Какая форма работы вам понравилась больше?
-Что вызвало затруднения?
6.Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по темам: «Имя числительное.Местоимение», просклонять 324, они.