Статья на тему "Игра в системе дошкольного образования"
Документы для скачивания
Игра в системе дошкольного образования При построении педагогического процесса в соответствии с требованиями ФГОСДО основной образовательный процесс педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. В педагогической практике воспитатели широко используют игры с правилами- подвижные и дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В последнее время педагоги стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд. Огромное место в жизни детей занимают театрализованные игры. Сколько в них переживаний, эмоций. В этих играх много изобретательности, фантазии, выдумки, творчества. Учитывая это, педагоги создают для детей все необходимые условия для проявления и развития у детей творческих способностей. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно- ролевую игру. Другие виды игр- подвижные, дидактические, строительные, - хотя и широко используются в дошкольном воспитании, служат для реализаци и частных воспитательных задач. Сюжетно- ролевая игра- это совместный вид деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя разные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни. Развивающее значение игры разнообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В процессе игры дети берут на себя различные роли как бы замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми, которое в других условиях остаётся для них скрытой массой деталей, умело пользуются предметами- заместителями. Один и тот же заместитель начинает использоваться для обозначения разных предметов и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества. Таким образом, развитие мышления в игре связано с развитием воображения. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно- игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. На первоначальном этапе становления игровая деятельность тесно связана с формирующими воздействиями взрослого. Поэтому подбор игрушек, организация сюжетно- ролевой среды для самостоятельной игры в большей мере дублируют ситуацию совместной игры взрослого с детьми. В игрушках должны быть ярко обозначены основные детали, несущие функциональную характеристику предмета. При этом масштаб игрушки дол ж ен соответствовать размеру руки ребёнка. Все игрушки должны иметь сертификат качества. В настоящее время очень важна роль педагога в обучении игры с детьми. Игровые уголки в детских садах должны быть оснащены разнообразными полифункциональными материалами. Воспитатель должен показать способы употребления материала для того, чтобы ребёнок мог свободно пользоваться заместителями в игре, имел широкий ассортимент материалов для своих построек. Воспитатель должен проявлять фантазию, чтобы увлечь ребенка новой, сделано взрослым, постройкой, которая вдохновит его на самостоятельную игру. Педагогу необходимо играть вместе с детьми, наблюдать во время их самостоятельных игр. Иногда, педагогу нужно оставить детей в покое. Решительно и твердо. Пусть играют пак, как хотят. А он внимательно посмотрит- и поймет, что он должен изменить в своей жизни и работе. Детям нужно дать наше внимание, участие, себе в качестве партнера по игре- если они этого хотят. Получить от ребенка приглашение в игру- знак величайшего доверия. Педагогам нужно почаще думать, какими красками мы рисуем им детство- ве дь оно полностью в наших руках. Правильно выбранные игры педагогом помогают детям преодолеть стеснение, страх, отклонения в поведении ребенка. Во время игры у детей развивается память, воображение, мышление, интерес к окружающему миру, активизируется речь, развиваются трудовые навыки, появляется хорошее настроение. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окру жающий мир, светлее и радостнее.