Адаптация ребенка раннего возраста к ДОУ
Психологическая характеристика процесса адаптации
ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально психологическом.
Новые условия, характеризующие ДОУ, можно условно разделить на три группы.
- Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым:
- знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
- очень активное, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
- жесткая регламентация выполнения задач;
- изменение ситуации общения со взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
- поощрение и порицание взрослым действий ребенка;
- ограничение времени на выполнение действий, в т.ч. бытовых.
- Условия, связанные с новой организацией среды:
- выход за пределы знакомого помещения;
- необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности.
- Условия взаимодействия с ровесниками:
- встреча с коллективом ровесников;
- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
- наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям.
Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы его психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентируют их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе. В новой обстановке они забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении.
Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, такие дети испытывают серьезные трудности при незначительных переменах в их жизнедеятельности.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом, навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничен родителями. А общая ситуация социальной нестабильности приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Проявления дезадаптации зависит от типа нервной системы. У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. В последующем, такое деструктивное поведение ребенка, при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и ошибочных воспитательных взаимодействиях взрослого, может привести к формированию патологических черт характера.
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление успешной адаптации. Выражение лица грустное, отрешенное. Движения заторможены, бедны. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Появляются навязчивые действия, а также поведенческие и эмоциональные регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.
Второй этап получил название псевдоадаптация. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда (например, на интересных занятиях) сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ ситуации.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.),
так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве
со взрослым, познании, признании, одобрения и т.п.),
в новой среде и новыми средствами.
Подготовила: педагог-психолог Миронова Н.В.