Инновационный опыт Панькиной Т.П.
Документы для скачивания
Привитие обучающимся навыков самостоятельных
занятий физической культурой
1 .Актуальность и перспективность опыта
Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно – залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.
Всего этого можно добиться только на основе взаимосвязи урочных форм занятий с внеклассными. На каждом уроке физической культуры следует отводить до 15-18 минут времени для воспитания физических качеств, с обязательным контролем домашних заданий.
Результативность работы с учащимися выражается в укреплении здоровья, в формировании у них потребности систематически заниматься физической культурой и спортом, познавать свои физические резервы, и добиваться успехов через самостоятельные занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески, развитые гармонично.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся, она обусловлена современными требованиями к школьному обучению.
Необходимость и значимость педагогического опыта, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы:
- Почему у детей пропадает интерес к спорту?
- Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?
- Как меняется в настоящее время парадигма образования?
- Как организовать деятельность учеников по использованию в учебном процессе информационных технологий?
- Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?
- Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся?
- Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?
- Условия формирования опыта
Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностной.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Образовательный процесс в области физической культуры в школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
- воспитание положительных качеств личности норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
-изучение методической литературы;
-изучение опыта коллег;
-активное участие в работе методических объединений;
-курсы повышения квалификации;
-курсы переподготовке в АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»;
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.
Реализация компетентностного подхода в формировании здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности строится в системе урочной, методической, внеклассной, и мониторинговой деятельности.
В основу своей работы положила принципы здоровьесберегающей технологии, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса. Работа построена на принципах:
Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесс так, чтобы здоровье детей сохранилось, а по возможности и улучшалось.
Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся.
Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося.
Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи, проведение диагностики, мониторинга здоровья.