Психологические особенности игровой деятельности
Психологические особенности игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Ведущая деятельность – такая форма поведения ребенка, в связи, с развитием которой развиваются психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Ребенок начинает учиться в игре, возникают новые виды занятий. Ребенок овладевает такими разновидностями игры, как предметно-манипулятивная (от 1 года до 3лет), сюжетно-ролевая (от 3 до 7 лет). Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры; появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметно-манипулятивная, в том числе символическая игра. У детей от 1 года до 3 лет в условиях игровой деятельности значительно повышается острота зрения; складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и запоминает большее количество слов, чем при других обстоятельствах.
В возрасте около восемнадцати – двадцати месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.
С развитием ребенка игра изменяется. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств: во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры; во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых; в третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми в игре. Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целенаправленному обучению.
На протяжении всего дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности ребенка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. От того, как взрослый организует этот первый вид деятельности ребенка зависит успешность формирования личности ребенка, поэтому глубокие знания психологических закономерностей игровой деятельности - важная составляющая профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений ДОУ.
Мною было проведено анкетирование на тему: «Развитие игровой деятельности. Цель: Изучение развития игровой деятельности в нашем учреждении. В анкетирование приняли участие 5 педагогов (воспитателей разных возрастных групп), которым было предложено: «честно и откровенно оценить свою деятельность по руководству игровой деятельностью детей в пятибалльной системе».
В анкете использовались следующие вопросы:
- Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей.
Подсчёт : 5+3 +4 + 5+5=22 б
- Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читаю вместе книги, прослушиваю пластинки, обсуждают события жизни детей)
4+5+4+5+5 = 23 б
- Побуждаю детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: "Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим", предлагаю детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждаю детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваюсь о правилах игры со старшими детьми и пр.).
5+5+5+4+4 = 23 б
- В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий
4+4+4+4+4 = 20 б
- Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегаю время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями;
4+5+4+5+5 = 23 б
- Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).
4+4+5+4+5 = 22 б
- Создают условия для развития общения между детьми в игре. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми;
4+5+4+4+4 = 21 б
- создаю условия для развития творческой активности детей в игре.Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.
4+3+4+3+4 = 18 б
9.Стимулирую детей пользоваться предметами-заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.
3+5+4+4+4 = 20 б
10.Внимательно и тактично наблюдаю за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.
5+5+5+4+5 = 24 б
11.Организую игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей, обращаю особое внимание на "изолированных" детей
4+4+5+3+4 = 20 б
12.Способствую поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре
4+4+4+4+5 = 21 б
- Поддерживаю индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
5+4+5+4+5 = 23
- Способствуют развитию у детей разных видов игры.
4+5+4+4+4= 21
- Способствуют возникновению режиссерской игры.
3+4+4+3+4 = 18 б
- Организую игры-драматизации.
3+4+5+4+3= 19 б
- Побуждаю детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4+3+4+3+3 = 17 б
- Организую подвижные и спортивные игры.
5+5+5+5+4 = 24 б
- Использую дидактические игры в педагогическом процессе.
5+5+5+5+5 = 25 б
- Использую игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
5+5+5+4+5 = 24 б
Анализ анкетирования показал, что воспитатели высоко оценили свою работу (4 - 5 балла) по созданию условий для возникновения и развертывания игры детей, условий для обогащения детей впечатлениями, для развития общения между детьми в игре, побуждению детей к развертыванию игры. В качестве непосредственных участников игры воспитатели предлагают детям образцы различных игровых действий; соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе. Стимулируют детей пользоваться предметами-заменителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей, подвижные и спортивные игры, обращают особое внимание на "изолированных" детей. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре, развитию у детей разных видов игры. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре. Используют дидактические игры в педагогическом процессе, игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
Воспитательную работу по созданию условий для развития творческой активности детей в игре, побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.)., организацию режиссерских и драматических игр воспитатели оценили в 3 – 4 балла.
Рекомендации: использование в воспитательной работе игр исследовательского характера: на развитие поисковой активности, творческого мышления, воображения (познавательных функций). Например, риисование палочками на снегу, земле, песке, глине; сочинение рассказов на свободную тему; игры на ориентиры, игры в «вопросы и ответы», «один – много» и другие.
Пеедагог-психолог: Миронова Н.В.