"Формирование устной правильной речи у детей"
Документы для скачивания
МБДОУ ЦРР детский сад № 142 «Росинка» КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ» Выполнила: Воспитатель высшей квалификационной категории Митрофанова Марина Александровна 2016г. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений- формирование правильной устной речи детей. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка. Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский- основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е. Н. , Симонович А. С. , Тихеевой Е. И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н. К. , Флерина Е. А. , и многие другие. Речь называется правильной, еслиговорящий правильно произносит слова, правильно употребляет формы слов, правильно строит предложения. Хотя этого может быть мало. Речь может быть правильной, но не соответствовать целям общения. Хорошая речь содержит, по меньшей мере, следующие признаки: разнообразие, богатство, выразительность, а также точность употребления слов. Богатство речи характеризуется использованием огромного словарного запаса При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими. В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью. Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих. Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Устная речь – это не просто набор предложений, составленных по правилам синтаксиса и пунктуации, высказанных вслух. Устная речь – это форма речевой деятельности, состоящая из: 1) Того, что мы говорим 2) Того, как мы говорим О. И. Соловьева отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения( хорошей дикции) , воспитание выразительности детской речи», а это значит: формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп и различные интонационные средства выразительности( мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи) . Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи: 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: - звуковысотный слух; - слуховое внимание; - фонематический слух; - восприятие темпа и ритма речи. 2. Формировать произносительную сторону речи: - учить детей правильному произношению всех звуков родного языка; - развивать артикуляционный аппарат; - работать над речевым дыханием; - воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; - вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию; - формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь. 3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. 4. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитатели должны иметь представление об основных нарушениях речи( например, носовой оттенок произнесения слов, заикание) , для того, чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту. Как раскрываются эти задачи? 1. Работа по развитию речевого слуха. Работа по развитию речевого слуха включает в себя развитие всех его компонентов: звуковысотного слуха, слухового внимания, фонематического слуха, восприятия темпа и ритма речи. В начальный период формирования речи развитие этих компонентов происходит неравномерно. Звуковысотный слух на первых этапах речевого развития несет основную нагрузку. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с изменением эмоциональной окраски речи( плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный) . Слуховое внимание- умение определять на слух то или иное звучание и направление звука – развивается очень рано: ( дети отыскивают глазами игрушки, издающие звуки) . Фонематический слух- способность четко отличать одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: стол – стул – стал; дом – сом- лом – ком. Восприятие темпа и ритма речи- способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, не умея его еще правильно оформить фонетически, например, вместо слова кирпичи произносит «титити». Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата. Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: ( просодические компоненты) Правильность произношения, Четкость, ясность произнесения слов, Повышение и понижение голоса, Усиление или ослабление громкости, Ритмичность, Плавность, ускорение и замедление речи, Тембральную окраску( просьба, повеление и т. д. ) . 2. Работа по формированию произносительной стороны речи. Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата( расщелина твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубо- челюстной системы, короткая подъязычная связка и т. д. ) , недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха( неумение отличать одни звуки от других) . Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи( неумение слушать себя и других) , усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука. Особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи( замена одной буквы другой) , а искаженно произносимые и вовремя не исправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий( со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения. Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения( такими являются алалия и дизартрия и другие сложные нарушения) . Воспитатель должен вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их к специалистам. Артикуляционный аппарат является основой для звукопроизношения. Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависит от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и др. являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Малоподвижный язык может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи. Поэтому задачами воспитателя являются: 1. развитие подвижности языка; 2. развитие достаточной подвижности губ; 3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. ( сказка о Веселом Язычке) . . . . . . . . . . . . Речевое дыхание- это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность говорить фразами в процессе речевого высказывания. При неречевом дыхании вдох и выдох производится через нос, вдох равен выдоху по продолжительности. Речевое осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно- сосудистых заболеваний и т. д. , а также неправильное, недостаточное внимание к речи детей со стороны взрослых( отсутствие контроля за речью) . Дети д\ в, имеющие ослабленный выдох и вдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, т. к. дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Поэтому задачами воспитателя являются: 1. Используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; 2. Путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его( произносить небольшие фразы на одном выдохе) . Детям предлагают в игровой форме такие упражнения: сдувать с руки “снежинку”( ватку) ; дуть на “султанчик”( тонкие полоски бумажек, приклеенные или привязанные к карандашу, палочке) ; погреть ладошки; дуть на подвешенные к нитке игрушки, сделанные из бумаги бабочки, жуки, птички; дуть на одуванчики, чтобы слетели пушинки. Игры: “Чья снежинка улетит дальше”, “Послушный ветерок” и другие. Дети среднего и старшего дошкольного возраста также выполняют задания, связанные с развитием протяжного и длительного выдоха на неречевом материале. В игровой форме они задувают в ворота легкие предметы( например, ватку, “лыжника”) , соревнуются, у кого дальше летит “снежинка”, кто дольше сможет подуть на “листочки дерева”. Можно предложить им передвигать при помощи воздушной струи по гладкой поверхности стола легкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри и т. д. Проводить дыхательные упражнения и игры нужно в хорошо проветриваемом помещении, не ранее чем через 1, 5 – 2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка. Длительность упражнений не должна превышать 2 – 3 минут для детей младшего дошкольного возраста и 3 – 5 минут для среднего и старшего возраста. В процессе проведения дыхательных упражнений не следует добиваться полного выдоха. При проведении дидактических игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота( диафрагмальная область) . Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2- 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса. Задуй свечку Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Педагог отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу». Лопнула шина( педагоги) Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш- ш- ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Накачать шину( педагоги) Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с- с- с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. Воздушный шар Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф- ф- ф». Жук жужжит Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж- ж- ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Ворона Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К- а- а- а- р». Педагог хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Пилка дров( педагоги) Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох. Дровосек( педагоги) Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз. Комарик( педагоги) Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з- з- з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону. Еще одним аспектом произносительной стороны речи является развитие голосового аппарата. Высота, сила, тембр – вот основные характеристики голоса. Высота – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот. ( Схема) №14 Сила – произнесение звуков в определенной громкости( громко- нормально тихо) . Тембр – качественная окраска голоса( звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т. д. ) Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т. п. способствуют возникновению голосовых нарушений. ( причины голосовых нарушений) Нередко у детей д\ в нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемых постоянно громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице, неправильным использованием тона голоса( например, дети подолгу подражают писклявой речи, или говорят низким голосом как «папа») . Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка( слишком застенчивый говорит тихо, возбужденный – на повышенных тонах) . В семье, где взрослые говорят очень громко, ребенок подражает их речи, если в помещении постоянный шум( радио, телевизор, шум в группе) , ребенок привыкает говорить громко. Задачами воспитателя являются: 1. Развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту; ( спец. игры, игров. упр, контроль) 2. Приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями( громко – тихо) . Важно, чтобы у ребенка была четкая дикция. Дикция формируется одновременно с развитием речи ребенка постепенно. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Нередко нечеткая дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. Такие дети говорят нечетко, смазано, не договаривая окончания слов. Воспитатель должен давать детям образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения. Темп речи – это скорость протекания речи во времени, т. е. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов и фраз. Задача воспитателя – выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо. Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор, просторечия, жаргоны, допускают неправильное ударение, «буквенное» произношение, например, ( что, чего, вместо што, чево) . Воспитатель обязан осуществлять постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного языка, своевременно исправлять ошибки, давая образец произносительной культуры своей речи. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств, включающий: Мелодику – повышение и понижение голоса, что дает певучесть, мягкость, нежность. Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов. Фразовое и логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса отдельных слов или групп слов. Тембр речи –( не смешивать с тембром звука или голоса) – звуковая окраска, отражающая экспрессивно- эмоциональные оттенки( грустный, веселый, мрачный и т. д. ) . Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть образцом, т. е. эмоционально интонационно выразительной. Воспитатель при заучивании стихотворений, пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи детей. Хочется порекомендовать воспитателям при подготовке к утренникам не разучив с ребенком стихотворений с учетом всех средств языка не отдавать листочки домой для заучивания с родителями. Ведь не каждая мама обладает четкой, выразительной, эмоциональной речью, которая будет примером для подражания ребенком. Работа над свойствами голоса: силой, высотой, тембром – проводится практически во всех видах деятельности. В формировании умения правильно управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры. Для младшего дошкольного возраста рекомендуются следующие игры: “Паровоз и паровозик”, “Позовем Аленку”, “Большие и маленькие”( как лает собака и щенок; как квакает лягушка и лягушонок) , “Песня ветра и ветерка”, “Постучим молоточком”, “Тикают часы”, “Комар и комарики”, “Позови голубей”( произнесение звуков и звукосочетаний с различной громкостью) . На этом возрастном этапе чаще всего проводится работа с отдельными звуками и звукосочетаниями. Для детей средней группы рекомендуются следующие игры: “Вьюга”, “Ауканье”, “Скажи, как я”, “Эхо”, “Кто позвал? ”, “Секрет”, “Угадай, чей голос? ”( дети одной подгруппы произносят с различной громкостью звукоподражания, отдельные слова или фразы, а дети другой подгруппы определяют, кому они могут принадлежать) . Для упражнения в силе голоса используются шутки – чистоговорки, небольшие фразы. В старших группах даются упражнения, цель которых – научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуации общения: говорить тихо, когда беседуешь с товарищами, отвечать достаточно громко на занятиях. Упражнения на формирование умения менять высоту тона являются наиболее трудными, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому в процессе обучения очень важное значение имеет правильный образец речи взрослого. Педагог читает рассказ или сказку, в содержании которых есть звукоподражания. Он произносит их то низким, то высоким голосом( за кошку и котенка, за собаку и щенка) , а дети повторяют, подражая образцу. В младшем дошкольном возрасте обучение умению модулировать голосом по высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: “Кошка и котята”, “Собака и щенята”, “Курица и цыплята”( взрослые особи животных “говорят” низким голосом, детеныши – высоким) . В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: “Мама мыла полы? Мама мыла полы”. Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный материал: шутки – чистоговорки, чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков: “Са – са – са – у кого лиса? – Са – са – са – у меня лиса”; “Мама Милу мылом мыла? – Мама Милу мылом мыла” и пр. Для старших дошкольников такие упражнения усложняются, подбираются, например, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими четкой дифференциации. Ребенок сначала задает вопрос, а затем сам же отвечает на него: “Заржавел железный замок? – Заржавел железный замок”; “Сушила Саша сушки? – Сушила Саша сушки”. Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах. Как уже отмечалось, движение голоса по высоте и силе, изменение тембра являются важными компонентами интонации. При проведении занятий, направленных на развитие интонационных средств выразительности, педагог расширяет голосовые возможности ребенка. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же фраз с разными интонациями: “ Я завтра пойду в кино”, “Весна идет”, “Наступила весна”, “Зеленеет травка”, “На деревьях появились листочки”, “Прилетели птицы! ”- сначала так, чтобы товарищам по группе было ясно: ребенок рад этому событию, затем с интонацией удивления, огорчения, страха. Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений. Например, детям предлагают из фразы “Маше подарили красивую куклу” выделить голосом сначала слово “Маше”( сказать так, чтобы было ясно, что именно Маше подарили, а не другой девочке) , затем слово “подарили”( а не купили) , далее “красивую”( а не большую, например) и, наконец, слово “куклу”( а не другую игрушку) . Формирование спокойного, негромкого голоса способствуют игры “Диктор”, “Комментатор”, выработке уверенного, громкого голоса – “Командир”, вежливого обращения с использованием соответствующей интонации – “Покупатель”, “Продавец” и др. Дети лишь тогда будут правильно пользоваться голосом, употреблять соответствующие интонации, когда поймут и осознают то, о чем говорят. Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры – инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки – диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым, расширяя возможности своего голоса. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6- 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2- 3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. В дальнейшем особую роль в развитии функций руки имеют игры. Давайте рассмотрим некоторые виды игр, которые помогут в развитии речи малыша и не только речи! Пальчиковые театры Пальчиковые театры развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героя ми которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом вы сможете эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа( мышка говорит писклявым голосом, медведь- басом и т. п. ) В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки – развитие артикуляционного аппарата( " ква- ква" , " пи- пи" ) или изображать мимикой и жестами( " медведь ходит, переваливаясь" , " зайка прыгает" и т. п. ) . 2- 3 летние дети очень любят игру" доскажи словечко" . Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность" вставить" словечко. Поиграйте в игру" найди ошибку" , сознательно допустив неточность в рассказе( поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т. п. ) Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша. Шнуровки Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться- чем" умнее" руки, тем умнее и малыш. Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность. Стучалки и пирамидки Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития сенсорных способностей. Игры- стучалки и игры- проталкиватели станут прекрасными пособиями для первого знакомства с основными цветами, помогут развить и улучшить координацию движений. Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда. Кубики Кубики «сложи рисунок»- любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развиваются еще и наглядно- образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, вы можете познакомить малыша с их названиями, рассказать где они растут и что из них можно приготовить. Тем самым вы добавляете в активный словарь ребенка новые слова и понятия. Чтение и пение колыбельных. Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух. Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка. Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка- это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощ ью слов можно назвать не только разнообразные явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.