консультация для воспитателей "Классификация наблюдений и экспериментов"
|
|
|
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с животными; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке; — в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей: — индивидуальные (1—4 ребенка); — групповые (5—10 детей); — коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения: — случайные; — запланированные; — поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс: — эпизодические (проводимые от случая к случаю); — систематические. 6. По продолжительности: — кратковременные (от 5 до 15 минут); — длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: — однократные; — многократные, или циклические.
8. По месту в цикле: — первичные; — повторные; — заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); — обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей: — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); — решение экспериментальных задач. 11. По способу применения в аудитории: — демонстрационные; — фронтальные.
Характеристику всех видов экспериментов и наблюдений можно найти в любом учебном пособии по ознакомлению детей с природой, поэтому данные сведения здесь не повторяются. Рассмотрим только последний пункт, которому обычно уделяется меньше внимания. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 10-12. |
|
|