Конспект НОД «Небывальщина да неслыхальщина» (подготовительная группа) Власенко Т. А.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи: актуализировать, систематизировать и дополнить представления детей о жанре небылиц, познакомить с приемами создания словосочетаний – небылиц, рассказов и сказок в данном жанре, развивать чувство юмора, воображение, фантазию, связную речь.
Оборудование и материалы: игрушка художник Торопыжкин, незаконченные рисунки, рисунки – небылицы, предметные картинки, муляжи животных, мешочек, листы бумаги, цветные карандаши, цветик - многоцветик.
Ход образовательной области.
Мотивационно – ориентировочный этап
Релаксация
Дружно станем мы в кружок.
Вот ладошка, вот ладошка,
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
Игровая ситуация «Знакомство с художником Торопыжкиным».
Воспитатель. Сегодня в гости к нам в гости пришел художник Торопыжкин, он принес свои рисунки. Давайте их внимательно рассмотрим.
- Что на них недостает? Что он нарисовал не правильно?
- Как вы думаете, почему он получил такое прозвище?
Оказывается Торопыжкин является мастером по созданию рисунков – небылиц. Он предлагает научить вас своему искусству. (цель предстоящей работы)
- Ребята, вы желаете принять предложение художника.
Поисковый этап.
Дидактическая игра «Буриме». ( по стихотворению Е.Новичикина «Я рисую»).
- Ребята, вам нужно подобрать слово – рифму.
Открываю я альбом, и рисую просто (дом).
Вот балкон. А на балконе по траве гуляют ( кони).
Это улица: по снегу воробей везет (телегу).
Рядом с домом, во дворе, лает кошка в (конуре).
И шипят, готовы к драке, на заборе две (собаки).
Вам, конечно, не знаком, этот очень странный (дом).
Практический этап.
Дидактическая игра «Так не бывает».
- Ребята, давайте попробуем с вами составить небылицы. Торопыжкин принес предметные картинки, вам нужно подобрать «небывалые» слова, обозначающие качества (какой) и действия (что делает?).
Игровое упражнение «Заметь необычное». Дети слушают стихотворение - небылицу, заметив что – либо необычное, топают ногами. Поясняют, что именно неверно и как должно быть на самом деле.
Ехал Ваня.
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
А старушка в это время – мыла кактус на окне.
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне.
Ну, а кактус в это время мыл старушку на окне.
Ехал Ваня на коне, вел старушку на ремне.
А собака в это время мыла кактус на окне.
Э.Успенский.
Удивительная грядка.
У меня на грядке крокодил растет, а в Москва – реке огурец живет.
Осенью на грядке крокодил поспел, огурец в Москва – реке всех лягушек съел.
Я боюсь, ребятки, что на этот год, вырастет на грядке страшный бегемот.
А вМосква – реке клюнет на крючок, как вам это нравиться – страшный кабачок.
Ох, когда на грядке будет все в порядке?
Ю.Коваль.
Образные упражнения «Небывалая зарядка».
- Ребята, наш гость принес игрушки животных. Он их спрятал в мешочек, вы должны на ощупь узнать животное. А затем показать движения, действия, которые не делает это животное.
Коллективный рассказ «Лесная небылица».
- Дети, составим рассказ – небылицу по рисунку Торопыжкина «Все наоборот».
Физкультминутка «Дождик».(массаж спины)
Дождик бегает по крыше бом-бом-бом (похлопывание ладошками)
По веселой звонкой крыше (бом-бом-бом (постукивание пальцами)
Дома, дома посидите бом-бом-бом (поколачивание кулачками)
Никуда не выходите бом-бом-бом (растирание ребром ладошки)
Почитайте, поиграйте бом-бом-бом (растирают плечи)
- Ребята, Торопыжкин научил вас придумывать небылицы, он познакомил со своими рисунками – небылицами. Давайте мы с вами сделаем ему подарок, изобразим небылицы в своих рисунках. Но прежде подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки».
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну,
Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Рефлексивно – оценочный этап.
Предложить детям собрать цветик – многоцветик. Словесная игра «Продолжи мое предложение…». Мне понравилось… Я научился…. Мне было трудно…
Я запомнил…