a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Психологические особенности игровой деятельности

Автор: Миронова Надежда Валерьевна Опубликовано: 2016-12-23 12:41:52

Психологические особенности игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Ведущая деятельность – такая форма поведения ребенка, в связи, с развитием которой развиваются психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Ребенок начинает учиться в игре, возникают новые виды занятий. Ребенок овладевает такими разновидностями игры, как предметно-манипулятивная (от 1 года до 3лет), сюжетно-ролевая (от 3 до  7 лет). Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры; появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".  В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).  В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметно-манипулятивная, в том числе символическая игра.  У детей от 1 года до 3 лет в условиях игровой деятельности  значительно повышается острота зрения; складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.  Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.  В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и запоминает большее количество слов, чем при других обстоятельствах.

В возрасте около восемнадцати – двадцати месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.

С развитием ребенка игра изменяется. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств: во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры; во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых; в третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми  в игре. Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целенаправленному обучению.

На протяжении всего дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности ребенка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. От того, как взрослый организует этот первый вид деятельности ребенка зависит успешность формирования личности ребенка, поэтому глубокие знания психологических закономерностей игровой деятельности - важная составляющая профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений ДОУ.

Мною было проведено анкетирование на тему: «Развитие игровой деятельности. Цель: Изучение развития игровой деятельности в нашем учреждении. В анкетирование приняли участие 5 педагогов (воспитателей разных возрастных групп), которым было предложено: «честно и откровенно  оценить свою  деятельность по руководству игровой деятельностью детей в пятибалльной системе».

В анкете использовались следующие вопросы:

  1. Создаю условия для  возникновения и развертывания  игры детей.

Подсчёт : 5+3 +4 + 5+5=22 б

  1. Создаю условия  для  обогащения  детей  впечатлениями,  которые  могут   быть   использованы   в   игре   (читаю   вместе  книги, прослушиваю   пластинки,   обсуждают   события   жизни   детей)

4+5+4+5+5 = 23 б

  1. Побуждаю детей к  развертыванию  игры  (обращаются к малышам:  "Посмотрите,  у  зайчика  болит  ножка,  давайте  его  полечим",   предлагаю детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждаю  детей к принятию роли и наделению ею  партнера; договариваюсь о правилах игры со старшими детьми и пр.).

5+5+5+4+4 = 23 б

  1. В качестве непосредственных  участников  игры предлагаю детям  образцы различных игровых  действий

4+4+4+4+4 =  20 б

  1. Соблюдают баланс между игрой и другими  видами деятельности  в педагогическом  процессе:  оберегаю  время, предназначенное для  игры, не подменяя ее занятиями;

4+5+4+5+5 = 23 б

  1. Обеспечивают баланс между  разными  видами  игры (подвижными      спокойными,  индивидуальными  и  совместными,  дидактическими  и сюжетно-ролевыми и пр.).

4+4+5+4+5 = 22 б

  1. Создают условия для развития общения между детьми в игре. Организуют  совместные  игры  детей  (предлагают  игры  с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские  привязанности между  детьми; 

4+5+4+4+4  = 21 б

  1. создаю условия для  развития творческой активности   детей в игре.Не   регламентируют   игру   детей,   избегают   воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.

4+3+4+3+4 = 18 б

9.Стимулирую   детей    пользоваться    предметами-заместителями,   помогаю  подбирать  и  расширять  их  набор, гибко использовать     игровое оборудование.

3+5+4+4+4 = 20 б

10.Внимательно  и  тактично  наблюдаю  за  свободной  игрой детей,   включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.

5+5+5+4+5 = 24 б

11.Организую  игры с  учетом личностных особенностей  и специальных потребностей  детей, обращаю особое  внимание на  "изолированных" детей 

4+4+5+3+4 = 20 б

12.Способствую  поло-ролевой  социализации  мальчиков  и девочек в игре

4+4+4+4+5 = 21 б

  1. Поддерживаю индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

 5+4+5+4+5  = 23

  1. Способствуют развитию у детей разных видов игры.

 4+5+4+4+4= 21

  1. Способствуют возникновению режиссерской игры.

 3+4+4+3+4 = 18 б

  1. Организую игры-драматизации.

 3+4+5+4+3= 19 б

  1. Побуждаю детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

 4+3+4+3+3 = 17 б

  1. Организую подвижные и спортивные игры.

5+5+5+5+4 = 24 б

  1. Использую дидактические игры в педагогическом процессе.

 5+5+5+5+5 = 25 б

  1. Использую игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

 5+5+5+4+5 = 24 б

Анализ анкетирования показал, что воспитатели высоко оценили свою работу (4 - 5 балла) по созданию  условий  для  возникновения и развертывания  игры детей, условий для  обогащения  детей  впечатлениями, для  развития общения между детьми  в игре, побуждению  детей  к  развертыванию  игры.   В  качестве  непосредственных  участников  игры воспитатели предлагают  детям  образцы различных игровых  действий; соблюдают баланс  между игрой  и другими  видами деятельности  в педагогическом  процессе. Стимулируют   детей    пользоваться    предметами-заменителями,   помогают  подбирать  и  расширять  их  набор, гибко использовать     игровое оборудование. Внимательно  и  тактично  наблюдают  за  свободной  игрой детей,   включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер. Организуют  игры с  учетом личностных особенностей  и специальных потребностей  детей, подвижные и спортивные игры, обращают особое  внимание на  "изолированных" детей. Способствуют  поло-ролевой  социализации  мальчиков  и девочек в игре, развитию у детей разных видов игры. Поддерживают  индивидуальные интересы и возможности детей в игре. Используют дидактические игры в педагогическом процессе,  игровые приемы в разных видах деятельности и  при выполнении режимных моментов.

Воспитательную работу по созданию условий  для  развития творческой активности   детей в игре, побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.)., организацию режиссерских и драматических игр воспитатели оценили в 3 – 4 балла.

Рекомендации: использование в воспитательной работе игр исследовательского характера: на развитие поисковой активности, творческого мышления, воображения (познавательных функций). Например, риисование палочками на снегу, земле, песке, глине; сочинение рассказов на свободную тему; игры на ориентиры,  игры в «вопросы и ответы», «один – много» и другие.

 

Пеедагог-психолог: Миронова Н.В.

Оставить комментарий: